Изображение Конная охота с ловчими птицами
Изображение Конная охота с ловчими птицами

Конная охота с ловчими птицами

Охота с ловчими птицами в нашей стране имеет глубокие корни, но неведома многим нашим современникам. И если пеший вариант действа за последние тридцать лет нашел свою нишу, то верховой еще ждет своего возрождения. В этом смысле, мне кажется, бесценен метод подготовки лошади для дальнейшей работы с ловчими птицами, разработанный орнитологами и сотрудниками Конной школы МЧС.

По итогам многолетней работы специалистов были определены несколько условий, необходимых для получения положительных результатов.

В первую очередь, по мнению  орнитологов Николая Санина и Дмитрия Родионова, следует позаботиться о том, чтобы лошади и птицы (не только хищные) содержались раздельно, имели каждый свою санитарную зону.

Содержание птиц в непосредственной близости от лошадей провоцирует у них бронхолегочные заболевания.

Птицы тоже могут получить болезни, крайне тяжело поддающиеся лечению.

Так, в западном Подмосковье, в местечке Подушкино, ставилась соколятня при конюшне и птиц недолгое время держали в денниках.

За пару дней у ястреба на одной из ног образовалось нечто вроде мокреца, который лечению поддавался крайне слабо. Птицу пришлось отпустить на волю.

Следующий немаловажный параметр — это условия и место подготовки (вынашивания) птиц. Для работы выбираем открытое, широкое пространство.

Желательно, чтобы лошади на выпасе издалека могли наблюдать тренировки с птицами, которые в свою очередь тоже видели бы коней. Неплохо иногда и подносить птиц к леваде, давая им поймать ветер и расправить крылья. Так оба вида визуально узнают друг друга.

Нужно на границе левады, на виду у лошадей, показывать им стандартные приемы с ловчими птицами, которые в конном варианте будут несколько изменены. В первую очередь это касается ношения сокольничьей перчатки.

В пешем варианте птица сидит на левой руке, в конном — на правой. Связано это с посадкой человека на лошадь с левой стороны, обусловленной месторасположением клинкового оружия у всадника.

Сокольничья перчатка должна быть такой, чтобы всадник без труда мог держать и перебирать повод, в «пеших» перчатках это не всегда удается. Еще один нюанс конной экипировки заключается в особенностях сокольничьей сумки, куда складируется мясо, вабило и прочие принадлежности.

Изображение Подлет и подзыв  ловчей птицы на руку. ФОТО: ВАЛЕРИЙ ШАБЛЯ, ЕЛЕНА ЕЛИСЕЕВА
Подлет и подзыв ловчей птицы на руку. ФОТО: ВАЛЕРИЙ ШАБЛЯ, ЕЛЕНА ЕЛИСЕЕВА 

В пешем варианте она перекидывается через плечо, для верхового такая сумка будет неудобна. Здесь можно порекомендовать небольшую сумку, зафиксированную на поясе, и применение жилета разгрузки.

Можно сумку прикрепить к седлу, но в этом случае, спешиваясь (к примеру, для подбора птицы), охотник оставляет сумку на лошади.

ПЕРВЫЙ ЭТАП

В работе с хищными птицами сперва следует уделить время их подготовке без лошади. Птица, находясь на руке, имеет путы на ногах, привязанные к перчатке.

Порой к путам или хвосту прикрепляется небольшой колокольчик — звуковой ориентир нахождения птицы, который у каждой свой, особый.

Для начала птице нужно показать, как сесть на перчатку. Обычно ее ссаживают на специальный метровый столбик и подставляют руку, чтобы она села обратно. Заранее, до посадки птицы на руку, по перчатке можно ударить двумя пальцами и свистнуть.

Такая тренировка в течение нескольких дней дает свои плоды. И, конечно, требуется пищевое подкрепление. Птица села на руку — кормим.

Если говорить о применении шапочки клобука, закрывающей глаза, то для сокола, степного орла это постоянный атрибут. Снимаем клобук — идет атака на добычу. Для ястреба клобук в атакующем варианте применяется редко.

