Изображение Проблема русского соболя
Изображение Проблема русского соболя

Проблема русского соболя

В связи с возобновлением интереса со стороны государства к проблемам промысла пушного сырья в России, в частности соболя, а также с появлением публикаций по данной тематике на страницах «РОГа», считаю целесообразным изложить ниже некоторые факты и обобщения по этой теме.

При подготовке публикации использованы материалы из программы «Соболь», рассмотренной и одобренной Ученым Советом Кировского ВНИИОЗ 25 декабря 2002 года, а также некоторые ведомственные материалы и документы.

На протяжении всего XX столетия соболь находился под пристальным вниманием российских ученых, биологов, охотоведов. До начала 1990-х годов, ознаменовавшихся распадом существовавшей системы охотничьего хозяйства, добыча соболя, как и других ценных пушных зверей, была подконтрольна государству. Наиболее крупной из производственно-заготовительных организаций в СССР была система потребительской кооперации, осуществлявшая свою деятельность через коопзверопромхозы и заготовительные конторы. Большую работу вели также госпромхозы Главохоты РСФСР, совхозы и колхозы районов севера Минсельхоза РСФСР.

Существовавшая в то время государственная система организации промысла и заготовок пушнины позволяла осваивать значительные запасы промысловой пушнины, большая часть которой поступала в заготовки. Значительное количество этой пушнины перерабатывалось на пушно-меховых базах, комплектовалось в партии и выставлялось государством на международных аукционах.

Имея монополию на заготовку, переработку и реализацию пушнины, в первую очередь особо ценных видов пушных зверей, государство получало прибыль в валюте. С момента распада существовавшей системы и вплоть до последнего времени, как мы знаем, государство не проявляло особого интереса к проблемам охотничьего хозяйства и, в частности, к заготовкам пушнины, поскольку утратило этот источник доходов. Место заготовительных организаций заняли перекупщики-спекулянты, которые по низким ценам скупают у промысловых охотников добытую пушнину и перепродают ее далее по цепочке.

Так закупочная цена шкурки соболя составляет в среднем 1000 рублей, а цена той же шкурки на аукционе может доходить до нескольких сотен долларов.

Налицо сложившаяся система паразитирования одних людей над другими, которая по неясным причинам в статье Е. Целыховой «Наложить руки на пушнину» («РОГ» № 32, 2014 г.), названа «максимально выгодной для всех ее звеньев, не исключая и охотников».

По-видимому, автор этой статьи далек от понимания действительного положения вещей. Широко известный в узких кругах документальный фильм «Счастливые люди» наглядно рассказывает о тяжелой таежной жизни промысловиков, для которых, как пишет Е. Целыхова, «соболь — пожалуй, единственный способ получить живые деньги».

По данным ФГУ «Центрохотконтроль» суммарная численность пушных зверей в России в 2010 г. составила 14000,54 тыс. особей. Учетными данными зафиксировано сокращение численности белки, зайца-беляка, куниц, рыси, хорей. Численность соболя находится на достаточно высоком уровне — 1,4-1,5 млн особей (в 2010 г. — 1,1638 млн особей), однако по некоторым экспертным оценкам имеет тенденцию к снижению, что может быть обусловлено как естественными природными процессами, так и недостаточным контролем за добычей этого ценного зверька.

Рассмотрим этот аспект подробнее. Как уже отмечалось выше, основная масса заготовленной пушнины, экспортируемой из Советского Союза, продавалась ранее на пушных аукционах. В Ленинграде за период с 1931 по 1968 г. было проведено 50 аукционов («Экономика охотничьего хозяйства», 1971), для которых был построен специально оборудованный Дворец пушнины.

Функционирует он и по сей день. Аукционная система продолжает существовать уже в несколько измененной форме. В 2007 году Управлением Россельхознадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области была проведена проверка законности добычи шкурок соболя, поступивших на международные пушные аукционы в Санкт-Петербургский филиал ОАО «Союзпушнина» в ноябре — декабре 2006 года и в январе — апреле 2007 года. Результаты этой проверки оказались более чем неожиданными.

