Изображение ЕГЭ для охотников
Изображение ЕГЭ для охотников

ЕГЭ для охотников

Введение экзамена для охотников, о необходимости которого ведется дискуссия с момента принятия Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", частично уже состоялось. Приняты дополнения в статью 13 Федерального закона от 13.11.1996 года № 150-ФЗ "Об оружии" и статью 13 Федерального закона от 7.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", издан приказ МВД РФ от 27.04.2012 г. №372 «О порядке проведения проверки у граждан РФ знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием в организациях, определяемых Правительством РФ».

В соответствии с ФЗ «Об оружии» лицензия на приобретение оружия выдается гражданам Российской Федерации после прохождения ими соответствующей подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием и при отсутствии иных препятствующих ее получению оснований.

Согласно постановления Правительства РФ от 5 сентября 2011 года N 731 (http://docs.cntd.ru/document/902298742) организациями, имеющими право проводить подготовку лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, а также проверку знания указанных правил и наличия соответствующих навыков, в частности, являются: профессиональные образовательные организации, спортивно-технические общества, спортивные клубы,  образовательные организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта, имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности по соответствующим программам подготовки.

Программа изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием задолго до 2011 г. входила составной частью в подготовку охранников ЧОПов, поэтому большинство лицензированных организаций, оказывающих платные образовательные услуги для граждан, имеющих или желающих приобрести гражданское огнестрельное оружие, являются негосударственными образовательными организациями (НОУ), тесно сотрудничающими с ЧОПами и ЦЛРР МВД.

Обеспечению спроса на платные услуги НОУ способствует и требование ФЗ «Об охоте», согласно которому граждане, являющиеся владельцами огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, обязаны не реже одного раза в пять лет проходить проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием.

В соответствии с ФЗ «Об охоте» граждане РФ, которым выданы охотничьи билеты, имеют право приобретать спортивное и охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие и охотничье пневматическое оружие без ограничения права на ношение. Кроме того, они не обязаны раз в пять лет проходить проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием.

Таким образом, наличие охотничьего билета дает гражданину некоторые преимущества по ношению оружия, затратам времени и денежных средств на продление разрешения на владение оружием. На сегодняшний момент для получения охотничьего билета в соответствии с ФЗ «Об охоте…» требуется только подать заявление на получение охотничьего билета федерального образца, причем без финансовых затрат.

Некоторые Региональные общественные организации охотников (РООО) и НОУ при поддержке МПР хотели бы исправить этот «пробел». В целях реализации статьи 21 ФЗ «Об охоте…» МПР издан приказ №568 от 30.06.2011 г. «Об утверждении Требований охотничьего минимума» и осталось только внести поправки в ФЗ «Об охоте…», чтобы узаконить сдачу экзамена охотниками по охотминимуму. Периодически в РОГ публикуется информация об очередных обращениях специалистов и руководителей РООО в государственные структуры с обоснованием введения экзамена по охотничьему минимуму и внесении поправок в ФЗ.

Пока еще поправки в ФЗ «Об охоте…» не приняты, считаю, что целесообразность введения экзамена по охотничьему минимуму, объем компетенций (знаний и умений) охотника подлежащих оценке, формы проведения экзамена требуют обоснования и детального обсуждения.

Сначала рассмотрим целесообразность введения экзамена на примере единого государственного экзамена (ЕГЭ) и контроля профессиональных компетенций. Основная цель введения ЕГЭ для обучающихся средних образовательных учреждений это обеспечение государственным органам возможности контроля эффективности расходования бюджетных средств на обучение и повышение уровня компетенций обучающихся. На подготовку охотников бюджетные деньги не расходуются, поэтому государственным структурам нет необходимости нести затраты на контроль компетенций охотников.

Цель контроля профессиональных компетенций сотрудников предприятий и государственных учреждений состоит в проверке соответствия компетенций сотрудников занимаемым должностям, повышении эффективности их работы и безопасности их деятельности, в том числе для окружающих. Конечно, повышение компетенций охотников-любителей будет в какой-то мере способствовать повышению культуры охоты, сохранению биоразнообразия и окружающей среды, но сегодня перед обществом стоят более важные, не решенные задачи.