Глаз ястреба после темноты требует адаптации и не может быстро «переключаться», как глаз сокола. Следует отметить, что соколиная охота отличается от охоты с ястребом. Первая — это искусство, второе — промысел.

Сокол парит, делает плавные пируэты, все это сопровождается захватывающей конной погоней, маневрированием. Ястреб — раз! — и дело сделано.

По мере роста уровня подготовки следует удлинить веревку пут и ссаживать птицу с метрового расстоянии. Птица ссаживается, подзывается, ссаживается, подзывается — пищевое подкрепление.

В дальнейшем такие занятия можно проводить на виду у лошадей, сажая птицу, к примеру, на забор плаца. Завершающий этап — увеличение дистанции от 10 метров, вначале без лошадей, а в дальнейшем рядом с выпасом.

Изображение Начальный этап подготовки.Серая терская лошадь Агния рядом с опытной орлово-вятской Маслиной, но напряжена. Тут важно не испугать резким знакомством ни лошадь, ни птицу. Агнии понадобилось 12 занятий (дольше всех) для того, чтобы принять птицу. ФОТО: ВАЛЕРИЙ ШАБЛЯ, ЕЛЕНА ЕЛИСЕЕВА
Начальный этап подготовки.Серая терская лошадь Агния рядом с опытной орлово-вятской Маслиной, но напряжена. Тут важно не испугать резким знакомством ни лошадь, ни птицу. Агнии понадобилось 12 занятий (дольше всех) для того, чтобы принять птицу. ФОТО: ВАЛЕРИЙ ШАБЛЯ, ЕЛЕНА ЕЛИСЕЕВА 

Лошадь к этой работе тоже готовится постепенно. Сначала она видит работу с хищной птицей издалека, в леваде, а потом под верхом. Если лошадь не испытывает дискомфорта, то делается попытка подхода пешего помощника с птицей в руке к всаднику на лошади.

Птице дают поймать ветер, расправить крылья. Она сама в течение этих тренировок должна привыкнуть к лошади. Неопытная птица поначалу боится подлетать к всаднику на лошади. К этому ее нужно готовить постепенно, методом переброски от пешего варианта к конному.

Если лошадь боится, то ни в коем случае нельзя ее пугать еще больше, пусть, находясь под всадником, она наблюдает полеты птиц. Далее можно спешиться и, удерживая лошадь, встать метрах в трех-четырех от помощника, подзывающего птицу.

Ее подлет к помощнику лошадь должна увидеть на безопасном расстоянии двумя глазами (бинокулярно). Дистанция постепенно может сокращаться, а со временем добавляется и монокулярная визуализация.

ЗНАКОМСТВО

Чтобы познакомить лошадь и птицу, их не состыковывают «носами», лошадь ходит под верхом на безопасном расстоянии вокруг помощника с птицей, видит ее взлеты, подзывы и т.д. Часто при знакомстве помогает присутствие рядом опытной лошади.

Бывает и так, что лошади адекватно воспринимают птицу, но боятся ее подлетов на руку всадника (птица сверху не видна лошади).

Бывает, что лошади легче воспринимать птицу не справа, а слева. В любом случае нужно идти по пути наименьшего сопротивления, закрепляя сперва положительный результат.

Изображение А.Н. Комаров. Русский сокольничий XVII века. ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИЗ СОБРАНИЯ ГДМ
А.Н. Комаров. Русский сокольничий XVII века. ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИЗ СОБРАНИЯ ГДМ 

Достаточно подготовленная лошадь не испытывает дискомфорта от присутствия хищной птицы, которую всадник уже может взять на руку.

Пеший плавно передает птицу всаднику, а тот спускает ее в полет. Обычно хватает десяти занятий с лошадьми, чтобы они начали спокойно воспринимать прилет птицы.

Неопытная лошадь, естественно, может побаиваться неожиданностей в работе с ловчими птицами: звон бубенчика, который во время знакомства должен сниматься, запах мяса для птицы, остающийся на перчатках всадника... Ко всему этому нужно привыкнуть.

Попытки заставить лошадь могут окончиться ее паникой, а это впоследствии даст о себе знать. Неспокойная лошадь будет пугать птицу, которая может отказываться садиться к всаднику. В этих вопросах помогут только время и длительные тренировки.