В ходе проверки было установлено следующее. При проведении 172-го Международного пушного аукциона в декабре 2006 года было выставлено на торги 176 298 шкурок соболя. Продано 147 416 шкурок, остаток составил 28 882 штуки. В апреле 2007 года при проведении 173-го Международного пушного аукциона было выставлено на торги 151 169 шкурок дикого соболя, а также шкурки соболей, не реализованные в декабре 2006 года. Продано 168 000 шкурок. Остаток составил 12 851 штуку. Общее количество шкурок дикого соболя, выставленное на торги при проведении 172-го и 173-го международных пушных аукционов составило 328 267 штук.

При этом, в соответствии с предоставленными документами, на аукционы поступило 297 690 штук шкурок дикого соболя. Разница между количеством шкурок соболя, выставленных на торги, и количеством шкурок соболя, оформленных документально, составило 30 577 штук.

Сие означает, что около 10% продававшихся на аукционах шкурок были получены от незаконно добытых соболей, т.е. с черного рынка. Если предположить, что местом сбыта незаконной пушнины являются не только аукционы в Санкт-Петербурге, то становится очевидным значительный перепромысел запасов соболя в России по сравнению с установленными лимитами. Используя данные о закупках и продажах шкурок соболей на аукционах ОАО «Союзпушнины» за период с 1990 по 2000 гг. (см. график), нетрудно подсчитать, что при среднем объеме продаж 144,5 тыс. шкурок ежегодно и средней цене одной шкурки $78,4 у государства было украдено порядка $11,3288 млн.

Такому положению вещей есть свое объяснение. Вот как еще более десяти лет назад оценивали ситуацию специалисты Кировского ВНИИОЗ в своей программе «Соболь», о которой уже упоминалось ранее: «В условиях перехода экономики России на рыночные отношения произошли существенные изменения в организации охотничьего промысла, заготовок и реализации пушнины.

Повышенный интерес к соболю «новых купцов» в условиях экономического кризиса очень быстро вызвал перепромысел зверьков на легкодоступных примагистральных территориях, при этом отдаленные угодья остаются неопромышленными. Выход на международный рынок многочисленных новоиспеченных «пушников» с небольшими, плохо подобранными партиями соболиной пушнины, привел к значительному снижению мировых цен на его шкурки.

В итоге нерационального использования ресурсов соболя на протяжении последних десяти лет в отдельных регионах произошло некоторое сокращение запасов вида, снижение уровня их использования. В результате столь недальновидной политики государство уже понесло значительные экономические потери». В связи с «усилением» рыночных отношений и повальной коммерциализацией охотничьего хозяйства в последующие годы вплоть до настоящего момента трудно предположить, что положение на пушном рынке улучшилось.

Сегодня это подтверждается и мнением специалистов. В частности, С. Миньков в своей статье «Здравствуй, черный рынок!» («РОГ» № 33, 2014 г.) прямо сообщает, что «в течение ряда последних лет ежегодная продажа соболя только на Санкт-Петербургском аукционе почти вдвое превышает установленный лимит и более чем в три раза (2013 г.) — официально зарегистрированную добычу».

Таким образом, официальная наука в лице заведующего отделом техники охотничьего промысла ВНИИОЗа открыто признает незаконную охоту (сверх установленного лимита) за естественный порядок вещей! Далее следует бездоказательный вывод о том, что этот факт «служит убедительным доказательством недостоверности (занижения) оценки ресурсов соболя».

Нельзя также согласиться с утверждением Е. Целыховой о том, что «все эксперты сходятся во мнении, что пушной рынок сегодня хорошо отлажен и бесперебойно функционирует». Правдоподобным здесь представляется лишь последнее словосочетание. По-существу, уже длительное время в России идет неконтролируемое изъятие соболиной пушнины, которая благополучно утекает за рубеж, а государственная казна от этого нисколько не увеличивается. Контроль государства над процессом добычи, заготовки, переработки и продажи шкурок соболя отсутствует.

