Изображение Законодательство улучшат охотники
Изображение Законодательство улучшат охотники

Законодательство улучшат охотники

Из номера в номер «РОГ» рассказывает читателям о том, с какими трудностями сталкиваются охотники-любители в процессе охоты.

Рассказывали и о том, как отдельные фермеры и иные пользователи земель сельскохозяйственного назначения (далее — фермеры) всячески препятствуют охотникам. Обносят участки забором, ставят охрану, которая запрещает гражданам посещать арендованные земельные участки. А теперь еще, часто, выпасают скот. Оправдывая этим свое нежелание пускать на арендованные земли охотников.

А вокруг арендованных земель ставят самодельные щиты с надписью: «Частная территория. Вход запрещен». Тем самым дезориентируя граждан, ведь часто эти земельные участки принадлежат государству, а фермерам переданы в аренду только на определенный срок.

Конечно, охранять земельные участки, держать на них скот фермеры имеют право. При условии, что эта деятельность им разрешена в соответствии с законом. А как быть охотникам, ведь часто эти земли входят в охотничьи угодья?

И об этом «РОГ» и другие СМИ рассказывали. Предлагали пути преодоления таких неправедных отношений. Пишутся и вносятся в органы государственной власти и местного самоуправления проекты законов и нормативных правовых актов, в которых о просьбах охотников забывается.

Пятого января я закончил изучение и написание экспертного заключения на прошедший первое чтение 9 декабря 2014 г. проект Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию» № 465407 – 6.

На первый взгляд этот подготовленный правительственными чиновниками еще в марте 2014 г. проект, казалось бы, никакого отношения к охотникам не имеет.

Как сообщали его разработчики, этим проектом предусматривается совершенствование и упрощение действующего порядка определения правового режима использования земель путем проведения территориального зонирования, а также исключения института категории земель как способа определения разрешенного использования земельных участков.

Действующий ЗК РФ делит земли по целевому назначению на категории. Вроде все понятно. Проект вносит технические правки в действующий ЗК РФ. Однако изучение Проекта показало, что это не совсем так. К примеру, в Проекте предлагается признать утратившей силу статью 56 ЗК РФ.

В статье говорится об ограничении прав на землю и ничего не говорится о самих охотниках. Но эта статья в совокупности со статьей 26 ФЗ «Об охоте» гарантирует охотникам право на охоту, в том числе и на землях сельхозназначения, находящихся в границах охотничьих угодий.

Названная статья ЗК РФ как раз и ограничивает право собственности физических лиц, юридических лиц на земельные участки и иные права на землю в границах охотничьих угодий в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами.

Нашел я также и упоминание в проекте о правах охотников. В пункте 9 статьи 81 новой главы XIV проекта. Статья определяет разрешенное использование земельных участков, виды и составы территориальных зон. Здесь говорится, что «в зонах сельскохозяйственного назначения допускается осуществление вспомогательных видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными федеральными законами».

А что такое «вспомогательный вид деятельности в сфере охотничьего хозяйства»? Об этом в Проекте ничего не сказано. Упоминается лишь, что «вспомогательным видом разрешенного использования земельного участка признается вид деятельности, который необходим для обеспечения использования земельного участка в соответствии с его основным видом разрешенного использования или условно разрешенным видом использования и осуществляется совместно с ними.

Перечень вспомогательных видов разрешенного использования земельного участка для определенной зоны устанавливается соответствующим регламентом использования территории.

Использование земельного участка в соответствии со вспомогательным видом разрешенного использования осуществляется без дополнительных разрешений и согласования. Сведения о вспомогательном виде разрешенного использования не отражаются в государственном кадастре недвижимости (пункт 17 статьи 77 ЗК РФ)».

Выходит, что определять перечень вспомогательных видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на земельных участках сельскохозяйственного назначения будут чиновники в отношении земельных участков в границах территориальных зон сельскохозяйственного назначения в соответствии с сельскохозяйственным регламентом. Принимать же решение по их использованию будут господа фермеры.

А все ли из них захотят такой вспомогательный вид деятельности выбрать? В проекте много и других недоработок и упущений.

