Изображение По живым мишеням!
Изображение По живым мишеням!

По живым мишеням!

Статья В.Громыко «Подсадная» охота» («РОГ» № 1-2 за 2015г.) вызвала многочисленные комментарии на сайте Охотники.ру. В ней идёт речь о «Первенстве по практической охоте с подружейными собаками». Я нашёл убедительными и справедливыми ряд критических суждений этого автора, являющегося известным экспертом-кинологом - в отличие от несогласных с его выводами. Однако меня озадачило, что никто равнодушно не обращает внимания на вопиющую антигуманность данных состязаний.

Весьма полезно обоснованно назвать своими именами определённые действия людей и то, что они устраивают, как сделал В.Громыко. Истинные охотники его в этом поддержали и с ним согласились. Тем самым он вызвал шквал агрессивного обличения в свой адрес именно от тех личностей, чьи неблаговидные «свершения» были затронуты в его статье. Так происходит всегда, когда нелицеприятная правда сильно «режет глаза» таким деятелям.

Но, на мой взгляд, автор напрасно постеснялся открыто обнародовать имена реальных организаторов и сведения о месте проведения этого «Первенства». Я считаю, что это необходимо предать гласности. Охотники должны знать этих «героев», причём поимённо. Нам нечего скрывать или камуфлировать, в отличие от них.

Наконец, в «РОГ» № 9 на первой полосе появилась ответная реакция Л.Сонина в виде статьи «Охота на выпущенную дичь». После её прочтения я решил сопоставить опубликованные факты и строго на их основании более глубоко исследовать, проанализировать, а затем подробно прояснить для общественного ознакомления, что же на самом деле творится в специализированном Тюнежском охотохозяйстве, в чьих интересах, и самое главное, с какими последствиями.

Сложилось впечатление, что Л.Сонин изо всех сил пытается оправдать и доказать полезность и необходимость происходящего там, будучи одним из непосредственных организаторов. Мне представляется, что для этого он опирается на явно надуманные и нелепые предпосылки. Например, на уже устаревшее правило маркетинга «спрос определяет предложение». В современной действительности, под воздействием глобальной бездуховной религии потребления и развлечения, всё уже далеко не так.

Теперь, при помощи дурманящей технологии массового сознания, «предложение формирует спрос». Поэтому, так выгодно продвигать, внедрять и развивать то новое, что наилучшим образом вписывается в «рыночные отношения» околоохотничьего бизнеса. Это делается на потребу стрелкам и добытчикам, чрезвычайно далёким от настоящей охоты, чтобы всячески ублажить их. Таких «паркетных» охотников полностью устраивает только упрощённая до предела, быстрая, удобная и гарантированная так называемая «практическая охота». К этому их приучили и пристрастили своими заботами новоявленные «бизнесмены» от охоты.

Разве им жизненно необходимо заниматься отстрелом выпущенной птицы именно «вблизи крупных городов, индустриальных центров»? Или они вынужденно участвуют в таком «некрасивом» занятии в этой местности? Видите ли, теперь (по Л.Сонину) необъятных и щедрых российских природных просторов от Кольского полуострова до Крыма вдруг стало не хватать для полноценной охоты с подружейными собаками по разнообразной и весьма многочисленной пернатой дичи, с конца июля по декабрь.

Я утверждаю, что даже в том же самом районе дальнего Подмосковья, где расположена эта доморощенная Мекка любителей стрельбы по впускной птице, а также в угодьях близлежащих районов, при желании находится вполне достаточно дикой птицы и зверя для реальной охоты, а не для её «подсадной» Тюнежской фикции. Отчёты о весьма удачных охотах с легавыми в этих местах, например, на перепела, куропатку и вальдшнепа не раз публиковались в «РОГ».

Речь идёт конкретно о Венёвском р-не Тульской, Серебряно-Прудском р-не Московской и Пронском р-не Рязанской областей. Мне и самому приходилось неоднократно, в течение многих лет, включая прошлый сезон, охотиться со своими легавыми во всех этих угодьях и ещё в нескольких соседних районах Тульской области (Ясногорском, Новомосковском и Узловском).

Если выйдешь с подружейной собакой в эти места, расположенные рядом с Тюнежским охотхозяйством, то никогда без птицы не останешься.

Иногда там же обнаруживаются и весьма большие скопления данных видов пернатой дичи. В этой местности часто встречается и довольно много тетеревов, но летне-осенняя охота на них всё никак упорно не открывается. С годами птицы точно не становится меньше, а численность куропатки значительно возросла. Это произошло из-за малоснежных зим с постоянными оттепелями, что отмечают многие охотники, в особенности легашатники. Постоянно там хватает и кряквы.

