Изображение Что же с нами происходит?
Изображение Что же с нами происходит?

Что же с нами происходит?

Внимательно прочитал статью Н. Бирюкова «Лишний выстрел» («РОГ» № 1–2, 2015). В ней автором подняты две проблемы: охотничья этика и использование на охоте ружей, особенно пятизарядок. Согласен с Н. Бирюковым, что «в постсоветский период получение охотбилета постепенно превратилось в необременительную и бесплатную формальность, знание охотминимума — в пустой набор необязательных букв».

Перейти к статье Н.Бирюкова: "Лишний выстрел"

Сейчас новое поколение людей, «не имеющих ни малейшего представления об охоте», является лицом современного охотсообщества. Вхождение в рынок привело охотничье хозяйство страны в упадок.

Сегодня мы уже не говорим о том, что дает наша отрасль государству. Надеюсь, никто не будет отрицать, что охота во все времена была связана с социальными и экономическими условиями жизни народа. Чем мы можем похвастаться сегодня?

Каждый день с полос газет и с экранов телевизора льются шокирующие сообщения: кого-то ограбили или убили, где-то родители бросили своих детей, а чьи-то «любящие» детки заказали родителей, в школах ученики сбиваются в стаи, грабят и насилуют одноклассников.

На фоне этого очень показательна трагическая история блокадницы Р. Галимовой, расколовшая общество на сочувствующих и презирающих. Мне могут возразить, что я сгущаю краски, что вокруг много замечательных людей, а мы патриотичный и отзывчивый народ: вон как возликовали на возвращение Крыма в колыбель Отечества и как дружно откликнулись на беду, вызванную войной в Донбассе! Я этого и не отрицаю.

Но еще Ф. Достоевский сказал: «В русском человеке приверженность к великой идее удивительно сочетается с величайшей подлостью, и чего в нем больше, великой ли идеи или подлости, покажет будущее». А то что будущее наступило, подтверждают слова С. Кучеренко — охотоведа, ученого, писателя: «Общество лишилось нравственности и лица и потому обречено. По моему убеждению, его спасать уже поздно, потому, что вошло в силу настолько аморальное, обозленное и беспощадное поколение, перевоспитать которое уже невозможно».

Ему вторит С. Говорухин, депутат Госдумы, кинорежиссер: «С нынешним молодым поколением уже ничего нельзя сделать: оно пропало. Надо спасать тех, кому сейчас два года, и тех, кто еще не родился».

Бандитизм, алкоголизм, наркомания и казнокрадство — вот лицо сегодняшнего поколения, живущего по принципу «человек человеку волк». Нас сегодня должна беспокоить разруха не только в экономике, но и в головах наших граждан, страдающих от бедности, несправедливости и произвола чиновников.

Разительные перемены в жизни общества наложили свой отпечаток и на охоту, резко повлияли на социальный состав охотников, что привело к их глубокому расслоению. Чиновники всех уровней власти этого не замечают или делают вид, что ничего особенного не случилось (рынок, мол, все расставил по своим местам), и пытаются рядовых охотников приравнять по платежным возможностям к олигархам, банкирам и казнокрадам.

Состоятельные охотники не обременены соблюдением правил охоты, нормами отстрела, и их не беспокоит бедственное состояние охотничьего хозяйства страны. Для них окно в мир охоты всегда распахнуто настежь. Главное — настреляться от души и навалять кучу дичи. Николай Бирюков призывает: «Не публикуйте фотографии, где на фоне дичи покоится многозарядка с удлинителем магазина! Кроме дурного вкуса, эти снимки ничего не демонстрируют». А я считаю иначе.

Читатели, взглянув, например, на фотографию собратьев («РОГ» № 1–2, 2015), отстрелявших за 3 дня в пойме Дуная на пятерых 200 белолобиков, прилетевших туда на зимовку (возможно, из России), скорее всего испытают чувство брезгливости и осуждения. Оголодали, дорвались!

Считаю, к таким снимкам и текст от редакции должен быть соответствующий, содержащий оценку запечатленного на фото. Многие правильные охотники, к сожалению, не могут похвастаться и одним гусем за сезон, хотя некоторые из них вооружены полуавтоматами.

