Крупного жереха на Средней Волге лучше ловить весной. Именно в начале сезона, когда природа уже проснулась от зимнего анабиоза, но жара еще не вступила в свои права, шансы установить настоящий рекорд становятся очень реальными. Наступает самое время ловить свою удачу за хвост, а жереха, по правилам, за рот!

Наиболее результативная рыбалка бывает в период с начала спада воды до установления нормального летнего уровня. В Саратовской области самый «рыбный» период приходится на майские праздники. Именно в начале мая отнерестившаяся рыба многих видов начинает массово скатываться из разливов в полноводные реки и водохранилища. Одновременно со взрослой рыбой «сливаются» тонны малька, что очень освежающе действует на хищников. Весенний запрет на ловлю рыбы спиннингом в Поволжье вводят не каждый год, да и приходится он обычно на другие даты, так что с точки зрения законности, майская ловля вполне легальна. Жерехи, нерестящиеся на коренной Волге, отходят в тихие заводинки, омутки ниже перекатов, где и отдыхают после бурного икромета.
Места весенних стоянок стремительного хищника наперечет – их берегут и охраняют как зеницу ока. За неделю до предполагаемого хода рыбы на секретные «точки» начинают выезжать «разведчики», каждый день, иногда утром и вечером. Задачи две. Только бы не прозевать начало действа и только бы не «запалиться» перед конкурентами! Особая секретность неплохо окупается – из года в год на одних и тех же местах спиннингистов радуют солидные трофеи. Есть такое рабочее местечко и у нашей компании. «Разведчик» поймал первого жереха в первых числах мая. Ближайшим «красным» днем календаря было 9 мая, День Победы.
Ранним праздничным утром, когда город еще спал, а одинокие дворники приводили в порядок пустынные улицы перед шествиями и парадами, мы уже неслись на машине в направлении Волги. Кровь спиннингистов бурлила и кипела в предвкушении настоящего сражения. Поролоновые рыбки давно нарезаны, двойники №2/0 в них вклеены, свежие двести метров прочной плетеной лески предусмотрительно намотаны – волжский жерех шутить не любит. На всякий случай запасены и 30–40-граммовые «Кастмастеры». Более мелкие блесны для весенней струи не подойдут. Вот она река! Темные воды несутся стремительно, образуя мощные завихрения и водовороты. Это перекат. Рыба из-за ледяной воды некомфортно чувствует себя на стремнине, поэтому нам ниже. Под перекатом основная струя резко отходит от берега, а прямо над ближним свалом лениво тянет «обратка». То что нужно! Место просто-таки «пахнет» крупным жерехом. Быстро собираем спиннинги. За этим делом нас застает местный абориген гаврилистого вида. «Зря приехали! Рыбы нет», – «радует» нас «папуас» и, поправив пустой рюкзак на плече, медленно убредает вдаль, покачивая «железным» спиннингом с невской катушкой. Но мы не расстраиваемся. То, что рыба не ловится на блесны (основной рабочий инструмент местных «профи»), нас только радует. Мы будем ловить НА ДЖИГ, да не на простой, а на экстремально тяжелый. Колеблющиеся блесны и другие легкие приманки будут просто дико проноситься в верхних слоях воды, а в это время у самого дна, в затишках возле каменных валунов и глинистых кос тихо скользят огромные тени. Не одна. Не три. Их много. Иногда ими устлано все дно, иногда за каждым подтопленным бревном прячется шесть-семь огромных рыбин. И им глубоко наплевать на «колебалки», летающие где-то в «космосе» с сумасшедшими скоростями. Они ждут только джиг.
