РОРС — на защите охотников

В прошлом номере мы дали анонс обращения Ассоциации Росохотрыболовсоюз к министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е. Донскому по поводу изменений в Правила охоты в Российской Федерации. Ввиду важности поднятых вопросов, мы решили привести полностью все обращение президента РОРС.

Фото Сергея Гуляева

Фото Сергея Гуляева

Уважаемый Сергей Ефимович!

В «Российской газете» 9 апреля 2014 года был опубликован Приказ Минприроды России от 10.12.2013 № 581 «О внесении изменений в Правила охоты, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 ноября 2010 г. № 512», зарегистрированный в Минюсте России 28.03.2014, регистрационный № 31761 (далее — Приказ).

Принятие Приказа заставляет Росохотрыболовсоюз усомниться в достоверности, полноте и качестве информации, используемой соответствующими структурными подразделениями министерства при подготовке проекта Приказа, вызывает недоумение и непонимание направление и логика проводимой государственной политики в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Проект изменений в Правила охоты обсуждался не раз, в том числе на заседании Совета по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны объектов животного мира и среды их обитания, а также в области охоты при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Предложения по поправкам, оценка регулирующего воздействия проекта поправок к Правилам охоты неоднократно Росохотрыболовсоюзом доводились до Минприроды России.

Однако позиция Росохотрыболовсоюза, равно как и предложения специалистов-практиков, охотников, охотников — владельцев собак при подготовке проекта Приказа не была услышана министерством и не была принята во внимание.

Центральное правление Росохотрыболовсоюза в соответствии с пунктом 2.1.13 Устава Росохотрыболовсоюза (ОГРН 1027739698447) о защите прав и свобод членов общественных объединений охотников и рыболовов — членов Росохотрыболовсоюза обращается к Вам с просьбой разъяснить Вашу позицию в отношении уже ставших реальными следующих рисков:

1. Риск прекращения всей деятельности в стране по развитию отечественного охотничьего собаководства.

Обоснование. Со времени вступления Приказа в силу обучение (натаска и нагонка) собак охотничьих пород должно осуществляться без применения охотничьего оружия в сроки охоты, предусмотренные Правилами охоты, в специальных зонах, выделенных на территории охотничьих угодий в соответствии со схемой использования и охраны охотничьего угодья (п. 22 Приказа).

Ранее обучение собак осуществлялось в соответствии с пунктом 46 Правил охоты (приказ Минприроды от 16.11.2010 № 512, п. 46 — «Обучение (натаска и нагонка) собак охотничьих пород осуществляется без применения охотничьего оружия в течение календарного года в общедоступных охотничьих угодьях или в закрепленных охотничьих угодьях в специально отведенных для этого местах, определяемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения или обладающими правом долгосрочного пользования животным миром, которое у них возникло на основании долгосрочной лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона «Об охоте...»).

Следует сказать, что Приказом исключается возможность выделения участков натаски, нагонки собак на территории общедоступных охотничьих угодий. В законодательстве отсутствует понятие «собаки охотничьих пород». В соответствии со статьями 1, 12 Закона «Об охоте…» охота с собаками охотничьих пород относится к способам охоты, а не к видам охоты.

Натаска и нагонка собак ни законом об охоте, ни Правилами охоты не квалифицируется как охота, как способ охоты или орудие охоты.

Осуществить в новых правовых условиях обучение собак охотничьих пород на законном основании, при имеющейся нормативной правовой базе, технологии и возможности обучения, а также учитывая биологические и экологические особенности собак и охотничьей дичи, невозможно.

Под угрозой срыва оказалась уставная деятельность многих общественных объединений охотников различного уровня, в том числе проведение запланированных кинологических мероприятий регионального, межрегионального и международного уровня с участием представителей стран СНГ (205 мероприятий в 2014 году, всего; с учетом районного звена — 1190 за год).

Испытания собак являются основой племенной работы с породами охотничьих собак. Пункт 22 Приказа наносит ущерб племенному ядру пород охотничьих собак в Российской Федерации, ставит под угрозу существование не только традиционных видов охоты с собаками охотничьих пород, но и существование самих пород.

Вступление в силу п. 22 Приказа существенно повлияет на престиж России как страны, имеющей многовековые традиции в охотничьем собаководстве и обладающей уникальными, исконно русскими породами охотничьих собак.

Росохотрыболовсоюз является оригинатором (лицом, осуществляющим поддержание и воспроизводство племенного материала) тридцати пород охотничьих собак (Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, том 2, Породы животных: официальное издание. — М., ФГБНУ «Росинформагротех», 2013).

Следует иметь в виду, что вступление в силу Приказа срывает проведение кинологических мероприятий, подготовка к которым осуществляется или уже закончена, что наносит ущерб общественным объединениям охотников и хозяйствующим субъектам. При этом расчетная сумма финансовых затрат на осуществление кинологической племенной полевой работы на 2014 год составляет около 10 млн руб.

Дополнительно сообщаем, что, согласно статье 39 Закона «Об охоте…», у лиц, заключивших охотхозяйственные соглашения, отсутствует обязанность составления схемы использования и охраны охотничьего угодья (далее — Схема). Указанные лица лишь осуществляют обеспечение предписаний, установленных Схемой, за свой счет. При этом сама Схема не несет никакой правовой нагрузки.

