Изображение Тайга-лекарь
Изображение Тайга-лекарь

Тайга-лекарь

Тайга, как известно, любит здоровых и сильных. Ведь в нее не отдыхать, а работать ходят. Физические нагрузки зачастую, как на каторге, только добровольной. Любое заболевание или травма здесь могут привести к очень серьезным последствиям.

Потому так и сложилось, что настоящие таежники — люди не только здоровые, но еще и умеющие это здоровье беречь. Я с таежной жизнью знаком очень хорошо, поэтому приходилось быть и свидетелем, и участником событий, связанных с так называемой нетрадиционной медициной. А ведь именно эта медицина и есть традиционная — ее создал для себя народ. Жаль, что такой мощный пласт народной культуры уходит вместе с поколениями ее носителей, ведь мы знаем только крохи. Но даже эти крохи впечатляют.

Про то, как с помощью подорожника, кровохлебки или свежей живицы хвойных залечить раны, ссадины, воспаления и ожоги, знают все. Расстройство кишечника легко исправляют с помощью отвара листьев и корней бадана, черемуховых веток и еще ряда растений. Но иногда действие природных целителей кажется поразительным. Вот один из таких случаев.

В юности, в далекие 70-е, оказался я в Саянах осенью, на кедровом промысле. Но произошло ЧП, да такое, что хоть из тайги пострадавшего выводи к больнице. Но до нее около сотни километров, транспорт в виде трактора с телегой только через пару недель придет. Связи, естественно, тоже нет. А наш повар таборный, молодая женщина, от боли и паники орет. Оступилась она и руку по локоть в ведро с крутым кипятком сунула. Ожог получился страшным, волдыри вздулись и лопнули, кожа лохмотьями повисла. В нашей бригаде оказался опытный таежник, который сумел оказать помощь на месте. Место ожога аккуратно покрыли слоем пихтовой живицы, облепили листьями какалии, или гусиной лапки, и забинтовали.

Через день во время перевязки мы увидели, что большая часть раненого участка затянулась новой тонкой кожей, а еще через день процесс заживления успешно завершился. Повар приступила к своим обязанностям.

Возможно, что свою роль в этой ситуации сыграл и воздух кедровника, пропитанный фитонцидами. Да и пострадавшая после первой же перевязки успокоилась и очень хотела поскорее выздороветь. А настрой огромную роль играет, по себе знаю.

В начале 80-х, работая в охотустроительной экспедиции, перед весенними полевыми работами себе нечаянно старую травму «реставрировал», разбил колено. Травму эту несколько лет назад в тайге получил, конь мне копытом подкованным по голени так дал, что кость вдоль раскололась. Дальше — гипс, долгая малоподвижность, а потом — особая чувствительность больного места к внешним воздействиям. А перед заездом в тайгу не уберегся, всерьез захромал.

При погрузке вертолета ходил с палочкой, но пытался помогать коллегам. А через полтора часа при высадке в новом и очень интересном месте забыл эту палочку в вертолете, и про то, что нога болит, тоже забыл. Оказалось, что и опухоль сошла. Ведь болеть, когда впереди столько интересного, просто некогда!

Несколько раз наблюдал чудесное действие обычного нашего кустарника — курильского чая. Люди с обострениями гастритов, кандидаты в язвенники с первых приемов отвара курильского чая (собирают концы веток с листьями и цветами) избавлялись от страданий, а затем и от болезней своих, которые годами лечили таблетками. Видел, как действует кора осины, листья кашкары и т.д. Но видел и настоящее чудо.

В тувинской тайге, на юге Восточных Саян, осенью встретился с кочевавшими на оленях местными охотниками. Лидером в бригаде из двух охотников был 75-летний тувинец-тоджинец Бараан Саскан, мы его все звали — дедушкой. Маленького роста, седой как ягель, но крепкий, как высохший кедровый корень.

Простояли оленеводы у нашего зимовья три дня. Дедушка про здешнюю тайгу знал все и охотно делился своими знаниями. Например, рассказывая про редких для Тоджи козерогов и аргали, русских названий которых не знал, он просто рога этих зверей нарисовал, а место встречи с ними на карте показывал, и все было понятно. Поведал он также историю своей болезни и исцеления.

В 65 лет диагноз поставили ему страшный — рак желудка. Сначала в районную больницу попал, потом увезли в республиканский центр, в город Кызыл. Там выяснилось, что время делать операцию упущено, лечиться эффективно тоже поздно. Пообещали ему врачи жизни на три месяца в лучшем случае и выписали.

Состояние у него тогда было хуже не бывает. Ослаб, исхудал до костей и есть ничего не мог, не хотелось, а желудок любую пищу отторгал. Но в деревне дедушка оставаться не захотел, попросил родных увезти его умирать в тайгу, в оленье стадо.

Тоджинцы-оленеводы только потому и называются тувинцами, что в Туве живут. В действительности же это народ, очень близкий тофаларам, живущим севернее, в Иркутской области. Традиционная культура кочевого оленеводства в Тодже сохранилась лучше, чем в Тофаларии. Были в 80-е годы еще живы последние настоящие шаманы. При бригаде пастухов оленьего стада, куда привезли дедушку, постоянно жила старая шаманка. Она и выходила безнадежного с точки зрения официальной медицины больного.

Дедушка помирать не хотел и потому шаманку слушался. Пил отвары трав и сушеных грибов, постоянно сосал лиственничную камедь. Через три месяца, обещанных врачами для жизни, уже знал, что жить будет. Вернулся аппетит и появилась возможность принимать пищу небольшими дозами, стали прибывать силы.

Через пять лет в поселок Хамсара, где жил дедушка, приехала выездная врачебная бригада. Дедушка, как и все жители, на прием пришел. Там его карточку с диагнозом нашли и, мягко говоря, удивились. Дедушку, когда он болел, в больницу дальше Кызыла не возили, а на обследование чудом исцелившегося аж в Красноярск доставили. Мытарили его с этими обследованиями около месяца, но так и не узнали, как и чем он вылечился. А старушка-шаманка за год до этого ушла из жизни вместе со всем своими секретами и опытом.

В наше время меняется многое, в том числе и понятия об отдыхе. Модное безделье в условиях комфорта у теплого моря — идеал отдыха для большинства — для деятельных натур неприемлемо. Хочется рвануть туда, куда душа просится. В тайгу. И пусть переходы будут длинными, рюкзак увесистым, условия быта спартанскими. Ведь смена образа жизни на тот, который кажется близким, есть лучший вид отдыха. А душевное равновесие, к которому мы всегда стремимся и получаем от общения с природой, это основа жизни и здоровья.

Возможно, не все знают, что в Советском Союзе было два центра долголетия, где отмечены сходные, максимальные показатели по продолжительности жизни и количеству жителей в возрасте 100 лет и больше.

Про один центр в высокогорье Кавказа знают все, другой же был в тайге на северо-востоке Эвенкии и сопредельной с ней территорией Якутии. Местное коренное население здесь, как и на Кавказе, вело трудную, но естественную для него жизнь в гармонии с природой.

К сожалению, в настоящее время традиционный образ жизни изменился, и средняя продолжительность жизни у коренного населения стремительно сократилась. Но тайга стоит на том же месте и готова дарить свои богатства всем, кто в нее с чистым сердцем и любовью идет. А тем, кто только за экстримом или большой добычей собрался, она может не только все искомое предоставить, но в придачу еще и век укоротить. Ведь мы все под Богом ходим, а Тайга — вечна...

Что еще почитать