В России только вводится практика обязательной аттестации всех егерей и других специалистов в области профессиональной охоты. Все штатные работники охотничьих хозяйств должны будут подтвердить свой профессиональный уровень посредством сдачи соответствующего экзамена. Данный экзамен проводится в соответствии со статьей 48 ФЗ от .27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» и Указом Президента РФ от 01.02.2005 г. №110 « О проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ» и будет представлять собой тестирование, аналогичное тому, что сдается в МВД при получении документа о прохождении проверки знаний правил безопасного обращения с оружием. Только после апробации на егерях методик подготовки и сдачи экзамена аналогичному «охотничьему минимуму» можно «экспериментировать» на охотниках-любителях.

Введение поправок в ФЗ «Об оружии» обосновывалось обеспечением безопасности граждан при обращении с оружием и его применением в целях самообороны. Да, действительно, и это можно узнать из публикаций в РОГ, есть случаи, когда охотники не соблюдают правила безопасного обращения с оружием и это приводит к человеческим жертвам (обычно из числа компаньонов по охоте). Но эти случаи «капля в море» смертности граждан от несчастных случаев.

Наиболее частыми причинами, приводящими к смертности и нарушениям здоровья, являются отравления, аварии технических средств и пожары, причем последние обычно сопровождаются большим материальным ущербом. Тем не менее, население не сдает ЕГЭ по безопасному обращению с бытовым газовым и электрооборудованием, медицинскими и химическими препаратами.

Сейчас безопасность в быту обеспечивается, прежде всего, повышением уровня безопасности технических средств и химических препаратов и информационно-разъяснительной работой с населением. В современных условиях государство и предприятия не готовы оплачивать подготовку граждан и проведение ЕГЭ бытовой безопасности, а население не пожелает тратить время и деньги на подобный ЕГЭ. Поэтому пока этот вопрос не обсуждается, но по мере роста благосостояния населения или отдельных его групп может возникнуть.

Например, на заре автомобилизации всем было понятно, что владельцы автомобилей состоятельные люди и с них можно «снять» деньги, обосновывая это обеспечением безопасности. В 1914 году был введен экзамен для водителей, в то время как владельцы транспортных средств «на лошадиной тяге» экзамены не сдавали.

В соответствии с «Обязательным постановлением об испытании и регистрации шоферов при Городской Управе», была создана комиссия, которая проводила испытания кандидатов в водители, состоящая из техников, назначаемых Городской управой, и представителей общественных автомобильных организаций. Кандидат в устной беседе должен был показать дословное знание правил движения в городе, после чего проверялись его практические навыки вождения.

По результатам испытаний, если они прошли успешно, выдавалась шоферская книжка с указанием класса и разряда автомобиля. В Советской России уже в 1923 году Совет народных комиссаров утвердил «Свидетельство на право управления экипажем». Документ выдавался городской администрацией. С тех пор сдача ЕГЭ для водителей постоянно совершенствуется, стала профессиональной деятельностью для НОУ, которые тесно сотрудничают сотрудниками ГИБДД и их деятельность периодически сопровождается информацией о «торговле» водительскими удостоверениями.

С целью обеспечения безопасности можно было бы ввести ЕГЭ для пешеходов на знание ПДД, пользователей пассажирским транспортом на знание соответствующих ведомственных правил и инструкций, грибников, туристов и охотников на знание П HYPERLINK "http://base.garant.ru/12154455/"остановления Правительства РФ от 30.06. 2007 г. N 417 о «Правилах пожарной безопасности в лесах» и т.д. и т.п.

Однако, связанные с государственными чиновниками НОУ, пока еще не смогли узаконить дополнительные способы «снятия» с населения денег на ЕГЭ различных категорий граждан. А вот с охотников-любителей деньги «снять» можно. Во-первых, они, как правило, имеют доход выше среднего, во-вторых многие владельцы оружия считают его средством защиты от посягательств на их жизнь и имущество и в-третьих экзамен аналогичный введенному ЕГЭ для граждан-владельцев оружия давно практикуется для профессиональных сотрудников частных охранных предприятий, обучающихся в НОУ, и не потребовал существенной доработки учебно-методического обеспечения.

