Изображение Отвечаем на вопросы охотников
Изображение Отвечаем на вопросы охотников

Отвечаем на вопросы охотников

Начался сезон летне-осенней охоты. Для того чтобы охота радовала и дарила лишь хорошие воспоминания, автор решил обобщить поступившие ему вопросы. Думаю, ответы на них будут полезны многим нашим читателям.

Наш читатель Николай Куличев из города Серпухова и другие, в основном положительно оценившие наличие в охотничьих СМИ рекламы «внедорожников», в то же время просят чаще рассказывать о правовых вопросах использования автотранспорта на охоте и рыбалке. Просят разъяснить требования Водного кодекса РФ, за нарушение которых уже несколько лет активно привлекают к административной ответственности в Астрахани и некоторых других регионах.

Ответ.

Уважаемый Николай! Вы не совсем правы, в «РОГ» правовые вопросы использования автотранспорта на охоте и рыбалке освещаются. Делал это и я. Названная Вами статья 65 Водного кодекса РФ устанавливает водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы. За нарушение режима этих зон и полос уже привлекают к административной ответственности владельцев автомототранспорта.

Причем ВК РФ, а следовательно, и правоотношения, определенные названной статьей, действуют на всей территории России. Действуют независимо от того, что в каком-то регионе за этим следят, а в каком-то нет.

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ.

В них устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров — в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.

Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается:

— в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса;

— для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров;

— для озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 15 статьи 65 ВК РФ в границах водоохранных зон, кроме всего прочего, запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Кроме того, не следует забывать требования законодательства о транспортировке оружия на автомобиле, использование автотранспортных средств на охотах в целях регулирования численности отдельных хищных зверей… Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 г. № 17.

В пункте 4 этого постановления сказано, что границы устанавливают органы государственной власти субъектов РФ и федеральное агентство водных ресурсов, которые обеспечивают определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта; описание этих границ, их координат и опорных точек; установление этих границ на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.

Сведения об этих границах вносятся в государственный водный реестр.

Названные государственные органы в рамках своей компетенции обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.

И последнее. Хотелось бы, чтобы наши читатели поняли, что отсутствие специального защитного знака у водоема еще не означает, что здесь не действуют требования пп. 4 п. 15 статьи 65 ВК РФ.

Наши читатели, среди них Михаил Седякин из Астрахани, задали вопрос о том, на что следует обратить внимание с точки зрения законодательства об обороте оружия при приобретении топора для охотничье-рыболовных экспедиций.

Ответ.

Уважаемый Михаил! Действительно, без надежного топора трудно не только в охотничье-рыболовных экспедициях, но и при любом выезде-выходе на природу.
Я, как и многие мои знакомые, имею топорик — легкий, острый, с топорищем до 35 см. С ножнами, что позволяет его носить в рюкзаке.

Приобретен топор был много лет назад, когда еще действовали ГОСТы СССР на топоры.

В настоящее время ГОСТ 18578-89 «Топоры строительные. Технические условия» не действует. Был раньше и ГОСТ по топорищам и пожарным топорам.

К сожалению, взамен старым новых ГОСТов пока нет.

В то же время в статье 5 ФЗ об оружии установлен запрет оборота в качестве гражданского и служебного оружия «других специально приспособленных для использования в качестве оружия предметов ударно-дробящего и метательного действия, за исключением спортивных снарядов».

Именно это требование обязывает сотрудников правоохранительных органов обращать внимание при проведении действий по обеспечению безопасности и исполнении законодательства об обороте оружия и на топоры, имеющиеся у граждан.

ГОСТ Р 51215-98 «Оружие холодное. Термины и определения» определяет, что метаемое оружие — это холодное оружие, поражающее цель на расстоянии (п. 3.2). Под ударно-раздробляющим (холодным) оружием понимается холодное оружие, боевая часть которого формирует размозжение мягких тканей и размозжение или переломы костных тканей.

Наверное, любой топор и топорик может в той или иной степени отвечать названным требованиям. Это подтверждает или опровергает судебно-криминалистическая экспертиза топора или предмета с ним схожего. Конечно, ее проводят в рамках конкретного уголовного дела.

Определения же боевого топора дано в п. 4.15 ГОСТ Р 51215 -98 и указаны его виды (пп. 10.1–10.8).

Назван здесь, в п. 5.6, и хозяйственно-бытовой топор, под которым понимается изделие, предназначенное для выполнения хозяйственно-бытовых или производственных работ.

Приобретая топор, не забудьте и о том, что любые изделия, хозяйственные и бытовые, к которым относятся топоры, обязаны пройти сертификацию. Требуйте от продавца сертификат соответствия. Их выдают экспертные организации, которые проводят экспертизу изделий.

Что еще почитать