Учитывая все вышесказанное, вполне разумным и своевременным шагом, хотя и запоздавшим со стороны государства, выглядит возобновление интереса к пушному рынку. Следует отметить, что в недавно утвержденной правительством «Стратегии развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации до 2030 года», несмотря на многочисленные недоработки этого документа, соболь отнесен к «уникальным» видам охотничьих животных.

Таким образом, этот вид попадает в разряд важнейших охотничьих ресурсов, а его значение признается «стратегическим». Но тут интересы бизнеса и государства начинают быть диаметрально противоположными. Если задача государства сохранить и приумножить запасы соболя, получая при этом доход в государственную казну, то бизнес заинтересован лишь в получении прибыли «в свой карман», а судьба ресурса его не волнует.

Насторожившиеся представители «купцов» небезосновательно полагают, что «некоторая группа лиц планирует развалить существующую систему рынка, чтобы в дальнейшем прибрать к рукам этот бизнес». Другими словами, государство сделало первый шаг к наведению порядка в пушных заготовках, а «группа лиц» — это Правительство РФ. Руководит группой «самый вежливый из людей».

По мнению уважаемых ученых, В.Г. Сафонова и А.А. Синицына, опубликовавших свой комментарий по данному вопросу, необходимо отменить всякую лицензионную систему на добычу соболя, в т.ч. и госпошлину. Это утверждение представляется спорным, т.к. в этом случае государство лишится и так небольшого дохода от продажи разрешений. А вот установление налога с заготовителя, в данном случае — перекупщика, видится вполне обоснованным.

Не следует пренебрегать и такими рекомендациями, как регулирование численности соболя и изменение промысловой нагрузки на популяции, упорядочение торговли мехом соболя и др. Не теряет своей актуальности высказывавшееся ранее предложение об обязательности лицензирования деятельности по использованию охотничьих ресурсов, в том числе по закупке соболиной пушнины.

При этом все звенья цепочки «охотник — аукцион» (а их должно быть как можно меньше!) обязаны чувствовать свою ответственность за производимые ими деяния и поступать с учетом принципов разумности, справедливости и здравого смысла. Такое положение вероятно только при стабильной системе охраны, воспроизводства и использования соболя, установление которой невозможно без прямого государственного регулирования рассматриваемого вопроса.

В чем же на сегодняшний день состоит проблема русского соболя? В первую очередь в вероятном несоответствии между уровнем добычи (смертности популяции) и ее продуктивностью (ежегодным приростом). При этом возможен как перепромысел (в наиболее доступных угодьях), так и недоосвоение запасов в отдельных частях ареала.

Вторая, базовая часть проблемы, — возможные ошибки учета (мониторинга) численности популяции. Здесь также существует опасность, как завышения численности, так и, наоборот, занижения ее. При таком положении «минус на минус дает плюс», т.е. при недопромысле, с одной стороны, и занижении численности — с другой, численность популяции будет увеличиваться, если предположить обратное — перепромысел плюс завышение учетных данных, получим сокращение численности соболя при хороших показателях «на бумаге».

В свое время значительные государственные средства были потрачены на восстановление популяции соболя на территории его ареала обитания и организацию соболиных охотничьих хозяйств. Как справедливо отмечают специалисты, соболь является своего рода «жемчужиной» пушных богатств нашей страны. Этот зверь за пределами России в небольшом количестве встречается только в Китае, Казахстане, Монголии и Корее. Таким образом, сохранение соболя и его ресурсов на высоком уровне — исторически сложившаяся обязанность населения России.

Сейчас вновь возникает реальная угроза подрыва российских запасов «мягкого золота». Хочется верить в то, что общими усилиями удастся предотвратить надвигающуюся катастрофу, чувствуя свою ответственность перед будущими поколениями людей, которым суждено жить на территории нашей великой Родины.

Что еще почитать