Из всех трагических последствий «реформенных» лет, самое тревожное — это забвение традиций русской охоты. Простые охотники, глядя на охоты толстосумов, заявляют: «Если им можно, то почему нельзя нам?» И бьют всё подряд, выражая таким образом свое протестное настроение. Я их не оправдываю.

Трехмиллионная армия охотников не может выйти на Болотную площадь и заявить о своих требованиях. Они же люди вооруженные и по этой причине не хотят иметь проблем с полицией. Это во Франции охотники вышли с протестом против сокращения сроков охоты, и власть их услышала.

Когда я вижу, как происходит попрание этических норм на весенней охоте, как толпы неорганизованных охотников бродят по полям, лесам, берегам водоемов и палят влет во все живое, как некоторые охотятся с моторных лодок, причем у многих нет даже разрешительных документов, — тогда я задаю себе вопрос: «Почему мы такие? Что с нами происходит?»

Весьма грустно читать строки отдельных авторов, допускающих стрельбу влет весной по уткам и объясняющих это тем, что, подняв птицу, они всегда имеют возможность разобраться, кто из них самка, а кто селезень. Но как же так? Ведь «Правила охоты» разрешают весной стрельбу влет только по вальдшнепу и гусям. Почему же некоторые охотники об этом забывают?

Полагаю, причина заключается в том, что власть освободила общества охотников от важнейшей воспитательной функции — подготовки граждан к выдаче госохотбилета — и всячески стремится свести ее роль на нет. Проблему воспитания надо рассматривать в масштабе всего государства. Если не будет разработана государственная программа, включающая в себя такие институты воспитания, как семья, ясли, детсады, школа, вузы и общество в целом, все останется по-прежнему, и в охотничьей отрасли в том числе.

Теперь о ружьях. Испокон веков охотники шли к «своему» ружью методом проб и ошибок, а найдя, относились к нему как к одушевленному, берегли его, холили и лелеяли. Выбор ружья — как выбор невесты и жены. Часто необъясним. Мне на всю жизнь запал в душу рассказ Д. Дурасова «Обладатель дивной Лебеды». Слезы наворачиваются от строк, написанных умирающим охотником Максим Максимычем, влюбленным в свое ружье.

Лебеда моя лебедушка,
Лебеда моя пистонная!
Что давно висишь на гвоздике,
Точно лента похоронная?
А бывало, в лето знойное,
В зиму, осень непогодную,
Ты служила службу верную,
Теша удаль благородную...


Человек, так любящий свое ружье, любит птиц и зверей не меньше. «Теша удаль благородную», он никогда не опустится до браконьерства. Может быть, кто-то, читая эти строки, подумает: расчувствовался старик! Да, это так. Ведь это мое убеждение.

Нарушения правил охоты, норм отстрела и несоблюдение охотничьей этики никоим образом не связаны с тем, с каким ружьем человек вышел на охоту, — с одностволкой или полуавтоматом с удлиненным магазином. Все упирается в воспитание, в соблюдение тех простых истин, о которых говорилось выше. Владельцы пятизарядок своей бестолковой стрельбой больше раздражают людей, чем наносят вред природе. Кстати, одностволка 12-го или 16-го калибров по бою и добычливости в умелых руках даст фору любому полуавтомату.

В заключение напомню слова одного из ведущих специалистов прошлого столетия в области теории дробового выстрела А.А. Зернова: «Убить дичь случайно можно и на сто, и на полтораста шагов, т.к. крупная дробина и на таких расстояниях способна еще пробить череп или перебить крыло. Но кучность боя уже так мала, а ошибки в прицеле даже хорошего стрелка так велики, что на каждую убитую дальше 70 шагов дичь придется много искалеченных подранков, которые охотнику не достанутся и зря в мучениях пропадут... Поэтому начинающий охотник никогда не должен соблазняться рассказами об эффективных далеких выстрелах. Выстрелы эти не эффективные, а постыдные».

Что еще почитать