К огромных размерам джиг-головок мы пришли давно. Этому способствовали не только основополагающие публикации Савина НG в «Спортивном рыболовстве», но и нужда. Как точно выразился один мой товарищ: «...чем медленней и аккуратней движется джиг-приманка, по ощущениям рыболова, тем стремительнее ее проносит мимо рыбы...» Сумасшедшее течение никто не отменял... Поэтому проводка должна быть очень агрессивной. Величина джиговой паузы не должна превышать одной секунды. Нужно, чтобы каждый метр дна в перспективном месте был простукан и «просканирован» вашей приманкой. В качестве универсальной приманки для весенней ловли больше всего подходит поролоновая рыбка. Это тоже почти истина. Ее можно сделать незацепляющейся – достойный ответ противникам тяжелой джиговой ловли, которые обвиняют нас в намеренном или ненамеренном багрении. Она стоит копейки, ее можно сделать самому – весной, при разливе на дне лежат просто уймы «мертвых» зацепов. Это летом среди огромных валунов можно устроиться на ночлег, сейчас же они злейшие враги наших приманок. И самое главное: жерех отлично «кушает» поролон любых размеров и форм ничуть не хуже, чем самую фирменную «резину». Иногда даже лучше. Весной – почти всегда.
Привязав к леске поролон-незацепляйку на двойнике со связкой из двух «чебурашек» общим весом 75 граммов, аккуратно делаю первый заброс. Спиннинг у меня «правильный» – негнущийся «кол», с реальным тестом до сотни. Аккуратность нужна, чтобы не отстрелить относительно тонкую плетенку. Если поставишь шнур потолще, общая парусность увеличится настолько, что для нормальной ловли не хватит даже 110-граммовых «чебурашек». А это слишком много. Такой «бомбой» можно и всю рыбу распугать. Забрасывать лучше всего чуть выше по течению, чтобы первое касание дна произошло строго напротив спиннингиста, перпендикулярно течению. Если все сделано правильно, то после 2–3 коротких ступенек приманка отправится в более затяжной полет, длящийся около трех секунд до первого касания дна. Если пауза больше – увеличиваете вес. По мере приближения приманки к берегу продолжительность пауз будет увеличиваться. Это нормально. Главное, чтобы «поролонку» не подхватило струей и не вынесло в верхние слои воды. Веса грузила-головки должно хватать для простукивания «подбровочной» зоны. Именно ее обычно и пролетает джиг стандартной массы. Именно в ней и происходит большая часть поклевок.
Поклевка, как водится, произошла на самом первом забросе. Шестое чувство не обмануло – рыба здесь была. Резкий тычок, подсечка и протяжный треск фрикциона возвестили о начале первого сражения. Стремительная рыба, смотав метров двадцать лески, остановилась, потом бросилась против течения. Значит, жерех пойман по правилам. Багреную же рыбу всегда выносит течением к берегу. Хищник тем временем начинает уставать. Размер не самый рекордный – быстрое выкачивание, и через пару минут серебристая рыбина уже стоит на мелководье. Теперь нужно аккуратно взять жереха за хвост. Он сейчас все еще в брачном наряде, чешуя шершавая, и такой способ удержания является самым эстетичным и рациональным. Карманные весы показали 3,2 килограмма. Достойно, но не рекорд. Жерех отпускается в родную стихию, а я произвожу второй заброс. Касание дна, отрыв... удар, и все в точности повторяется. Второй хищник брат-близнец первого. Был «сatch», будет и «release» – крупная рыба, медленно шевеля плавниками, скрывается в глубине. Отпускать или не отпускать пойманную рыбу – личное дело каждого, но, предупрежу, весенний жерех практически «несъедобен». Чем убивать такую рыбу себе на пропитание, лучше заехать в супермаркет и купить лосося. А жерех пусть живет, в любом случае лучше будет поймать его осенью. Он и весить будет больше, и съесть его не противно.
Жерех ловился хороший, но для Дня Победы явно мелковат. За последующие полчаса попались еще четыре трехкилограммовых красавца, у друзей дела обстояли ничуть не хуже, но хотелось большего. Мы приехали за настоящим трофеем. Нужно было срочно менять место. В нескольких сотнях метров ниже «нашего» переката просматривалось перспективное местечко. Высоченный обрыв, подмытый берег, и крупные каменные валуны на дне... Раньше мы там не ловили из-за высокого уровня воды – подхода попросту не было, а ловить с обрыва невозможно. Но сейчас половодье поменьше, и в нетронутые угодья можно пролезть. Что нас там ждет, рыбное изобилие или куча глухих зацепов? Об этом мы могли только догадываться. С трудом преодолев последние метры труднопроходимого, захламленного берега, мы с Андреем, давним рыболовным товарищем, вышли на шикарную лужайку: несколько больших подтопленных деревьев, прямо через них прет струя воды, образуя мощнейшие возмущения на поверхности и в глубине. Дно каменистое, с небольшими глинистыми пятаками. Здесь должна быть трофейная рыба!