Чтобы убедиться в этом, нужно, как принято у нормальных охотников, самому активно и тщательно изучать угодья в ходе полноценной охоты. Понятно, что этим лучше заниматься в наиболее благоприятное время сезона для конкретного вида пернатой дичи в этих хороших охотничьих местах Средней полосы. Тем не менее, Л. Сонин в своей статье тиражирует лукавые и оторванные от существующей реальности фиктивные обоснования невозможности замечательной и успешной охоты на пернатую дичь.

А ведь он сам, по его же словам, много охотится со своей легавой на дикую птицу и является профессиональным охотоведом. Поэтому, он не может не знать о реально существующих больших недоиспользованных природных запасах охотничьих видов пернатой дичи и о прекрасной возможности настоящей охоты по перу в нашей стране.

Далее он весьма безапелляционно провозглашает, что «будущее за подсадной охотой». Но пока не наблюдается существенного снижения численности распространённых массовых охотничьих видов пернатой дичи. Это же подтверждают и учёные.

Например, известный специалист-орнитолог, кандидат биологических наук С.Ю.Фокин весьма компетентно указал насчёт такой ценнейшей птицы для охоты с подружейными собаками, как вальдшнеп: «Многолетний мониторинг показал, что общая численность вальдшнепа в России стабильна и пока не вызывает опасений». («РОГ» № 11, 2015г.).

Следовательно, аргументы Л.Сонина о мнимой вынужденности «подсадной» эрзац-охоты следует признать совершенно ничтожными и сфальсифицированными. Это выглядит, как явно спекулятивная попытка «выдать желаемое за действительное» с его стороны. А занимается он этим для создания в охотничьем сообществе правдоподобной иллюзии однозначной полезности охотникам Тюнежского «курятника» и подобных охотохозяйств. Таким образом, любыми средствами через СМИ пропагандируется и недобросовестно рекламируется коммерческая псевдоохота.

Банальный отстрел искусственно выращенной и специально выпущенной птицы в совершенно несвойственном для её естественного обитания подмосковном биотопе, в частности фазана, это не только дело плохого вкуса или полного его отсутствия.

Назвать охотой эту примитивную и пошлую её имитацию, конечно, «язык не поворачивается». Происходит откровенная подмена истинного образа и смысла правильной охоты культивированием разгула низменных человеческих страстных инстинктов, связанных с добычей и отстрелом любой ценой, во что бы то ни стало и желательно, как можно быстрее и ближе от столичного мегаполиса. Такое проявление псевдоохотничьей мании и барства «горе-охотников» «хоть как-то» вуалируется под розовым флёром приверженности к такому благородному делу, как истинная охота.

Таким образом, Л.Сонин непосредственно способствует нарастанию забвения и утрате духа полноценной российской охоты, вместо вовлечения своих «клиентов» в неё. Если постоянно только на словах ратовать за правильную охоту и за сохранение отечественных традиций, а на деле заниматься прямо противоположным, то деградация вследствие этого будет неизбежно нарастать. Именно так и происходит. Поэтому, вполне закономерно, что в Тюнежском охотохозяйстве стало развиваться излишне жестокое, разлагающее личность охотника и явно безнравственное занятие, популярное в далёком прошлом среди отсталых людей.

Такие современные проявления человеческой дикости уже давно были отвергнуты цивилизованным международным сообществом по причине абсолютно бесчеловечного обращения с живыми птицами.

По ним, как и по всем другим животным – категорически недопустима безжалостная стрельба исключительно ради забавы, в виде спортивного развлечения в честолюбивых целях. То есть только затем, чтобы таким непотребным способом «горе-охотники» смогли бы потешить своё тщеславие и нездоровые амбиции, самоутвердиться посредством «завоевания» спортивных призов и наград на «Первенстве».

Недаром, именно по причине такой явно живодёрской и беспощадной сущности стрельбы по живым мишеням международный Олимпийский комитет ещё в самом начале прошлого века запретил садочную стрельбу по голубям в программе Олимпийских игр. На любых спортивных играх и в том числе на псевдоохотничьих Тюнежских игрищах неприемлемо бессердечно и легкомысленно играться с жизнями живых существ. Так ведь можно заиграться и до полной потери человеческого обличая, скатиться до откровенного варварства.

