Изображение Красная книга: аттракцион неслыханной щедрости
Изображение Красная книга: аттракцион неслыханной щедрости

Красная книга: аттракцион неслыханной щедрости

Минприроды решило добровольно поделиться с Минсельхозом правом контролировать Красную книгу, зафиксировав спорную норму из ведомственного приказа 2016 года в документе правительственного уровня. Поправки в положение о Минприроды готовились полгода. Требовалось прописать полномочия о порядке ведения Красной книги, наделить министерство правом вносить/исключать особо охраняемые виды и пр.

Однако в последнюю редакцию документа вкралось немаловажное уточнение.

Минприроды согласилось с тем, что указанные решения будет принимать исключительно по согласованию с Минсельхозом.

Абсурдность здесь в том, что «экологи» и «колхозники» исторически по-разному относятся к вопросам сохранения отдельных видов животных и растений.

Первые ратуют за сохранение флоры и фауны, а вторые — за их максимальное вовлечение в оборот.

Ранее Минсельхоз также формально участвовал в принятии решения о внесении объектов животного мира в Красную книгу, в частности ученые-ихтиологи работали в составе научной комиссии, которая готовила заключения по данному вопросу и (в соответствии с приказом от 2016 года) высказывали свою позицию по данному вопросу.

Но де-факто Минсельхоз не имел отношения к сосудистым растениям, мхам, лишайникам, грибам и пр., требующим особой охраны. Не участвовал в работе по конвенции СИТЕС и ведении международной Красной книги МСОП.

С экспертной точки зрения мы не видим особой компетенций чиновников Минсельхоза в рамках закона «О животном мире».

Но руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт сумел «пробить» в аппарате Правительства свою давнюю мечту управлять Красной книгой в рамках Постановления Правительства. А глава заповедного департамента Минприроды Иван Шмаков без боя отдал это право.

Поэтому прогнозируем постоянные конфликты между специалистами двух ведомств, которые фактически заблокируют работу по актуализации Красной книги. Ибо Минюст России будет требовать живой подписи сотрудников Минсельхоза, что не всегда удастся получить.

Напомним, наличие в Красной книге объектов животного и растительного мира ужесточает регулирование вопросов, связанных с изъятием из естественной среды, полностью запрещая сбор или охоту.

А также автоматически переводит в разряд уголовных правонарушения, допущенные в отношении краснокнижных объектов.

Что еще почитать