Изображение Право выжить
Изображение Право выжить

Право выжить

В чем заключается культура охоты? Где проходит красная линия между этической стороной охоты и ее финалом? В добывании трофея или в особом мировоззрении человека с неким философским восприятием природы, наделенного охотничьей страстью, для которого охота не просто способ выслеживания и добычи, а особенность бытия, без чего его жизнь становится неполной.

Наверное, ни одно увлечение человека не порождает стремления к творчеству, как увлечение охотой. Если возьметесь пересчитывать литераторов «от охоты», то непременно собьетесь со счета. Созерцание природы и возможность видеть то, чего не замечают другие, охотничий антураж и охотничья страсть, стремление оказаться лидером в состязании «охотник — добыча» — все это можно назвать одним словом — охота.

Двадцать первый век — век высоких технологий и модернизаций. Миром движет прогресс«. То ли еще будет!» — воскликнут многие.

Это правда. Человеческая мысль не стоит на месте, и процесс совершенствования технической составляющей жизни будет только увеличиваться. Конечно, это касается не только бытовых условий жизни человека, но и его всевозможных увлечении, и, естественно, этот технический прогресс не обойдет стороной и охоту.

Откройте любое из существующих не только в России, но и во всем мире периодических охотничьих изданий, и вы увидите массу рекламы охотничьей техники — от современных ружей и арбалетов, приспособлений оптики до прицелов ночного видения и всевозможных маскировочных хитростей, без чего современный охотник себя не мыслит. В сегодняшнем изобилии охотничьих принадлежностей, направленных на получение трофея, охотнику трудно удержаться от соблазна не приобрести все эти новшества.

Уже далеко в прошлое ушли одноствольные ружья, я уже совсем не говорю о шомполках, из которых каждый выстрел по дичи и зверю был на вес золота. Промах, как правило, означал шанс объекту охоты скрыться или оказаться вне зоны выстрела. И это тоже неотъемлемая часть охотничьего процесса.

Да и одежда охотника претерпела изменения. Теперь редко кто идет на охоту в простой телогрейке да потрепанной кепке. Камуфлированная одежда (оно и понятно) наиболее выгодна для маскировки на охотничьей тропе. И пешком теперь до любимого местечка мало кто ходит, все больше на джипах, квадроциклах и прочих технических совершенствах.

Ну а охотничьи электронные манки? Любые и на разный вкус. И утка подсадная не нужна! Знаю, что давно уже среди охотников, особенно городских, практикуется эта браконьерская, а по другому я и не скажу, охота с мнимой подсадной: резиновую кряковую на воду — и крякай себе в электронный манок. Охота на добычу! Любой ценой! Даже порой вопреки нравственным человеческим ценностям.

Человек с ружьем всегда был и будет сильнее и перед медведем, и перед зайцем. А охотников с каждым годом становится все больше и больше. Свобода получения госохотбилета породила волну желающих стать охотниками. Не нужно сдавать охотминимум, получать какие-то рекомендации старших охотников, платить куда-то членские взносы, вообще ничего не нужо, одно только желание, и ты — охотник. Охотничьи издания пестрят рекламой, порой сомнительной, зазывая на охоту и обещая клиенту гарантированный трофей.

Так что же такое охота сегодня? Бизнес? Желание почувствовать свое превосходство над животным миром? Добыть любой ценой трофей, невзирая на способ и метод? Или охота — это просто дань моде, а может быть, просто корпоратив, как сейчас модно говорить, для снятия стресса? Не потому ли так хулят охоту и охотников ее противники, видя весь этот негатив воочию? А охотники? Видят ли они это?

И вообще, на чем сейчас держится понятие «русская охота»? Остались ли еще, сохранились ли ценности и традиции, рожденные в стародавние времена и ставшие впоследствии золотыми правилами охотника? Цитировать их нет смысла, всякий уважающий себя охотник их должен знать наизусть.

В нынешнее время понятие охота уже давно попало в разряд категорий, где человеческая мораль и отношение к живой природе должны быть неразрывны. Это диктуется самой жизнью. А мораль и этика порождают собой культурную сторону действа, устанавливая определенные грани дозволенного, в данном случае в увлечении охотой.

Пресс человека на природу и без охоты сегодня настолько велик, что без реального вмешательства в этот процесс мы можем вообще через некоторое время забыть, что такое дикая живая природа. Человек не спрашивает у нее, как, скажем, проложить автомагистраль или как лучше построить какой-нибудь мусороперерабатывающий завод, чтобы вред был минимальным.

Например, посмотрите, как варварски уничтожаются ныне леса в Подмосковье. Любого здравомыслящего человека эта ситуация с лесными угодьями приведет в дикий ужас.

