Изображение Для охотников - дырка от бублика
Изображение Для охотников - дырка от бублика

Для охотников - дырка от бублика

Конституционный суд наконец то добрался до закона об охоте, что само по себе не плохо, особенно “порадовали” отзывы прессы на некоторых ресурсах о том что нельзя отбирать “кровью и потом” нажитые охотхозяйства, о том что получиться что новый арендатор прейдет “на всё готовенькое”...

Перейти к ответу В.Л. Бодункова на данную статью: "Истину не знает никто, правду знают все, но у каждого она своя"

И как нестранно ни слова о том что так называемые “долгосрочники”, судьба которых решается в данный момент в суде, не такие уж и безобидные, и что, например получение долгосрочных лицензий этими угнетёнными происходило “втихаря”, делилось всё “между собой”, и не о каких нормах антимонопольного законодательства речь при таком дележе и не шла. Но сейчас не об этом, давайте посмотрим, какой очередной подводный камень таит в себе закон об охоте.

Согласно статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"(далее – Закон об охоте) охотничьи угодья на территории РФ подразделяются на:

  • охотничьи угодья, которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (далее - закрепленные охотничьи угодья);
  • охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты (далее - общедоступные охотничьи угодья)

При этом также данная статья определяет, что:

  • общедоступные охотничьи угодья должны составлять не менее чем двадцать процентов от общей площади охотничьих угодий субъекта Российской Федерации

В целях формирования общедоступных угодий на территории Российской федерации Закон об охоте содержит в статье 71 норму:

  • в случае, если на день вступления в силу настоящего Федерального закона площадь охотничьих угодий общего пользования в субъекте Российской Федерации составляет менее чем двадцать процентов общей площади охотничьих угодий в субъекте Российской Федерации, в таком субъекте Российской Федерации по мере истечения срока действия долгосрочных лицензий на пользование животным миром создаются в первую очередь общедоступные охотничьи угодья, площадь которых должна достигнуть размера площади, предусмотренной частью 3 статьи 7 настоящего Федерального закона

которая устанавливает, что на территории субъектов Российской Федерации должны в первую очередь формироваться общедоступные охотничьи угодья (20% процентов) по мере истечения действия документов (долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира), на основании которых предоставлялись охотничьи угодья юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям до момента вступления в силу Закона об охоте.

В тоже время статья 71 Закона об охоте установила, что:

  • Юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.

Что говорит о том, что все юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право переоформить предоставленные им в пользования охотничьи угодья в соответствии с действующим законодательством, то есть перейти от ранее выданных долгосрочных лицензий к охотхозяйственным соглашениям.

Указанные нормы Закона об охоте, на мой взгляд, входят в противоречие друг к другу по причине того, что, например в Воронежской области, в которой я проживаю, на момент вступления в силу Закона об охоте (и на данный момент) общедоступные угодья составляют порядка 3%, юридические лица начинают переоформлять ранее полученные долгосрочные лицензии на охотхозяйственные соглашения, так как имеют на это право согласно части 3 статьи 71 закона об охоте, что в конечном итоге приведет к тому, что все ранее закрепленные охотугодья будут переведены на охотхозяйственные соглашения, и норма части 8 статьи 71 Закона об охоте о первоочередном формировании общедоступных охотугодий так никогда и не будут реализована, так как Закон об охоте не содержит указаний на то, что переоформление охотничьих угодий согласно пункта 3 статьи 71 не может быть произведено до момента формирования обязательных 20% общедоступных охотничьих угодий.

При этом следует также понимать, что при таком переоформлении происходит обмен старых лицензий на новые охотхозяйственные соглашения и в таком случае ни о каком формировании общедоступных охотничьих угодий по мере истечения действия документов (долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира) не может идти и речи, так как данные лицензии буквально так никогда и не окончат своё действие, так как будут именно обменяны, а не прекратят своё действие по срокам, указанным в данных лицензиях.

Очень хотелось бы чтобы Конституционный Суд при рассмотрении дела обратил внимание, на то что стоимость охоты в общедоступных охотничьих угодьях и охоты в закрепленных охотничьих угодьях абсолютно разная: в общедоступных угодьях разрешение на охоту стоит порядка 650 рублей согласно Налогового кодекса, а в закрепленных охотугодьях цену формирует арендатор, и в настоящее время цена по регионам Российской Федерации в десятки раз больше по отношению к цене охоты в общедоступных охотугодьях.

И на то что, на мой взгляд, Законодатель, указывая на то, что должен быть сформирован минимум в 20% общедоступных угодий как раз и пытался защитить лиц, к которым я себя отношу, не имеющих финансовой возможности оплатить охоту в закрепленных охотничьих угодьях, методом формирования общедоступных угодий.

В настоящее время для устранения указанной дыры в законодательстве от Конституционного Суда требуется всего лишь:

Признать недействующим пункт 3 стать 71 Закона об охоте в части, дающей право юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Закона об охоте, заключать охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений на территории субъектов Российской федерации, на территории которых отсутствует установленный Законом об охоте минимум 20% общедоступных охотничьих угодий.

Установить, в целях исполнения части 8 статьи 71 Закона об охоте, что охотхозяйственные соглашения, заключенные с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями согласно пункту 3 статьи 71 Закона об охоте, на территории субъектов Российской федерации на территории которых на момент заключения таких соглашений отсутствовал установленный Законом об охоте 20% минимум общедоступных угодий, имеют срок окончания действия, равный сроку окончания действия ранее выданных долгогосрочных лицензий, переоформление которых произошло согласно пункту 3 статьи 71 Закона об охоте.

Что еще почитать