Относительно введения экзамена по охотничьему минимуму следует отметить, что учебно-методическое обеспечение по подготовке и проверке знаний охотничьего минимума в полном объеме не разработано, хотя следует отметить, что ряд современных охотминимумов уже издан.

В СССР существовала специальная система подготовки  профессиональных (промысловых) охотников в  государственных и кооперативных промысловых хозяйствах, в некоторых заготовительных конторах. Охотник-ученик официально по договору прикреплялся к опытному  штатному охотнику, который обучал его в течение сезона на своем участке.

В сфере охоты первые технические минимумы были изданы в 1943 году для охотников /Волин С.М. Техминимум для организатора охотничьего промысла. – М.: Загтиздат, 1943/ и собаководов / Платонов А.В., Ильинский С.А. Техминимум по охотничье-промысловому собаководству. – М.:Заготиздат,1943/. Обращаю внимание читателей, что эти охотминимумы предназначались для обучения и контроля компетенций промысловиков, т.к. от этого зависело качество продукции и эффективность охотничьей отрасли. Сегодня контроль компетенций вводится для егерей, но причем здесь охотники-любители, для которых выезды на охоту не являются профессиональной деятельностью.

Первые книги, изданные в России для охотников, имели информационно-справочную направленность, как, например, издание: Краузольд Л.И. «Наставление человеку, упражняющемуся в охоте, и разговор двух приятелей, пустынника и лесолюба о должности охотника в наблюдении охоты и хранении заповедных мест, с приобщением о качестве винтовального и другого охотничьего ружья, о примечаниях, употребляющихся во время применения себя к стрельбе, о порохе и как его приуготовлять и узнавать доброту, о обучении легавых щенят, об содержании собак». СПб, 1766.

С середины 20-х годов 20-го века в России стали издаваться брошюры с назидательным названиями, как например: Лерхе А.В. «Что нужно знать, читать и делать охотнику европейской части СССР». – Ростов-на-Дону: Коммунист, 1924. В 1957 году Германом В.Е., Гусевым В.Г., Зотовой Г.В. и Катынским А.В. на 320 страницах был подготовлен охотминимум: «Основы спортивной охоты (охотминимум)», ЦС ВВОО.- М.: Воениздат, 1957.

После издания охотминимума, Постановление СОВМИНА СССР от 11.05.1959 г. № 478 «О мерах по улучшению ведения охотничьего хозяйства» в ст. 2 установило, что «Правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием, другими разрешенными орудиями охоты, а также с охотничьими собаками и ловчими птицами пользуются все граждане СССР, являющиеся членами обществ охотников, сдавшие испытания по охотничьему минимуму и уплатившие государственную пошлину в установленном размере…. Удостоверением на право осуществления любительской и спортивной охоты служат членский охотничий билет с отметками о сдаче испытаний по охотничьему минимуму и об уплате государственной пошлины и путевка, выданная в установленном порядке.».

Общественные организации охотников ввели в свои Уставы требование сдачи охотничьего минимума при вступлении граждан в члены обществ и было издано достаточно много вариантов информационного наполнения охотминимума. Экзамен (испытание) по охотминимуму принимала специальная комиссия охотничьего общества, в состав которой входили охотники со стажем. Обычно, они же и вели подготовку молодых охотников.

Сегодня образовательные услуги и соответственно прием экзаменов в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» могут оказывать организации, имеющие лицензию на образовательную деятельность по соответствующим программам. Услуги по дополнительному образованию обычно оказывают НОУ. Преподавателями в НОУ работают дипломированные граждане со стажем.

Однако надо учитывать, что «благодаря» современной системе образования не все дипломированные граждане являются специалистами в своей области и ряд дипломированных граждан прекрасно помнят, как они «дрожали» перед экзаменом, «покупали» подарками и деньгами высокие оценки своих «знаний» на экзаменах в ВУЗе. У психологов есть такой термин как контролирующее поведение, одна из причин которого - низкая самооценка.

Стремление контролировать все и всех подпитывается желанием чувствовать свою силу и значимость, а отсюда уже вытекает самоутверждение за счет других людей.