Так разработчики предложили еще признать утратившей силу статью 7 ЗК РФ. А именно в ней содержится установка того, что в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, преду­смотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.

Прямого же указания в Проекте на аналогичное положение я нигде не встретил. И опять получается, что и это важнейшее положение передается на уровень региональной власти и местного самоуправления.

В общем, нашел в этом проекте подобные коррупциогенные факторы и обратился к депутатам ГД РФ с предложением не только устранить их из проекта, но и вернуть весь проект закона в процедуру первого чтения, организовав его обсуждение и экспертизу силами гражданского общества.

Мы сетуем на то, что часто забывают чиновники о правах охотников. Но вправе ли мы винить в этом тех, как правило, молодых людей, которые, являясь чиновниками, пишущими проекты законов, об охоте мало чего правдивого знают?

Сказывается на законодателей и деятельность так называемых «экологов» и некоторых других природозащитных организаций, имеющих средства и возможности усиливать свои требования о запрете охоты в России.

«РОГ», РОРС и просто охотники пытаются переломить такое положение. Нужна и создается новая самоорганизация охотников — РОС, но и в нее, как и в действующие охотобщества, многие из обладателей ОБЕФО не идут. Сказывается, к сожалению, и внедренный в сознание определенной части охотников так называемый синдром потребителя.

Многие из тех, с кем я общался, объясняют свое нежелание вступления в общество охотников не только известными многим негативными сторонами их деятельности, отсутствием прозрачности в использовании членских взносов и всевозможных сборов, высокой ценой охоты в угодьях общества.

Встречались молодые и достаточно взрослые люди с охотничьими ружьями, кто свято верит в то, что его материальное положение позволит ему реализовывать свое право на охоту. Причем это, в общем-то, часто были простые граждане, не олигархи и их дети, не богатые бизнесмены, а наемные работники. Хочу, чтобы они не обманулись в своих ожиданиях.

И последнее. Наши читатели на форумах часто резки на слова, ищут виновников всех бед охотников, в недостатках в работе чиновников и руководителей общественных охотничьих организаций. Сетуют на иллюзорную невозможность охотников поправить отношение к охоте и охотникам.

При этом некоторые не стесняются при этом «лягнуть» кого-то. Много раз поминают господина Берсенева, а на новогодних праздниках при обсуждении материала о составе совета по охоте МПР РФ прошлись даже по Н. Валуеву, одному из активных защитников прав охотников в ГД РФ.

Достается и другим нашим авторам, в частности этого материала. Критиковать, обличать и призывать — нетрудно. Но предлагаю нашим активистам, которые одним росчерком пера или нажатием клавиш на компьютере, решающим все трудности в возрождении охоты и былой богатой отрасли государственного хозяйства, заняться конкретным делом. Делом пока не очень благодарным, требующим отдавать ему все свое свободное время, но необходимым. Стать независимым экспертом по антикоррупционной экспертизе.

Я являюсь таковым уже шестой год, что легко проверить на сайтах Минюста РФ. Там же можно найти и мои заключения. Дает ли такая работа какой-нибудь эффект?

Считаю, что да, ведь экспертные заключения подлежат обязательному рассмотрению депутатами всех уровней и чиновниками, которые их разрабатывали. Кто-то с ними соглашался, кто-то нет. Были и протесты прокуроров, которые поддерживали некоторые заключения и принуждали власти к их исполнению.

Пишу об этом не ради самопиара. Федеральным законом независимым экспертам по антикоррупционной экспертизе предоставлены большие права. Они — из немногих в России, которые могут проверить на коррупциогенность любой действующий принимаемый закон и нормативно-правовой акт.

Среди охотников немало людей с высшим образованием, с большим жизненным и опытом работы в охотничьей сфере, есть и юристы. Что им мешает стать независимыми экспертами, которые смогут существенно помочь в работе над охотничьим законодательством?

Согласен, написать экспертное заключение трудно, но ведь это реальная работа. Подсказать, рассказать, помочь таким моим возможным коллегам я не отказываюсь. Появление же в рядах экспертов грамотных в вопросах охотничьего дела людей открывает нам новые возможности влиять на принимаемые законы, затрагивающие права охотников.

Что еще почитать