Совершая охотничьи поездки по разным странам и регионам, я как-то все откладывал для себя решение о приобщении к высочайшей, в прямом смысле этого слова, охотничьей «квалификации», к горной охоте.

И вот, наконец, дозрел, почувствовал в себе силы попробовать себя на охоте в горах.

Объектом для своей первой горной охоты был выбран Сибирский козерог. За ним я решил отправиться в Казахстан.

Подготовка.

Понимая, что горы – это серьезно, готовиться начал основательно.

Для себя определил несколько наиболее важных аспектов подготовки:

- физическая форма, способность к серьезным физическим нагрузкам в условиях высокогорья;

- стрелковая подготовка, способность попадать «на далеко»;

Купленный много лет назад, для горных задач, ни разу не стрелявший, ствол, в калибре 300 Вин Маг, был до укомплектован Льюпольдом с большой кратностью, и с «правильной» баллистической прицельной сеткой.

Накупив по пачке разных патронов, я отправился на стрельбище.

Результаты моей стрельбы желали быть лучшими. Если на 200м все получалось более-менее, то дальше пули летали куда хотели. Такая ситуация меня совсем не устраивала. Друзья-товарищи пришли на помощь, и с помощью специалистов в высокоточной стрельбе, для моего ствола был собран-подобран боеприпас, которым я стал уверенно поражать мишень размером с лист формата А4, на дистанциях до 600 м включительно, но это стало возможным после настрела около сотни патронов. С помощью баллистического калькулятора уважаемого Сеньора, была изготовлена шпаргалка, с таблицами, какие поправки нужно брать по сетке на разные дистанции с шагом в 25м, а также поправки на температуру воздуха, угол цели, и прочие важные параметры, для уверенного дальнего выстрела. Поставленная задача была решена, я чувствовал себя подготовленным и уверенным в себе и в своем оружии.

К приведению своего ленивого организма в состояние хорошей физической формы, взялся немного запоздало. Но все-таки на день отъезда, с помощью диеты, собственный вес был снижен на 6 кг, и с помощью велосипеда и уроков верховой езды (два раза в неделю в течении полтора месяца) нужная физическая кондиция (как мне казалось) была достигнута.

Казахстан. Джунгарский Алатау.

Пятичасовой перелет как-то быстро прошел незаметно в размышлениях и в предвкушении новых охотничьих приключений, и вот уже в иллюминаторах, заходящего на посадку лайнера, в первых утренних лучах восходящего Солнца, открылись сказочные виды высоких горных хребтов со снежными вершинами. Добро пожаловать в Алматы.

Формальности в аэропорту были быстро улажены представителем принимающей стороны, меня со всем скарбом посадили в микроавтобус и через час мы мчались на восток, дорога предстояла не близкая, около 700 км в угодия, расположенные в горном массиве Джунгарский Алатау.

Джунгарский Алатау— горная цепь, расположенная на границе Казахстана и Китая, между рекой Или и озером Алаколь. Протяжённость — 450 км, ширина от 50 до 90 км, наибольшая высота 4 464 м .В восточной части гор находятся Джунгарские ворота — проход, который в течение многих веков использовался для вторжения в Среднюю Азию.

Ближе к вечеру, у подножья гор произошла смена транспорта, с микроавтобуса я пересел в «шишигу» (Газ-66), и на первой передаче, по ущелью, и уже в полной темноте, поднялись в базовый, «нижний» лагерь, который располагался на высоте 1 670м. Лагерь очень прилично обустроен, рубленые домики для гостей, отдельная столовая, баня, дизель-генератор и прочие удобства, чувствуется высокий уровень охотхозяйства.

Изображение
 

Вид на базовый лагерь с верху

Изображение
 

Озеро Алаколь, вид с базового лагеря

Изображение
 

Утром, ранний подъем, завтрак, и меня на том же Газ-66 поднимают в «верхний» лагерь, который расположен в полутора часах езды на первой пониженной, на обширном горном плато, на высоте около 3 000м. Этот лагерь устроители выставляют только на сезон охоты, состоит с двух больших армейских палаток, в которых стоят солдатские кровати с панцирной сеткой, для гостей и проводников, одна палатка – столовая, и юрта, в которой размещался персонал лагеря.

Верхний лагерь, высота 3 000м

Изображение
 

Охотовед представил мне моих проводников: русский молодой парень Виктор и настоящий казах Иссахан, которому явно за 50. Короткие сборы, перегрузка вещей в коржуны (мешки для перевозки груза на лошадях), перекус, всё - я готов! По коням!

Изображение
 

При обсуждении с проводниками плана охоты, возник интересный момент. Они между собой решали куда отправиться, подальше или поближе, Иссахан предложил посмотреть ущелье, которое находиться недалеко от лагеря, ссылаясь на то, что там давно никто не проверял, и есть высокая вероятность увидеть неплохого тэка (козерог). Я тут же стал возражать и сказал ребятам, что мне нужен не только трофей, но больше нужен процесс, и даже если мы увидим хорошего козла, в первый день охоты я его стрелять не буду, и предложил уйти на «дальний кордон». Эта моя позиция очень удивила моих проводников. Они прислушались к моим пожеланиям, на ближайшее ущелье все таки решили проверить.