Кроме того, с учетом опыта общения с некоторыми сотрудниками ГБДД, пожарного, технического и иного надзора, граждане стремятся в экзаменаторы и контролеры, что бы не только встать над другими, но и рассчитывают на материальные блага. Деятельность таких «экзаменаторов» не обеспечит повышение уровня безопасности охотников и сохранение биоразнообразия в природе, а лишь дискредитирует благие пожелания специалистов и руководителей РООО.

Но, допустим, ЕГЭ для охотников будет узаконен поправками в ФЗ «Об охоте…». В соответствии с Приложением приказа МПР №568 охотник должен знать и соответственно в случае введения экзамена должен ответить на вопросы из разделов: требования правил охоты, требования техники безопасности при осуществлении охоты, требования безопасности при обращении с орудиями охоты, основы биологии диких животных.

Раздел по основам биологии включает перечень из более ста диких животных, о которых охотник должен знать: название вида животного, семейство, отряд, класс, длину тела, вес, период размножения, количество особей в потомстве, распространение и типичные места обитания на территории России, особенности внешнего вида в разное время года, отличительные черты самцов и самок, молодых и взрослых животных, полевые признаки и особенности их анатомии.

Охотникам в отличие от водителей предлагается изучить достаточно большой раздел знаний, который в комплексе желательно знать лишь незначительному числу охотников-универсалов. Кто-то предпочитает охоту на копытных, кто-то на зайцев, кто-то на утку и т.д. Почему у водителей есть категории удостоверений, а охотники этого лишаются.

По аналогии с водительскими удостоверениями, предлагаю требования охотминимума МПР сгруппировать для 8 категорий компетенций соответственно объектам охоты: курообразные; ржанкообразные; гусеобразные; журавлеобразные, рябкоообразные и голубеобразные; зайцеобразные; хищные млекопитающие; парнокопытные; грызуны и насекомоядные. Это будет справедливо и главное, возможно, отобьет желание у некоторых охотоведов заставить охотников-любителей осваивать полный курс охотоведения и сдавать по нему ЕГЭ.

До рыболовов, в силу их многочисленности и сплоченности в отстаивании своих прав, очередь ЕГЭ дойдет видимо не скоро. В настоящее время правовые вопросы любительской рыбалки регулируются ФЗ «О рыболовстве и сохранении биологических ресурсов», специальный закон о любительской рыбалке еще не принят. Проект закона внесен в Государственную думу в декабре 2012 года.  Законопроект проходил общественное обсуждение в Интернете, по итогам которого в него были внесены изменения.

Рассматривая хронологию законо- и нормотворчества в сфере охоты можно отметить, что отдельные РООО своей безынициативностью в течение более десяти лет позволили чиновникам и ограниченному числу НОУ перехватить инициативу в комплексной подготовке современных охотников.

Поэтому члены РООО свой главный ЕГЭ успешно сдадут и обеспечат развитие организаций в современных условиях, если при выборах руководителей всех рангов будут руководствоваться интересами охотничьего движения и занимать активную позицию в формировании прогрессивных направлений деятельности РООО.

Пора выходить из «засидок», выдвигать консолидирующие, прогрессивные идеи развития охотничьего движения и выбирать на руководящие посты охотников желающих и способных их практически воплощать, а не паразитировать на членских взносах и «прибирать» наследие, сформированное в годы СССР.

Сегодня, считаю, важным, чтобы избираемый руководитель РООО отказался от начисления своей зарплаты из фонда членских взносов организации и обеспечил широкую коллегиальность в распоряжении имуществом организации, а так же арендованными помещениями и охотничьими угодьями. Соблюдение этих условий поможет «выжить» РООО на современном этапе, а членам организаций успешно сдать ЕГЭ.

Активным охотникам, согласным и несогласным с материалом статьи предлагается принять участие в круглом столе ««Контроль знаний охотника: организация, дисциплины и компетенции», который состоится 28 февраля 2016 г.(воскресенье) с 11 до 13 часов в конференц-зале в фойе главного входа 75 павильона ВВЦ в рамках Международной выставки «Охота и рыболовство на Руси».

Что еще почитать