Изображение В окно смотрели двое
Изображение В окно смотрели двое

В окно смотрели двое

На статью Александра Рачека «Зачем спорить с противниками охоты» («РОГ» № 39)

В окно смотрели двое.
Один увидел дождь и грязь,
Другой — листвы зеленой вязь,
весну и небо голубое.
В окно смотрели двое…

Омар Хайям

Перейти к статье : "

Зачем спорить с противниками охоты

"

Я — именно тот эмоциональный человек, у которого, по мнению автора, статьи о том, стоит ли спорить с противниками охоты, именно сейчас, по его убеждению, «отключился разум». Только вот спорить я не собираюсь, это мои соображения по поводу прочитанного.

Позволю отнести себя к людям старшего поколения, которые, по мнению автора, почему-то нуждаются в объяснении сложных, в его представлении, терминов. Странная точка зрения. К сказанному добавлю, что я — охотник скорее деревенский, родился, вырос и прожил все эти годы среди великолепия, которое зовется охотой. Но эти обстоятельства отнюдь не мешают мне в жизни отличить обывателя от профи, истинного любителя природы от тролля или тех, кто предпочитает пиар. Два последних явления сейчас омрачают своим присутствием охотничий форум как некий комментарий к публикациям авторов.

Не думаю, что именно сейчас есть необходимость перечислять имена, составляющие гордость русской словесности, о людях, оставивших нам богатое литературное наследие. Об авторах, не случайно пишущих об охоте, природе, о людях, беззаветно это любящих. О людях, являющихся символами писательского мастерства. О классиках отечественной и зарубежной литературы. Тем более что для вышеупомянутого автора, судя по его высказываниям, они не «не аргумент в серьезном споре». Спором это нельзя назвать даже с некоторой натяжкой, и уж тем более серьезным.

Именно природой в человеке заложено то, что автор назвал рефлексией, и если человек на самом деле является мыслящим, он не может не понимать, что ни любовь, «в основе которой лежит элементарный физиологический акт», ни охоту, на самом деле являющуюся нашим культурным наследием, запретить невозможно.

Независимо от того, сколько удовольствия мы получаем в обоих случаях. Давайте тогда отменять промышленный лов рыбы и морепродуктов, сбор лекарственных трав, грибов, ягод, не снимать плодов с деревьев и кустарников, запретим заниматься всеми видами животноводства и домашним выращиванием скота и птицы.

А. Ливеровскому, писателю, ученому, охотнику, ученику и другу В. Бианки, которого он (автор), по его собственному утверждению, знает чуть ли не наизусть, принадлежит следующее. О своей ирландке Увке: «... самая ласковая, самая шелковая, самая добрая из всех моих собак».

О ней же: «... любимая позиция Уверы — сесть поближе, клевать носом и думать про охоту».
Он же — напарнику после удачного дуплета: «Стой! Не спеши, замечай счастье!»

Надо просто понять разницу между убийством и добычей, и тогда добыча может на самом деле быть счастьем. Обидно, что не все это понимают. А убивают нынче в Сирии и Украине, Ираке и многих других, к великой скорби, местах на Земле, и проводить параллель между словами охота и убийство по меньшей мере кощунственно. Почему бы тому же «Гринпис», на что ссылается автор, не обратить на это внимание и не попробовать переквалифицироваться.

Приводить примеры и высказывания уважаемых авторов, классиков или просто рядовых охотников в пользу охоты всегда имеет смысл, но их столько, что, наверное, пришлось бы занять весь очередной номер «РОГа». И если понадобится, я готов это делать, я готов ответить как простой охотник. Только это не вызов и не навязывание своего мнения. Это просто констатация реальности.

Сегодняшний день не принес нашей стране да и миру новых имен не только в литературной среде, но и во многих других сферах. Зато кратно возросло число миллиардеров. И деньги вкладываются только в то, что может начать приносить сиюминутную прибыль, что по сути своей уже цинично.

Бездуховность (а откуда духовности взяться?), вседозволенность вымораживают, выхолащивают самые лучшие традиции, все те лучшие качества, которые были еще совсем недавно присущи человеку. Нет авторитетов среди классиков, вот что просматривается при прочтении обсуждаемой статьи. Как будто нет и не было С. Аксакова и Л. Толстого, М. Пришвина и Н. Некрасова, Г. Успенского В. Бианки, И. Соколова-Микитова и А. Онегова, В. Астафьева и Г. Семенова, Б. Петрова и В. Жибаровского и десятков других писателей и авторов в нынешней охотничьей среде. И пусть они где-то подчас даже и смахивают на школьные сочинения, пишутся они от сердца, от широты душевной.

Только вот тот же И. Тургенев, на которого ссылается автор, говорит еще так: «Все проснулось, и все молчит, вы проходите мимо дерева — оно не шелохнется, оно нежится, в такие минуты нельзя стрелять».

Это я к тому, что Иван Сергеевич все же любовался происходящим в природе непосредственно на охоте и умел описать им увиденное.

И еще. Автор, правда, в скобках называет себя охотником в начале статьи.

Охотники бывают разными, всякими… Некоторые из них уверены, что, просто имея охотничий билет и ружье или несколько, они являются охотниками. Не думаю. До охотничьей души надо еще дослужиться у Бога. Кем бы это ни было сказано — это аксиома.

И сколько ни читай об эволюционной теории, сколько ни размышляй на досуге о мотивации поступков, душа вряд ли проявит себя по-другому, особенно если ее нет.

Охота всегда позволяла, помогала мне поймать ветер в паруса, способствовала приобрести умение понимания природы, ее законов, сути происходящего, наконец, просто научила преодолевать свой возраст и недуги.

Охота — это великолепие, «души очарованье»; когда я на охоте, душа моя летает. Надо просто любить охоту, и тогда охота полюбит тебя.

Что еще почитать