Человек давно перестал спрашивать разрешения у природы на свои действия. Все это он делает со своим расчетом пользы и рациональности, к сожалению, порой вовсе не задумываясь о тех негативных последствиях, которые могут наступить. И, как ни прискорбно, человек, взявший в руки ружье с целью добычи трофея, встает в один ряд этих самых негативных воздействий на природу.

Охота в России, за исключением ряда отдаленных северных регионов, давно уже не является средством к существованию.

Несомненно, охота — это определенный пресс человека на природу. Правильная охота, в рамках закона и установленных норм, не несет вреда животному миру, как бы ни пытались доказать обратное ее противники. Но она должна содержать в себе особое неписаное правило дать шанс животному выжить. Не это ли определяет в человеке высшую степень гуманизма и понятие преобладания над миром дикой природы? Думаю, да. И в этом со мной согласятся многие истинные охотники.

И, говоря об охоте в сегодняшнем мире как о традиции, как об одном из направлений культуры, нельзя не поставить во главу угла воскрешение высоких нравственных традиций и воспитание охотника, для которого суть охоты заключается не в трофее, а в эмоциональном общении с природой. И если это будет превалировать над жаждой добычи, тогда мы и сможем говорить в полной мере об истинной культуре охотника. Но как этому способствовать? Как добиться того, чтобы человек, взявший в руки ружье и назвавший себя охотником, был в угодьях не просто потребителем, но и ревностным защитником всего живого?

И каждый раз говоря о культуре охоты и об этической стороне этого действа, мы попросту забываем о том, кто возьмет на себя эту огромную ответственность по воспитанию охотника. Посредством чего можно обогатить культурную составляющую охоты? Мы все сетуем на нападки со стороны антиохотников, а сами порождаем эти негативные мнения в свой адрес.

Научить охотника дать право зверю и птице на существование в их естественном мире, вот то, что ныне должно являться вершиной охотничьей этики. Ведь эту неписаную норму личного человеческого качества не воспитаешь запретами типа норм добычи, обязательной путевкой или лицензией и тому подобным. Это качество должно зародиться в охотничьей душе и стать впоследствии определяющим в занятии охотой.

Внутренняя составляющая отношения охотника к добыче и есть та самая лакмусовая бумажка, определяющая его нравственную сторону. И тогда не нужно будет стрелять по утиным стайкам, мчащимся в поднебесье, почти на сто процентов зная о том, что трофея не будет, а вот подранок и гибель птицы — наверняка. Не надо становиться в цепь загона на зайца, понимая, что это махровое бескультурье, сопряженное с браконьерством.

И тогда охотнику будет понятно, что команда в сто человек на загонной охоте на лося — это тоже не охота, а простая добыча зверя, и что у лося шанс выйти из оцепления сведен к нулю. И не нужно будет на гусиной охоте настреливать десятки птиц, зная ответ на вопрос: а зачем? И ,найдя одиноко токующего глухаря, не нужно лишать его жизни ради трофея, понимая, что в этом месте может быть в будущем хороший ток и можно будет брать глухаря без ущерба для тока.

Воспитание истинного охотника начинается с малого, с прививки ответственности перед окружающим миром. Необходимо возрождение охотничьих клубов при охотничьих обществах. Нужно обязать общества охотников (может быть, даже и на уровне Ассоциации «Росохотрыболовсоз») создавать у себя клубы юных охотников, где будет вестись пропаганда правильной охоты и гуманного отношения к животному миру и воспитываться полное презрение к браконьерству.

Понимаю, что в сегодняшней непростой экономической обстановке охотничьи общества поставлены на грань выживания. Сокращение территорий охотхозяйств на основе законодательной инициативы о большем числе общедоступных угодий; переход на охотхозяйские соглашения по ведению охотничьей деятельности, что требует немалых денежных вложений, а порой и вообще неподъемных для охотобществ средств; лицензирование и многое другое отодвигает далеко на задний план ту часть работы охотничьих обществ, для которой они в общем-то и были когда-то созданы: воспитание настоящего охотника, ценящего и уважающего природу, объединение всех, кто любит охоту. И сколько уже сказано и написано по этому самому поводу — не счесть. А воз и ныне там. И все же сегодня эта работа охотничьих хозяйств должна быть приоритетной.

Достойное отношение к объекту охоты должно быть у охотника на первом месте. Человек с ружьем обязан дать зверю шанс выжить, на то она и охота. Это есть высшая степень охотничьего благородства. И если после первого промаха последует второй неудачный выстрел, не огорчайтесь, не сетуйте на черный день, не перезаряжайте в спешке-горячке ружье, желая во что бы то ни стало достать добычу, отпустите зверя или птицу с миром.

Поверьте, она уже этого заслужила, не попав на охотничий стол. И непременно природа воздаст вам, наградив впоследствии богатым трофеем. Ведь все в этом мире взаимосвязано: и человек, и природа, и то благо, которое мы от мира дикой природы получаем.

Что еще почитать