Изображение Беловежские зубры предпочитают Россию?
Изображение Беловежские зубры предпочитают Россию?

Беловежские зубры предпочитают Россию?

Попрощавшись с гостеприимными хозяевами Беловежской пущи и пообещав вернуться, мы взяли курс на город Брест.

О Брестской крепости нельзя говорить вскользь. Попадая в мемориальный комплекс, остро чувствуешь великий подвиг народа, мужество героев, шагнувших в бессмертие. А еще испытываешь благодарность к людям, которые проводят колоссальную работу, чтобы увековечить память погибших и выживших защитников. Так что о Брестской крепости — в другой раз, а еще лучше приехать сюда и увидеть все своими глазами.

Пока же вернемся к нашим баранам, вернее к зубрам, о судьбе которых продолжился разговор в Минске — древнейшем городе, пережившем годы лихолетья и оставшимся юным и прекрасным: просторные чистые улицы и зеленые парки, доброжелательные, улыбчивые горожане, богатый ассортимент в магазинах.

К сожалению, на погружение в атмосферу города времени было не так много, как хотелось бы. Впереди была очередная пресс-конференция в Национальном пресс-центре Республики Беларусь и посещение лабораторий Научно-практического центра НАН Беларуси по биоресурсам.

Замминистра природных ресурсов Игорь Михайлович Качановский наметил курс беседы, сообщив, что на сегодняшний день проблема сохранения зубра как биологического вида в долгосрочном плане не решена, поэтому Проект «Дорожная карта для зубра» очень актуален. Заявив о горячем желании Беларуси обогнать Польшу по количеству зубров, замминистра напомнил о своевременности перехода от простого наращивания популяции к продуманному скрещиванию.

Подтвердил, что план российских и белорусских ученых по расширению ареала и долговременному сохранению зубра на 2015–2019 гг. утвержден на уровне министерств, концепцию также поддержали и другие европейские государства. Дело-то хорошее!

А генеральный директор Научно-практического центра НАН Беларуси по биоресурсам Михаил Ефимович Никифоров еще раз напомнил о вине человека перед природой и зубром, в частности, и о том, что этот редкий вид сейчас восстановлен: в настоящее время расселено на территории Беларуси 10 крупных группировок зубров. Однако для обмена генами человеку приходится возить животных на «свидания».

На российских просторах ареал обитания будет значительно расширен, и таких трудностей не будет. Кроме того, на большой территории животному легче выжить в случае возникновения, к примеру, пожара — зубры смогут пережить стихийное бедствие, перебравшись подальше от него. В России сохранились массивы широколиственных и смешанных лесов. Есть крепкие охотхозяйства. Причем расселение может проходить не только в Европейской части страны, но и за Уралом, к примеру на Алтае.

Второй момент — реализация Программы возможна только при условии проведения широкомасштабных генетических и иммунологических исследований. Создание Центрального зубропитомника в Беловежской пуще и других питомников позволит искусственным путем повысить генетический статус популяций зубра в России и Беларуси.

«Хотя трудности с расселением, конечно, будут, — отметил ученый. — Ведь на огромных площадях сложно контролировать состояние популяции, отслеживать действия браконьеров, нападения хищников. Нужна программа по мониторингу: индивидуальное чипирование, применение беспилотной техники, спутниковое слежение… Нужно определиться с качественными территориями (Тверская, Орловская, Брянская области и т.д.), подготовить жизненные пространства. В общем, работы много, но актуальность проекта и его положительные перспективы вдохновляют».

Эту же точку зрения и свою поддержку проекту выразил Геннадий Аркадьевич Ванюков, советник Департамента экономики и отраслевых программ Постоянного Комитета Союзного государства. А главный координатор проектов программы TRAFFIC (WWF — Россия) Алексей Леонидович Вайсман озвучил интересные факты, демонстрирующие сложность стоявшей перед учеными задачей. В частности, что к 1927 году в мире оставалось всего 52 зубра в неволе, и беловежскую популяцию пришлось восстанавливать от одного самца.

Сейчас этих животных больше 5000 особей. При этом из всех существующих вольноживущих группировок устойчивой является лишь одна — в «Орловском Полесье», где подбирались максимально генетически разнообразные особи. Но даже там популяция может существовать самостоятельно без признаков вырождения лишь 50 лет. Алексей Леонидович назвал «Дорожную карту зубров» поистине «гениальным проектом, реализуя который можно создать стадо, которое будет существовать без вмешательства человека бесконечно. А значит, будет не только польза в плане создания устойчивых биологических систем, но и появится возможность введения в хозяйственный оборот нового биологического ресурса».

После всего объема полученной информации у журналистов оставался лишь один — главный — вопрос: сколько это будет стоить?

Ответ — 600 млн российских рублей на весь период — никого не удивил. Проект масштабный, рассчитанный на вовлечение общих средств Союзного государства. Огромные достижения ученых-теоретиков и практиков в многолетней работе по восстановлению европейского зубра — внушали веру в успех Программы. А в качестве важной мотивации во вложение таких средств (помимо роли зубра в формировании устойчивых биологических систем и имиджа нации) выступает возможность дальнейшего хозяйственного использования зубра (в частности, трофейных охот), что позволит пополнить бюджет и хозяйств, и государства в целом.

Конечно, я не исключаю, что найдутся оппоненты Программы. Будут высказывания о несвоевременности проекта в свете существующей в стране ситуации типа «самим есть нечего». И высказывания, что зубр нас отвлекает от более существенных проблем в стране. Раздадутся голоса «зеленых», протестующих против селекционного изъятия животных с помощью трофейных охот. Неизбежны бюрократические проволочки на том или ином этапе.

Однако мне почему-то кажется, что на фоне многих других масштабных «проектов», которые мы успели нагородить в своем Отечестве, этот, «зубриный», наиболее гуманный. Во всяком случае, его благотворительная роль уже давала о себе знать в нашей журналистской маршрутке, в которой порой становилось очень горячо от жарких политических споров между «белыми», «красными» и «жовто- блакитными», монархистами, анархистами и сталинистами. Остужали и примиряли всех поиски вольных зубров, дегустация «Зубровки» и песня «Беловежская пуща».

Что еще почитать