Пока я менял приманку на более тяжелую (струя здесь показалась мне сильнее), товарищ сделал первый заброс. Через мгновение произошло непонятное – его спиннинг, без подсечки, резко изогнулся в дугу, фрикционный тормоз старенькой катушки заверещал как недорезанный поросенок, а сам Андрей, чуть присев назад, с выпученными глазами выражал весь спектр эмоций, на которые только способен человек! Рыба даже не думала останавливаться. За мгновения со шпули были смотаны метров сорок 15-фунтовой плетенки. Небольшая пауза, и рыба вновь бросается вниз по течению. Речной великан в новом порыве забрал еще 35–40 метров неслабого шнура. А ведь фрикционный тормоз был затянут «как надо», то есть почти до упора! Запас лески на катушке оставался минимальным, борьба вот-вот могла закончиться не в пользу рыболова. Видавший виды спиннинг с тестом до 50 гр. изгибался столь угрожающе, что даже смотреть было страшно. Чистая парабола! А я, как истукан, стою со включенной видеокамерой и даже помочь ничем не могу.
А помощь понадобилась позже, когда на сильнейшей струе крупный жерех всей своей массой смотал все 120 метров «нитки», что были на катушке, и продолжал идти вниз по течению. Берег в месте ловли сильно зарос кустами и деревьями, пробежать вслед за жерехом не представлялось возможным. Вот и передавали мы спиннинг с бьющейся на крючке рыбиной друг другу на вытянутых руках через все эти кусты, медленно, но упорно приближаясь к остановившейся, наконец, рыбе. Силы крупного жереха постепенно иссякали, еще через пять минут он позволил подвести себя к самому берегу. Быстрое, уверенное движение – и толстый хищник схвачен рукой за основание хвоста. В этом прекрасном экземпляре без малого пять килограммов. Личный рекорд Андрея! Мне тоже отставать не гоже, нужно догонять товарища. Нашумели мы, конечно, изрядно, но надежда есть.
Доделываю свою снасть и произвожу долгожданный заброс. Точно по месту. Адреналин в крови зашкаливает от одного только предвкушения поклевки. Руки дрожат... приманка проходит два метра... четыре... девять... В душе уже начинает зарождаться разочарование, когда неведомая сила резко рвет спиннинг из моих рук. Пытаюсь сделать подсечку, но куда там! Максимум, что мне удается, это поднять спиннинг градусов на тридцать! Фрикцион, кажется, сейчас расплавится от сумасшедшего вращения шпули. Сильной рыбе помогает сильнейшее весеннее течение. Остановить ее первый порыв просто невозможно! Один раз, в прошлом году, я уже пытался затянуть фрикцион намертво – куда там! Новая пятнадцатифунтовая плетеная леска не выдержала напора сдвоенной мощи и звонко лопнула. Повторять ошибок не хотелось. Вываживание тянулось уже несколько минут, когда не менее крупный, чем у Андрея, жерех резко развернулся и пошел вверх по течению. Я только успевал сматывать назад отвоеванные рыбой метры шнура. Опасность в виде затопленных деревьев миновала. Далее продолжалось банальное «вытягивание каната» – подвожу прыткого хищника к берегу, он замечает нас и шарахается обратно, на почтительное расстояние. И так несколько раз подряд. Уже начало затекать плечо, когда рыба наконец сдалась. Красавец-жерех был полной копией рекордного экземпляра Андрея. Ну, всего на 100 граммов меньше. Совсем чуть-чуть. А чуть-чуть не считается. Это тоже победа! Шестикилограммовый барьер будем штурмовать в следующем году. На День Победы. Надеемся, он таким и окажется...

Что еще почитать