Такое бесчинство уже гораздо сложнее облагородить и отмыть негодными лицемерными средствами, а затем бесстыдно и бессовестно назвать происходящее приличным и полезным охотникам. Не имеет никакого значения, что при проведении данных состязаний для розыска выпускной птицы используются подружейные собаки. Это не может служить оправданием зверской сущности такого стрелкового развлечения. Кроме того, на «Первенстве» живые птицы выбрасываются в воздух с помощью метательных катапульт под отстрел для проверки подачи.

В странах с исторически более развитой спортивно-охотничьей стрельбой, чем в нашей, уже давно открыто не проводятся и не освещаются в прессе официальные соревнования по отстрелу, как подсадных, так и диких животных, из-за их общепризнанной явной неэтичности. А в нашей стране такое безобразное занятие вновь начинает приобретать популярность, "благодаря" царящей всеядности среди современных "немвродов". Это молчаливо одобряется и безразлично поощряется отсутствием критического восприятия в обществе к подобным морально-нравственным отклонениям.

В качестве обоснования вымышленной полезности «Первенства» публично декларируется явно надуманная «главная» цель этого мероприятия: «показать и рассказать людям о традициях правильной охоты с легавыми, спаниелями и ретриверами». (из статьи Д.Карманова «Тюнежская практика» в «РОГ», 2014г.).

Безусловно - довести до абсурда можно всё, что угодно. На самом деле, под этим благовидным предлогом происходит безжалостное глумление над сотнями выпускных птиц. Порочная и развращающая прихоть в виде спортивно-развлекательной стрельбы по живым мишеням с состязательной целью между стрелками никогда не имела, не имеет и не будет иметь абсолютно никакого отношения к традициям правильной российской охоты.

Это является, с точностью до наоборот, по своей сути, оскорблением, профанацией и губительством неписанных традиций правильной отечественной охоты. В результате происходит искоренение и выхолащивание духовности, формирующей нравственно-этический стержень настоящего охотника.

Подобные стрелковые соревнования практиковалось в нашей стране более века назад. Но они были категорически и полностью отвергнуты по мере развития культуры и нравственности в охотничьей и стрелковой среде. Произошло это по той причине, что такое жестокосердное отношение к животным абсолютно недостойно цивилизованного человека, претендующего на звание культурного охотника или спортсмена.

Правильным и истинным охотникам не к лицу заниматься отстрелом специально выпущенных птиц ради соревнования между собой в мастерстве и меткости стрельбы. Удовлетворение спортивных амбиций и тренировка в навыках охотничьей стрельбы не должны происходить за счёт принесения для этого в жертву живых существ.

Таким образом, организаторами "Первенства" разворачивается вспять поступательное движение к возрастанию уровня этичности охотников. Воздействие распространяющихся в настоящее время обычаев поведения на менталитет очень велико. При повышении моральности смягчаются охотничьи нравы. В результате возрастает гуманность и человечность охотников.

Напротив, огрубение нравов происходит при деградации и деморализации в охотничьем сообществе, что конкретно выражается в увеличении актов насилия над животными. На «Первенстве» возрождается порочная, бессмысленная и чрезмерная жестокость в обращении с живыми существами. То есть именно то, что должно быть наиболее отвратительно и противно каждому правильному охотнику, если он не является нравственно глухим и слепым.

Происходящее в Тюнежском охотохозяйстве – это яркий образец «новой морали», когда приличным признаётся получение сомнительных удовольствий любой ценой. А достойными уважения те, кто это организует. Такая своеобразная «мораль» захлестнула неокрепшие умы некоторых современных охотников. Это свойственно нынешнему непростому времени утраты чётких нравственных ориентиров, когда многое, в результате этого, переворачивается с ног на голову.

На культурной охоте существует понятие допустимого выстрела. Любая стрельба по животным должна быть строго обоснована и прежде всего соответствовать неписанным этическим нормам и канонам гуманного и цивилизованного поведения охотников по отношению к животным, максимально исключающим их напрасные страдания и мучения.

Но похоже, что такие прописные охотничьи истины неведомы и непонятны организаторам "Первенства". Причина этого прозрачна ведь Д. Карманов вот так публично выражает своё неуважение к неписанным Законам охотничьей этики: «я не слышал о таких неписанных и считаю их идиотизмом». (из дискуссии на форуме клуба «Питерский охотник»).

Именно такое «понимание» основного организатора и объясняет его морально-этическую незрелость, отчётливо выражающуюся при проведении «Первенства» самым явным образом. Какие «традиции правильной охоты» он хочет показать людям, по этому его насквозь фальшивому заявлению? Ведь отечественные традиции предусматривают безусловное уважение, знание и почитание того, о чём он даже «не слышал», по его собственному личному признанию.