Закрепляющий этап обоюдной подготовки птицы и лошади — переброска. Здесь нужно ориентироваться на ветер, чтобы птица летела к лошади против него. Пеший помощник стоит сбоку лошади.

Птица сманивается от пешего к конному, а в дальнейшем от одного всадника к другому. Параллельно нужно освоиться с перевозкой, переброской и сманиванием ловчей птицы на аллюре «шаг» и «рысь», затем приступать к тренировочной охоте.

Чем больше ловчая птица занимается в паре с лошадью, тем лучше становится их взаимодействие. Но здесь, конечно, важен вид ловчей птицы. Ястреб требует меньше времени на подготовку с лошадью, но проводить тренировку нужно постоянно.

Сокол и орел более стабильны в нарабатываемом уровне, хорошо помнят движения лошади, разученные сценарии работы.

Небольшие поклевки (подкармливание, но не кормление досыта!) в паузах между напусками увеличивают энергию ловчей птицы. При этом всадник учится обслуживать птицу, одновременно держа повод и управляя лошадью.

В экипировку лошади на этих этапах следует включить длинный чембур, пристегнутый к оголовью. Это понадобится для быстроты спешивания на тренировках и в охоте. Повод лошади может быть оснащен специальным бегунком, представляющим кожаное кольцо вокруг двух поводьев.

Свободно смещаясь вверх и вниз, оно способно укорачивать и удлинять повод. Это позволяет в работе с птицей использовать левую руку и держать повод не пальцами, а ладонью.

Изображение Садясь в седло слева, всадник использует левую руку, тогда как правая при достаточной ловкости может быть свободной. На ней-то и сидит ловчая птица. На фото: остановка и атака.  ФОТО: ВАЛЕРИЙ ШАБЛЯ, ЕЛЕНА ЕЛИСЕЕВА
Садясь в седло слева, всадник использует левую руку, тогда как правая при достаточной ловкости может быть свободной. На ней-то и сидит ловчая птица. На фото: остановка и атака. ФОТО: ВАЛЕРИЙ ШАБЛЯ, ЕЛЕНА ЕЛИСЕЕВА 

К рыси и галопу птицу приучают постепенно. Вначале всадник подзывает птицу на шагу, останавливаясь в момент ее подлета, а со временем это делается в движении. Далее такой же переход идет на рыси (к подлету птицы лошадь переводят на шаг).

Безусловно, такой аллюр, как рысь, тряский по своему свойству, более всего непонятен птице, и важно постепенно подготовить ее. Слет птицы от испуга не лучшим образом скажется в дальнейшем, а правильный подход увеличит ее доверие к процессу.

И если ястреб по природе небоязлив, то сокола нужно готовить к незнакомым действиям, чтобы он впоследствии их не боялся.

В подготовке лошади важно уделить время ее управлению только одной рукой, разворотам, пируэтам, осаживанию.

Сначала это прорабатывается на шагу, плавно и неспешно. Нужно помнить, что всадник не подзывает птицу через голову лошади, он разворачивает ее полубоком под правую руку, которую поднимает вверх и чуть вперед.

Птица садится как бы сбоку и сзади, при этом обычно на нее не смотрят. Это положение обуславливается удобством захода птицы на посадку. Рука, выставленная на птицу, будет диктовать резкий заход, а отставленная — плавный.

Немаловажным этапом подготовки лошади является работа с вабилом. Обычно это два связанных меж собой крыла на веревке или подобная имитация из ленточек, прикрепленных к манекену. Такое устройство может быть снабжено и креплением для мяса.

Вабилом подзывают птицу, и это действенный механизм совместной подготовки лошади и птицы. Вабилом приходится пользоваться и при охотничьих напусках, когда после неудачи птица садится на грунт или дерево, либо при одновременном напуске нескольких ловчих птиц.

Всадники на шагу и на удалении дефилируют вокруг помощника с вабилом, а птица летает. У некоторых лошадей верчение вабила вызывает настороженность. В этом случае не следует подходить к нему близко, или же знакомство с вабилом должно проводиться без птицы.