Стоит заметить, что охота в этом месте, кардинально упрощена тем, что все передвижения между ущельями, в который водятся горные козлы, происходит по плато на конях, и охотники, постоянно находятся в выгодной позиции – сверху. Уже через 2,5 часа после выхода с лагеря, быстрым шагом на свежих лошадях мы дошли до заветной ближней щели. Спешились. Начали биноклевать.

Изображение
 

Первым (и это было всегда на этой охоте) тэков увидел Иссахан. Как говорилось – так и получилось. В стороне от группы молодых зверей, в тени скалы, спрятавшись от солнца стаял красавец-козерог, светлый окрас шкуры контрастировал на фоне темного камня, голову его венчали великолепные дуги рогов.

- «Ну что, Братан, будешь стрелять? Трофей хороший, видишь, шкура светлая, значит старый», – вопросительно сказал Иссахан.

Двойственное чувство раздирало мой мозг, сердце стало биться часто. Промер дистанции показал чуть больше 400м. место было идеальное для стрельбы. Я лег, выставил карабин на сошки, приложился, и ……. долго рассматривал козла в прицел. Посмаковав этим зрелищем, я встал, сложил сошки, закрыл защитные крышки прицела.

- «Нет! В первый день стрелять не буду. И даже если мне будет суждено добыть трофей меньше или вообще остаться без такового, так тому и быть. Это моё осознанное решение».

Изображение
 

До конца первого дня я выслушал немного критики, в свой адрес, со стороны моих проводников. Они уверенно считали, что раз Бог дает, - нужно брать, иначе может и наказать. Но что сделано, то сделано – охота продолжается! Второй день ничем особенным обозначен не был, козерогов видели, самки, молодняк, несколько особей были вполне «стрелябельными», на мой взгляд, но мои гиды, утверждали, что они молодые, и стоит поискать зверя с лучшими трофейными кондициями.

Изображение
 

На третий день ближе к обеду биноклевали очередную щель и Иссахан (опять он) увидел в кустах арчевника рога тэка, дистанция была около 2-х километров, для меня до сих пор загадка, как он его там увидел. Пока он объяснял мне и второму гиду, где он видел рога козла, тот скрылся в кустах, и мы с Виктором поддали сомнению слова Иссахана, но тот утверждал, что явно видел рога, которыми видимо качнул зверь ту секунду, и судя по размеру дуги рога- козел очень хорош. Иссахан настаивал, что козерог залёг в кустах, спрятавшись в тени и нужно пробовать подходить. С собой только необходимое, коней расседлали, привязали, начали спускаться в ущелье. Когда мы приблизились на расстояние, с которого тот склон, где был козел, полностью просматривался, стали»шарить» биноклями в три пары глаз все кустики, камушки, но его нигде не было.

-« Он тут, -утверждал казах, -спрятался, хитрый, Профессор!», и озвучил свой план: я должен был занять позицию в указанном месте, а ребята обойти с другой стороны по щели то место, потом подняться по противоположному склону на верхушку и начинать кидать в кусты камни, тэк выскочит из кустов и я должен стрелять. Честно сказать, мне этот план совсем не понравился. Как стрелять? Куда он побежит? Остановится, не остановится? Откуда я буду знать хороший это трофей или средний? Одни вопросы. Не так я себе представлял эту охоту, во всяком случае - точно не загон.

Иссахан настаивал:

-« Ты Братан, не беспокойся, он побежит вверх вот по тому склону, а потом, обязательно остановится, и будет смотреть, откуда камни сыпались, ты успеешь прицелиться и выстрелить по стоячему, мы не раз так делали». Наверное они что-то знают, подумал я , и пошел занимать позицию в оговоренном месте.

Со своего места пробил примерные дистанции предполагаемой стрельбы, стал ждать. Через некоторое время, на гребне появились фигуры проводников, я приготовился, и тут же услышал шум падающих камней, бросаемых сверху моими коллегами. Но с кустов так никто и не выскочил. Смотрю в бинокль, сидят курят и разводят руками. Не состоялось.

Сходимся. Видимо козел увидел нас еще раньше, когда спускались в ущелье, и ушел незаметно.

Иссахан, сказал, чтобы мы с Виктором поднимались наверх, к лошадям, а он еще заглянет в ещё один отщёлок, может тэк туда перешел. Поднявшись почти до половины, присели перевести дыхание, Виктор посмотрел в бинокль, сказал, что нам машет Иссахан, что бы мы возвращались и шли к нему.

Хфуууууу!

Зачем было трудиться, лезть наверх, что бы опять спускаться?! Спуск, подъем, подходим к казаху. Он говорит, что "наш" козерог улегся недалеко на склоне этого небольшого отщелка, спрятался, отдыхает.

Фото с места стрельбы. Красные кусты и скала в центре снимка, козел лежит слева от скалы.

