Изображение "Истину не знает никто, правду знают все, но у каждого она своя"
Изображение "Истину не знает никто, правду знают все, но у каждого она своя"

"Истину не знает никто, правду знают все, но у каждого она своя"

Однозначно согласен с Вами, уважаемый Альберт, что так называемые “долгосрочники” не такие уж и безобидные, и что получение долгосрочных лицензий этими «угнетёнными» происходило «в тихаря», делилось всё “между собой”, и ни о каких конституционных принципах свободы экономической деятельности, а также недопустимости монополизации и недобросовестной конкуренции даже не вспоминалось.

Перейти к статье Альберта Горбачева: "Для охотников - дырка от бублика"

Вот и у нас в Московской области долгосрочные лицензии в 2002 году были выданы келейно, причём - задним числом с разбегом в два года, а работавший в то время рядовым сотрудником отдела Д.Д.Вачугов, сегодня возглавляет «Мособлохотуправление». Ни о каких общедоступных охотничьих угодьях Дмитрий Дмитриевич и слышать не хочет!

А вот с Вашим комментарием к п.3 ст.71 Закона об охоте, что «все юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право переоформить предоставленные им в пользования охотничьи угодья в соответствии с действующим законодательством, то есть перейти от ранее выданных долгосрочных лицензий к охотхозяйственным соглашениям»,

согласиться не могу по той простой причине, что обладатели долгосрочной лицензии – юридические лица и индивидуальные предприниматели в пользование охотничьи угодья не имели и не имеют, т.к. понятие «охотничьи угодья» вступило в силу только 1 апреля 2010 г. Нет охотничьих угодий – нет и предмета для договора. Да, и перейти от ранее выданных долгосрочных лицензий к охотхозяйственным соглашениям «долгосрочники» могут только после того, как «охотугодья» будут определены, установлены и утверждены надлежащим образом.

Как следует из действовавшей на тот момент ст.33 ФЗ «О животном мире»:

- Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую ТЕРРИТОРИЮ, АКВАТОРИЮ для осуществления пользования животным миром.

Важнейший момент: у так называемых «долгосрочников» охотничьих угодий не было и нет! А договора заключались на пользование ТЕРРИТОРИЕЙ и АКВАТОРИЕЙ…

Тут я считаю необходимо сделать небольшой экскурс в история вопроса: Федеральный закон «Об охоте…» от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ (далее – Закон об охоте) был официально опубликован для всеобщего сведения 28 июля 2009 г., а вступил в силу только 1 апреля 2010 г., т.е. по прошествии 8-ми месяцев. Как я понимаю, законодатель предоставил достаточный срок, чтобы не только Правительства РФ разработало и утвердило нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию положений Закона об охоте, но и другие органы исполнительной власти совершили аналогичные действия.

Соответственно, в регионах, в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, необходимо было выполнить ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОХОТУСТРОЙСТВО, направленное на обеспечение рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории субъекта Российской Федерации. Документом территориального охотустройства является схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий, утверждённая высшим должностным лицом или руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Утверждённая Схема охотничьих угодий – это и есть тот «фундамент», на котором должно быть построено «здание» «охотничьего хозяйства – сферы деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и СРЕДЫ ИХ ОБИТАНИЯ (но не охотничьих угодий, выд.мнойВ.Б.), по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты».

Самое время вернуться к обсуждаемому пункту 3 статьи 71 Закона об охоте, установившего, что:

- Юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.

Как я понимаю, говоря об охотничьих угодьях в Законе об охоте, законодатель считает их существование как уже о свершившемся факте, поэтому он и установил, что «долгосрочники» «вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий», которые после территориального охотустройства совпали с территориями, указанными в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий.

Ещё раз: долгосрочные лицензии выдавались в начале 2000-ых годов, когда понятие «охотничьи угодья» в новом действующем законодательстве современной России не применялось, поэтому при выдаче долгосрочной лицензии заключался договор с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую ТЕРРИТОРИЮ, АКВАТОРИЮ для осуществления пользования животным миром.

Как о свершившемся факте существования охотничьих угодий говорит и упомянутый Вами, уважаемый Альберт, п.8 ст.71 Закона об охоте:

- в случае если на день вступления в силу настоящего Федерального закона площадь охотничьих угодий общего пользования в субъекте Российской Федерации составляет менее чем двадцать процентов общей площади охотничьих угодий в субъекте Российской Федерации, в таком субъекте Российской Федерации по мере истечения срока действия долгосрочных лицензий на пользование животным миром создаются в первую очередь общедоступные охотничьи угодья, площадь которых должна достигнуть размера площади, предусмотренной частью 3 статьи 7 настоящего Федерального закона,

который считает, что на территории субъектов Российской Федерации на день вступления в силу Закона об охоте уже существуют границы охотничьих угодий. А вот уже в случае, если на день вступления в силу Закона об охоте площадь охотничьих угодий общего пользования составляет менее чем двадцать процентов от общей площади охотничьих угодий, тогда вступает в силу положение, в каких случаях в первую очередь должны формироваться общедоступные охотничьи угодья.