В данном случае речь идёт конкретно о неписанном этическом охотничьем Законе, предусматривающем человечное и гуманное обращение с животным.

Для неразборчивых стрелков эта безнравственная потеха под прикрытием вывески «большого праздника единомышленников» проводится в межсезонье, когда по всей стране ещё полностью закрыта охота на пернатую дичь. Следовательно, именно в это время года в охотничьих угодьях недопустима пальба участников, беспокоящая и уничтожающая диких птиц, которые продолжают выводить своё потомство.

Л. Сонин описывает в своей статье, как собака отработала «дикаря», вместо орущего рядом выпускного перепела. В подобной ситуации дикие птицы, включая самок, отвлекающих от выводка, скорее всего попадут под выстрел «горе-охотника» в обличье «стрелка-спортсмена», если будут отработаны его собакой во время этих состязаний, т.к. дикого перепела сложно отличить от выпускного. То, что затем произойдет с ещё не вставшими на крыло птенцами – не требует дальнейших комментариев. Получается, что на территории «Тюнежского оазиса правильной охоты» процветает такая откровенная вседозволенность вопреки действующим правилам охоты.

Или там перед «Первенством» проводится «зачистка» угодий, по принципу «выжженной земли» с удалением всех диких птиц охотничьих видов, которые «случайно проникли» на данный участок Тюнежского охотохозяйства? Иначе ведь невозможно полностью исключить нахождение там дикой птицы. Не дожидаясь официального открытия сезона охоты по перу, из-за провоцирующей безнаказанности, допускается не только нахождение со своим личным оружием в охотничьих угодьях, но и пальба участников «Первенства».

По свой сути это не что иное, как легализованное браконьерство. Таким образом, грань между законностью и беззаконностью охоты там полностью стёрлась. Непонятно, как может государственная служба охотничьего контроля упорно «закрывать глаза» и не замечать таких вопиющих нарушений.

И это происходит систематически, из года в год, несмотря на то, что сведения о реальных сроках проведения «Первенства» регулярно обнародуются организаторами. Впрочем, чему удивляться? В нынешнее время широкой экспансии антидуховности и безнравия, что только не творится в охотничьих угодьях, взятых на откуп частниками у потворствующего им государства.

Стало уже привычным и обыденным, что в охотничьих изданиях и на профильных телеканалах весьма неразборчиво продвигается и внедряется в сознание охотников подряд всё то, что выгодно дельцам и коммерсантам. Зарабатывающие на охотничьем увлечении соотечественников или на их занятии собаководством, уподобляясь Псаки, лицемерно оправдывают и всячески облагораживают свою неблаговидную деятельность и желание хорошо продавать, что им угодно.

Главное для них - это доход во чтобы то ни стало. Своей деятельностью они провоцируют неразборчивых или начинающих охотников на участие в организуемых ими сомнительных эрзац-охотах. Чтобы разобраться в сущности происходящего нужно рассматривать реальные дела, а не те красивые слова и фразы, при помощи которых они пытаются ловко закамуфлировать свои сомнительные услуги. В этом легко убедиться, если «копнуть поглубже».

Если всю территорию страны или центральные области заполонить охотохозяйствами таких же «заботливых» частников-арендаторов, набитых выпущенной птицей и зверем под отстрел в любое время года, то тогда для дикой охотничьей фауны, включая пернатую дичь, там места не останется. Или её «случайно» перестреляют в повсеместно закрытое для охоты по перу время под видом подсадной.

Тем более, там не найдётся места для настоящих, правильных и культурных охотников, которым отвратительны, чужды и брезгливы «пострелушки» в охотничьих угодьях в межсезонье, точно также, как и по выпускным живым мишеням в любое время года. Пора уже наконец полностью осознать и навсегда запомнить, что при нарастающей утрате охотничьей этики – сочетание коммерческих интересов с отсутствием высокодуховных целей разрушают культуру традиционной российской национальной охоты. Поэтому, неправильно и вредно превращать эту часть общенародного достояния в торговый ларёк с выпущенной под отстрел птицей искусственного разведения.

Остаётся только надеяться, что благодаря своевременным и актуальным публикациям в "РОГ" истинно цивилизованное, гуманное и воздержанное отношение к животным (неважно – дикие они или выпущенные) наконец восторжествует и прочно утвердиться среди всех охотников, без исключения. А руководство клуба "Сафари" самокритично и совестливо одумается и воздержится от дальнейшего участия в проведении таких заведомо циничных состязаний. Цивилизованное и культурное российское охотничье сообщество обязано проявить свою принципиальность, публично осудив и бойкотировав их проведение.

Что еще почитать