Изображение
 

Восстанавливаю дыхание, осторожно выглядываю из-за гребня. Вот он! Лежит прямо в штык к нам. И впрямь ХОРОШ!

Лейка отбивает 326м, угол небольшой – 6 градусов. Место для стрельбы идеальное – небольшая ровная площадочка, как раз что бы лежа разместиться.

Изображение
 

Смотрю в свою шпаргалку, поправка по сетке ¾ мила, ОК! Ветер слабый, лёгкими порывами, азимутом 300 градусов с переходом на встречный – игнорирую. Беру точку прицеливания на основание шеи, и плавно, чтобы не сорвать тисну на спуск.

Бах-х-х-х!!!!

Винтовка подпрыгнула на сошках, попадания не вижу, зато отчетливо слышу шлепок.

-«Есть попадание!» – комментирует Виктор.

-«Убегает! Стреляй!» - кричит казах.

Козел делает несколько скачков, запрыгивает не невысокую скалу и останавливается. Ловлю его в прицел, отчетливо вижу кровь за лопаткой, но выстрелить не успеваю. Козерог, как в замедленном кино, заваливается со скалы и падает в заросли кустов вниз.

Овации!!! Трофей Взят! Правый рог – 126 см, левый рог – 125 см. Прекрасный розвал! Настоящий Сеньор! В месте падения.

Изображение
 

Трофей:

Изображение
 

Инструмент и результат его "работы":

Изображение
 

Собственно охотник с трофеем:

Изображение
 

После того, как цель поездки была достигнута, и был добыт козерог, у меня еще оставалось несколько дней, запланированных для пребывания в этих угодьях. Мы, с моими проводниками отправились на лошадях погулять по горам, посмотреть и попробовать добыть волка, а также посетить маральи места, и если уже начался брачный период, послушать и посмотреть маралов.

Отравились с «вернего» лагеря ближе к обеду, прошли довольно большое расстояние по плато, останавливались, биноклевали в тех местах, где Иссахан уже в этом сезоне неоднократно видел выводок волков, но сейчас их тут не было.

Изображение
 
Изображение
 
Изображение
 

Потом спустились по ущелью вниз, где протекает довольно быстрая и полноводная речка.

Изображение
 

Уже в темноте заехали в гости к чабану, попили чаю с молоком, «по казахски», и рядом с его стойбищем разбили лагерь для ночлега. Утром еще немного прошли вдоль речки по ущелью, и оказались в красивейшем месте, где с одной стороны склоны были чистым от растительности и пологими, а на противоположной стороне, довольно крутые склоны были поросшие густым, еловым лесом. Это и было место, где живут маралы.

Изображение
 
Изображение
 

Разбили лагерь, вечером собрались в этом месте послушать-посмотреть. Делать было нечего, погулял по окрестностям с фотокамерой, возле леса на поляне, около ручью нашел маралью ванну, изрядно помеченную, пардон, мочой. Ага! Значит таки начинается гон!

Изображение
 

Ближе к вечеру сели мы втроем на скале, перед склоном, на котором лес.

Изображение
 

Виктор изготовил из стебля растения свисток, и несколько раз посвистел в него. На мой взгляд, получилось совсем не похоже на марала, но ребята, утверждали, что - вполне сносно. В ответ ничего не происходило. В течении часа, Виктор периодически посвистывал, потом делал паузы по минут десять-пятнадцать.

И тут, О Чудо! В лесу, мы отчетливо, услышали ответ марала, потом ещё и ещё раз. Через некоторое время, Иссахан, произносит фразу: «Марал, самец, идет к нам, сейчас выйдет из-за скалы, слева!» . Все прильнули у биноклям, точно, из-за скалы медленно выплывает олень и идет в как бы в нашу сторону, перешел речку и движется по щели, мы сверху на скале.

Изображение
 

Наблюдаем, марал, немного пройдя, остановился начал пощипывать травку, потом и вовсе улёгся прямо на сыпухе. Дистанция около 400м.

Изображение
 

Пока бык лежал, был многократно сфотографирован, «взвешен», «измерен», оценен с точки зрения трофейности.

Добывать марала в этих охотугодьях у меня в планах не было, уж больно финансовая сторона была не приемлемой. Поэтому получилась только фото-видео охота. Голосом подняли марала с лежки, и я получил еще великолепное видео, уходящего марала.

Смотрите видео по теме

Вечером возле костра, был повод хлебнуть коньячку, за полученное удовольствие на фотоохоте.

Утром меня разбудил возглас казаха: -«Братан! Вставай, маралы бегают! Вставай!». Вылезаю со спальника, стоит чайник на мини газплите, светит ярко утреннее солнце и по вполне открытому склону бегают маралы, 3 самки и великолепный, огромный бык. Красота! Тут же все это зрелище снял на видео!

Смотрите видео по теме

На такой оптимистической ноте, было завершено мое пребывание в этом великолепном месте – Джунгарский Алатау.

Изображение
 
Изображение
 
Изображение
 
Изображение
 

P.S. Перед отъездом, я спросил Иссахана, помнит ли он как меня зовут, ведь всё время он меня так и называл – Братан!

Что еще почитать