Изображение Секреты тропления русака
Изображение Секреты тропления русака

Секреты тропления русака

Минимум шума при троплении важнее даже маскировки в одежде, так как заяц обнаруживает охотника на слух гораздо раньше, чем его видит. Чтобы приблизиться к лежке на расстояние уверенного выстрела, приходится двигаться не по следу (и уж тем более не по прямой), а обходя стороной шумные места — наст, ветки, грубую стерню…

НА ЛЕЖКЕ

При поисках скидки на сложных двойках-тройках (пересеченная местность, малоснежность, густая трава) я прохожу сначала по одну сторону от следа, затем по другую. Это позволяет идти от основного следа на некотором расстоянии. Первые три прыжка скидки заяц старается сделать скрытно (в пучок травы, на голую землю, за кустик), и только затем идут обычные, более заметные следы.

Поиски их непосредственно с двойки, да по обе стороны сразу, могут оказаться трудными, да еще с продолжительным топтанием на месте. А это сигнал опасности для зайца, и он сразу постарается скрыться, как только повернешься к нему спиной. Кто из нас не приходил к пустой, но еще теплой лежке? Кстати, о том, что заяц снялся с лежки за спиной у охотника, можно с уверенностью судить по следам: первые короткие два-три прыжка.

Если же двигаться прямо в направлении на лежку, заяц срывается сразу на махах, часто с шумом. Исключение из этого правила — сильный мороз. Только на открытых участках с хорошей видимостью (стерня, пашня, «зеленка», чистая выкошенная луговина) я ищу скидку сразу по обе стороны от следа, но такое случается нечасто.

Во время тропления ни в коем случае не следует смотреть на следы у себя под ногами: при этом сильно уменьшается поле зрения, а у зайца больше шансов подняться с лежки незамеченным. Смотреть надо на дорожку следов на максимальном расстоянии — так легче заметить любое изменение в равномерной цепочке отпечатков, особенно если этому предшествовали двойки или тройки, скидки.

Очень важно, чтобы «подозрительный» участок следов и вероятные места лежки были с одной стороны от вас. Если таких мест несколько и они не попадают в поле зрения одновременно, то я, например, отхожу своим следом назад, выбираю одно из мест вероятной лежки и по дуге подхожу к нему так, чтобы направление на «подозрительный» участок, от которого пятился, оставался в поле зрения.

Спешить не следует. Лишние две-три минуты погоды не сделают, а вот пропуск скидки, особенно если она была последней перед лежкой, намного уменьшит ваши шансы подойти на выстрел. Впрочем, излишне взвинчивать себя и держать в напряжении не стоит, это быстро утомляет и физически, и психологически, а главное, приводит к поспешным, а значит, неточным, выстрелам. Себя я сдерживаю напоминанием о том, что заяц сначала должен меня услышать, затем увидеть и лишь потом выбрать момент для ухода с лежки.

А происходит это почти всегда на расстоянии выстрела, не считая редкие случаи такого состояния погоды, когда лучше заняться другими видами охоты. Далеко не всегда заяц уходит рывком, на махах или с шумом. Если подойти к лежке очень близко, но при этом повернуться к ней спиной, то косой встанет тихо и короткими прыжками направится к ближайшему естественному укрытию — к полоске травы, канавке, кустикам — и только тогда перейдет на махи. Когда есть основания уверенно полагать, что лежка находится рядом, на дистанции выстрела, результативным бывает следующий прием.

Нужно резко, как бы демонстративно сделать шаг-другой в направлении предполагаемой лежки и замереть на одну-две минуты, затем повернуться всем корпусом в другом направлении и сделать то же самое. При этом нельзя останавливать взгляд на одной точке, нужно продолжать отслеживать и другие направления.

Подобного поведения человека русак чаще всего не выдерживает и встает. Даже если в это время ваш взгляд направлен не на саму лежку, из-за близкого расстояния можно сделать не менее трех неспешных выстрелов (я троплю с полуавтоматом). Этот прием позволяет экономить силы и время: не надо подходить к каждой предполагаемой лежке.

Когда след ведет к обрывам или крутым ступенчатым склонам, не стоит подходить прямо по следу, лучше зайти немного со стороны (из-под ветра, от солнца, от ближайших укрытий, от дороги) и добраться вдоль гребня до следа, а затем дальше. Такие места очень нравятся зайцу: снег выдувается до земли, которая скрывает следы зверька, и лучше прогревается на солнце, а с подветренной стороны склонов образуются снежные козырьки и надувы с твердым настом, что создает дополнительные укрытия и тоже прячет следы.

Каждому из нас, наверное, случалось точно определить небольшой участок, на котором залег заяц, подойти к нему на расстояние выстрела, обойти вокруг и убедиться в отсутствии выходного следа. Но часто такая, казалось бы, 100-процентная ситуация провоцирует на поспешные и необдуманные действия.

Следует помнить, что заяц нас давно и видит и слышит, он отлично знает обстановку, рельеф местности, растительность и только ждет момента использовать свой шанс. Прежде всего надо как можно раньше занять выгодную позицию: отрезать русаку путь к ближайшим укрытиям, зайти со стороны возвышения, устранить засветку солнцем и т.д. Затем важно внимательно осмотреть снежный покров и любой, даже нечеткий, отпечаток считать вероятной скидкой.

Если следов так много, что разобраться в них трудно, если они теряются в траве, ветках, кочках, если входных следов больше, чем один, а удобных мест для лежки слишком много, то я просто методично прочесываю весь участок. Двигаюсь змейкой, в направлении сверху вниз, а на ровном месте иду от ближайших соседних укрытий в сторону открытого места с частыми остановками на одну-две минуты. Такой поиск челноком хорош для неопытных охотников, поскольку исключает уход зайца за спиной.

Помогает поднять зайца и движение рывками — с неравными промежутками, с резкой сменой направления. Во время приостановок я поворачиваюсь всем телом в разные стороны, но при этом всегда оставляю в поле зрения непройденный участок. Бросать камни, палки и другие предметы в подозрительные места не имеет смысла: заяц на это почти не реагирует, а вот контроль над оружием теряется.

Если во время тропления следы зверька местами видны плохо, то рядом с последним четким отпечатком я обязательно делаю хорошо видимую издалека пометку — бороздку до земли. Бывает, приходится возвращаться к этой метке и начинать поиски заново.

ЕСЛИ ЗАЯЦ УШЕЛ

Я всегда придерживаюсь правила: как только увидел, что поднял зайца, выходи на его гонный след не ранее 10–15 минут, даже для проверки, нет ли крови и шерсти, если стрелял. Практически всегда, отбежав на сравнительно небольшое расстояние (150–300 метров), русак садится и некоторое время наблюдает. Если он видит, что по его следу идет охотник, то еще не раз присядет и понаблюдает.

Если продолжать преследование, он уйдет на большое расстояние, в труднодоступные места, причем может долго не ложиться, а просто сидеть. Вытропить его повторно в такой ситуации можно только с большими затратами сил и времени. Бывает, что на первом «присаживании» заяц охотника не обнаруживает, тогда путь до следующей лежки будет в несколько раз короче, и «намастерит» косой значительно меньше.

Повторно тропить такого зайца я возвращаюсь через час-полтора, не раньше.

Оставить подранка на ночь — значит его потерять: лисы, совы и бродячие собаки найдут его быстро. И только легкораненых, не кровящих удается добрать на следующий день.

Что еще почитать