В тренировочном процессе может применяться двухвабильная работа: с одним вабилом находится пеший, со вторым — верховой или два верховых. Два вабила способствуют разгону и налету ловчей птицы, при этом дистанцию постепенно увеличивают.

Изображение ФОТО SHUTTERSTOCK
ФОТО SHUTTERSTOCK 

Атаки на добычу ловчими птицами, так называемые напуски, осуществляются «с руки». В других сценариях охоты ловчая птица может работать как самостоятельно, так и с помощью собаки, которая предварительно поднимает дичь.

Здесь птица может быть «поставлена вверх» (характерно для соколов) будет летать кругами на высоте и подзываться вабилом. Или же птица пойдет «в подлет», напускаясь издалека и зачастую «низом», чтобы незаметно сократить дистанцию для атаки.

«С руки», как правило, атакует ястреб, сразу кидающийся на добычу.

ОХОТНИЧЬИ НАВЫКИ

Подъем птиц, на которых производится охота, конечно, всегда сподручней делать с помощью собаки, особенно в заросшем поле. В некоторых случаях это можно сделать верхом на лошади «с подъезда».

Все зависит от местности, условий грунта, личной подготовки. Почти всегда это будет охота в угон.

На русских летописных миниатюрах всадники с соколами изображены с барабанами, которые использовали для выпугивания дичи под сокола.

К таким приспособлениям лошадь и ловчую птицу приучают заранее и вначале раздельно. Кроме того, лошадь должна готовиться и к звуку свистка для подзыва ловчей птицы.

Учебную соколиную охоту верхом лучше проводить в открытом, просматриваемом месте. Один из всадников отъезжает от общей группы и по сигналу выпускает заблаговременно пойманную добычу. Общая группа пускает сокола и устремляется за ним.

Если дело сделано, то одиночный сокольничий приближается к месту схватки, спешивается и подбирает сокола с добычей.

В этом варианте тренировочной охоты могут применяться и современные технологии. Например, катапульта, работающая от сигнала с пульта и выпускающая подсадную добычу.

Еще один вариант тренировки, рассчитанный по большей части на крупных ловчих птиц вроде орла степняка, — это притравка на шкуру, к примеру лисицы. Такой макет цепляется за веревку и тащится за лошадью.

Второй всадник пускает орла на шкуру, и если тот достиг своей цели, то первый всадник останавливается. Со временем можно постепенно увеличивать скорость протаски шкуры.
Но сперва проводятся раздельные тренировки.

Сначала лошадь приучают таскать шкуру, которую всадник держит за веревку. Орла без лошади приучают атаковать макет. Далее на тренировке с орлом ненавязчиво присутствует лошадь, главное — чтобы она не мешала траектории полета. Завершающий этап предполагает совмещение их работы.

Ловчая птица и лошадь на первых порах должны чувствовать личную безопасность. Неожиданность пугает. Важно предварительно подготовить обоих, визуально знакомя их на безопасном расстоянии.

Необходимо понимать, что орел степняк расправит крылья на два метра, и не каждая лошадь сможет остаться спокойной в этот момент. Как правило, табунные лошади менее склонны бояться хищных птиц, появляющихся с необычных ракурсов.

Испуг лошади спровоцирует испуг хищной птицы, а чтобы этого не произошло, нужно адекватно оценивать уровень их готовности ко взаимодействию.

Осенью 2005 года в подмосковной Рузе была организована конная соколиная охота. Денниковые лошади, пугающиеся в обычной жизни собственной тени, были брошены в новые для них условия.

Как итог, испугавшись птиц да и друг друга, ряд коней посбрасывали своих всадников и устроили драку меж собой.

Животные были не готовы к взаимодействию с ловчими птицами, большинство коней не работали на открытых полевых площадках. Участники ждали «чуда», а получился закономерный отрицательный результат.

В заключение хочется выразить надежду, что опыт нашей работы позволит избежать многих ошибок в подготовке лошади для взаимодействия с ловчими птицами и поспособствует возрождению русских национальных традиций безружейной охоты.

В ней есть особый шарм, сюжет, позитив. Лошадь и птица — это живые индивидуумы, и работа с ними не рутина, а праздник.

Что еще почитать