Изображение Будет ли гармония лесного и охотничьего законодательства?
Изображение Будет ли гармония лесного и охотничьего законодательства?

Будет ли гармония лесного и охотничьего законодательства?

Рассматривая актуальность вопросов гармонизации лесного и охотничьего хозяйства, безусловно, в первую очередь следует обратить внимание на решение проблемы сохранения среды обитания охотничьих ресурсов, имея в виду репродуктивные центры различных видов охотничьих животных (это и глухариные тока, которые зачастую попадают в зону сплошных рубок, места нагула, размножения, пути переходов и т.д.).

ОТ РЕДАКЦИИ

В Государственной Думе Федерального Собрания РФ состоялись парламентские слушания по теме «Проблемы и перспективы законодательного регулирования многоцелевого использования лесных ресурсов».

Слушания стали итогом Национального лесного форума, который прошел в пять этапов в разных регионах России.

Организатором мероприятия был Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.

Депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители федеральных министерств и ведомств, региональных органов власти, профессиональных сообществ, научных и общественных  организаций обсудили ранее высказанные участниками форума мнения и предложения, определили приоритетные направления совершенствования лесного и охотничьего законодательства.

В мероприятии приняла активное участие внушительная делегация представителей Росохотрыболовсоюза во главе с президентом Т.С. Арамилевой.

Сегодня мы представляем читателям мнение и предложения по этому вопросу председателя правления Московского охотничьего клуба «САФАРИ» Леонида Анатольевича СОНИНА.

Все это охраняемые зоны, выделение которых предусматривается законодательством об охоте, но, к сожалению, на практике никак не работает (при этом следует обратить внимание на слабость регулирования через норму лесного кодекса — особо защитные участки леса).

Читайте материал "Охотпользователям нужно больше прав"

Далее: проблема развития объектов охотничьей инфраструктуры (ООИ) — необходимо отметить, что развитие этого направления очень важно для увеличения численности, выхода продукции охотничьего хозяйства, развития интенсивных форм дичеразведения, что очень важно для расселения различных видов охотничьих ресурсов.

В этой связи с точки зрения синхронизации охотничьего и лесного хозяйства необходимо решить ряд проблем, таких как изменение порядка документарного оформления лесных участков под объекты охотничьей инфраструктуры (сейчас необходимо писать лесной план, который никому не нужен, проект вольера проходит экологическую экспертизу и т.д., и тогда только охотпользователь получает соответствующее разрешение).

При этом охотпользователей хотят обременить обязанностью по реализации противопожарных и лесозащитных мероприятий, лесному благоустройству, несмотря на то что они, как правило, не являются основными лесопользователями.

Это влечет за собой дополнительные затраты на приобретение и содержание основных средств: противопожарной техники, средств пожаротушения, гсм, средств защиты растений и технических средств для их применения.

Подобные меры не только ни в коей мере не будут стимулировать развитие ООИ, наоборот, будут способствовать стагнации в этой части.

Также необходимо скорейшее принятие разработанного проекта постановления правительства о ставках сбора за участки лесного фонда под ООИ, который уже внесен в правительство, но вопрос необходимо форсировать.

Читайте материал "Кадастр как основа регламентации охоты"

Особое внимание следует обратить на введение законодательной нормы «вольерной охоты», без этого не обеспечить положительной динамики развития ООИ.

Требует решения вопрос посвященный вырубке древостоя под биотехнические объекты — солонцы, подкормочные площадки и пр., а также под стрелковые линии, трансекты, визирки и пр.

Это не только повышает культуру охоты, но и способствует повышению безопасности охотников, а также позволяет уменьшить количество подранков.

Особое место по усилению охраны охотугодий занимает проблема не только наделения перекрестными полномочиями госохотинспекторов, инспекторов лесной охраны и рыбинспекторов, но и обеспечение системного обучения этих категорий работников.

Следует учитывать реалии того, что безграмотно составленный административный материал (протокол) позволяет нарушителю легко уходить от ответственности, что порождает прецедент безнаказанности.

Без обучения работников практическим приемам работы с административными материалами они не смогут эффективно реализовать предоставленные им дополнительные полномочия.

Наконец, важнейшей проблемой является игнорирование основными лесопользователями требований как Закона «О животном мире», так и требований по его реализации в части обеспечения сохранения животных при производственных процессах (утверждены постановлением правительства, подписывал еще Черномырдин, будучи премьер-министром). Что имеется в виду?

Первое: вырубая спелые массивы леса и оставляя на вырубках после себя хаос порубочных остатков, через которые ни пешему, ни конному ходу нет, подобные лесопользователи фактически исключают эти угодья из оборота, зверь уходит из подобных мест, перемещаясь на  места, к другим охотпользователям. Это значит, что в учет зверь уже не попадет и квота будет уменьшена.

Читайте материал "Охотпользователям нужно больше прав"

Фактически охотничьи ресурсы являются для охотпользователя частью оборотных средств, с помощью которого они получают средства для дальнейшего развития деятельности, однако из-за лесозаготовителя они лишаются части своего дохода.

Второе: это разделка уже срубленного древостоя на лесных полянах и полях. Где оставленные порубочные остатки не позволяют зверю нормально кормиться на подобных захламленных полях, зверь опять же покидает подобные местообитания.

Третье: уничтожаемый пожарами лес на десятилетия исключается из категории продуктивных охотугодий.

Таким образом, площадь охотугодий, предоставленных охотпользователям, автоматически уменьшается, в подобной ситуации необходим механизм внесения изменений в охотхозяйственное соглашение, предусматривающий системную защиту интересов охотпользователя — инвестора.

Это, пожалуй, самое главное, но единственное из важнейших проблем, которые необходимо было бы решить в рамках слушаний.

Что еще почитать