В связи с практически повсеместным отсутствием охотничьих угодий в субъектах Российской Федерации, вполне естественным мне представляется вопрос на Ваши слова, Альберт, что «например, в Воронежской области, в которой я проживаю, на момент вступления в силу Закона об охоте (и на данный момент) общедоступные угодья составляют порядка 3%...»: каким нормативным правовым актом, на момент вступления в силу Закона об охоте, определены территории общедоступных охотничьих угодий??? Например, у нас в Московской области тоже утверждают, что в двух районах есть общедоступные охотугодья, только документально этого никто не подтверждает.

Если исходить из того, что положения пункта 3 (предоставившего уполномоченному федеральному органу исполнительной власти устанавливать максимальную площадь охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом или группой лиц) статьи 10 (установившей защиту конкуренции в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов) были реализованы до вступления в силу Закона об охоте, тогда всё встаёт на свои места и ни о каком-либо «бессрочном пользовании» при переходе от долгосрочной лицензии к охотхозяйственному соглашению не может быть и речи. Вполне естественно появляется возможность для реализации части 8 статьи 71 Закона об охоте о первоочередном формировании общедоступных охотничьих угодий.

В завершение считаю необходимым сказать о том, с чего Вы начали – про статью 7 Закона об охоте, но при этом почему-то опустили важнейший момент – пункт 1, из которого следует, что:

- В границы охотничьих угодий включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Что это за земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства??? Как я понимаю, ой(!!!) как далеко не все земли по своему правовому статусу могут войти в состав охотничьих угодий… Что станет с охотничьими животными на землях, которые не войдут в состав охотничьих угодий???

В контексте со статьёй 7, считаю необходимым напомнить и статью 14, из которой следует, что:

- любительская и спортивная охота осуществляется охотниками в закрепленных охотничьих угодьях и общедоступных охотничьих угодьях;

- оказание услуг и иная деятельность в сфере охотничьего хозяйства в целях любительской и спортивной охоты в закрепленных охотничьих угодьях осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", на основании охотхозяйственных соглашений.

Какие выводы напрашиваются сами собой:

  • - охота может осуществляться только в охотничьих угодьях;
  • - оказание услуг и иная деятельность должны осуществляться только на основании охотхозяйственных соглашений;
  • - юридические лица и индивидуальные предприниматели должны быть зарегистрированы надлежащим образом.
  • Что мы имеем в реальной жизни:
  • - охотничьих угодий нет, продолжает действовать право долгосрочного пользования, которое возникло у юридических лиц и ИП (важнейший момент - но не у граждан!!!) на основании долгосрочных лицензий;
  • - оказанием услуг занимаются «долгосрочники» без охотхозяйственных соглашений;
  • - общественные объединения оказывают услуги, но не зарегистрированы надлежащим образом (если будет интересно, это тема для отдельного разговора).

ПОЛНЫЙ И АБСОЛЮТНЫЙ БЕСПРЕДЕЛ!!!

Вот таким у меня получился ответ, уважаемый Альберт.

P.S. Нынешняя ситуация с охотой мне вполне понятна и объяснима: новый Закон об охоте вступил в силу практически одновременно с вступлением в должность директора Депохоты А.Е.Берсенёва. Что мог сделать НАЧИНАЮЩИЙ государственный чиновник, не имеющий теоретических знаний и практического опыта руководства в масштабах всего государства? Правильно, проявить свои личностные качества. Чем мне запомниться г-н Берсенёв – реализацией своих амбиции аутфиттера и попыткой организовать природопользование в свете ранее полученного в советское время образования. Что здесь в большей степени сыграло отрицательную роль – сказать затрудняюсь. Из личного опыта могу лишь добавить: занимаемая должность однозначно повышает знания и меняет масштаб мировоззрения. Чем выше должность, тем больше масштаб ответственности.

Увы, как это ни прискорбно, но приходится констатировать факт: уважаемый Антон Евгеньевич как был аутфиттером-посредником между охотником и животным миром, так им и остался, не смотря на масштаб занимаемой должности… Сорри.

Что еще почитать