Следовательно, у охотпользователя отсутствуют законные права по установлению ограничений доступа любым охотникам на выделенный для обучения собак в сезон охоты участок и препятствовать там осуществлению ими охоты.


2. Риск прекращения охраны охотничьих ресурсов на территории закрепленных охотничьих угодий.

Обоснование. Cо времени вступления Приказа в силу юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственное соглашение или обладающие правом долгосрочного пользования животным миром, которое у него возникло до дня вступления в силу Федерального закона «Об охоте...», на основании долгосрочной лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов лишаются возможности осуществлять проверку законности производства охоты охотником на закрепленных за ними охотничьих угодьях.

Предыдущая редакция пункта 3.3.1 Правил охоты давала такую возможность. Новая редакция указанного пункта Правил охоты, введенная Приказом, вменила осуществление проверки в обязанность только производственному охотничьему инспектору.

Между тем производственных охотничьих инспекторов могут иметь в штате только те субъекты отношений, которые осуществляют деятельность на основании охотхозяйственного соглашения. Иные юридические лица и индивидуальные предприниматели лишены такого в принципе (статья 41 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон «Об охоте…») и становятся не вправе на законных основаниях вести борьбу с браконьерством. Например, только в Вологодской области 78,2% охотпользователей права на производственный охотничий контроль не имеют.

3. Риск нарушения со стороны Российской Федерации Соглашения о международных стандартах на гуманный отлов диких животных между Европейским сообществом, Канадой и Российской Федерацией от 15 декабря 1997 г., подписанное от имени Правительства Российской Федерации в городе Брюсселе 22 апреля 1998 г., ратифицированное Федеральным законом от 26 апреля 2008 г. № 52-ФЗ (далее — Соглашение).

Обоснование. В перечень видов, на которые распространяется действие Соглашения, входит волк — canis lupus. Пунктом 26 Приказа допускается отлов волка петлями в целях регулирования его численности в ряде регионов Российской Федерации.

Росохотрыболовсоюз, в связи с поступающими обращениями от охотпользователей и граждан, а также для обеспечения мероприятий по регулированию численности волка, на основании пункта 2 статьи 10 Соглашения просит разъяснить причины и условия отступления российской стороны от обязательств сторон Соглашения; о наличии уведомления Совместного комитета по вопросам управления об отступлении Российской Стороны как члена ВТО, от принятых обязательств и решения указанного Совместного комитета по данному уведомлению.

Просим также сообщить, осуществлялась ли сертификация петель, чьи характеристики указаны в подпункте б) пункта 26 Приказа, в качестве ловушек, соответствующим Стандартам на гуманный отлов диких животных, указанных в Соглашении.

В связи с тем, что работа Департамента государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства и объектов животного мира остается закрытой, Росохотрыболовсоюз полагает необходимым довести до общественности вышеуказанную информацию, разместив копии соответствующих документов на своем официальном интернет-сайте.

4. Риск скрытой коррупции в массовом масштабе по всей стране. Нарушены подпункты а), в) и е) пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Обоснование. Пунктом 8 Приказа как подзаконным актом осуществляется заполнение законодательного пробела в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий — согласно Закону «Об охоте…» (ст. ст. 33 и 34) в полномочиях органов государственной власти субъекта Российской Федерации позиция «введение ограничений или запретов охоты» (полномочие, переданное или прямое) отсутствует.

Пунктом 8 Приказа органу государственной власти субъекта Российской Федерации предоставляется полномочие определять параметры осуществления охоты в соответствующих охотничьих угодьях, предусмотренные статьями 22 и 23 Закона «Об охоте...», в том числе введение ограничений или запретов охоты, что вызывает риск присутствия коррупциогенного фактора: установление для правоприменителя необоснованно широких пределов усмотрения или возможности необоснованного применения исключений из общих правил охоты при отсутствии критериев введения ограничений охоты в течение всего календарного года.

Пункт 8 Приказа фактически предоставляет органу государственной власти субъекта РФ использовать широту дискреционных полномочий — отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения по введению ограничений охоты.

Дополнительно следует сказать, что введение субъектом РФ запрета охоты прекращает право пользования животным миром и одновременно деятельность хозяйствующих субъектов. А между тем в статье 47 «Закона о животном мире» дан исчерпывающий перечень оснований и порядок прекращения права пользования животным миром. Одновременно, согласно статье 22 Гражданского кодекса РФ, следует, что никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом.

 ----------------------------------------------------------------------------

Уважаемый Сергей Ефимович!

Мы надеемся, что разъяснение Вашей позиции по изложенным вопросам позволит всей нашей охотничьей общественности лучше понять и осознать сложившееся положение с правовым обеспечением в охотничьем хозяйстве, с формированием государственной политики в сфере охоты и регулирования охотничьих ресурсов.

Сейчас, в целях сохранения отечественного охотничьего собаководства, во избежание нагнетания искусственно созданных конфликтных ситуаций предлагаем как можно скорее приостановить действие Приказа до изучения сложившейся ситуации и устранения неопределенностей и ошибок в разработке и реализации правовой политики, касающейся отношений, регулируемых Законом «Об охоте…».

Президент Росохотрыболовсоюза
Т.С. Арамилева

Татьяна Арамилева 5 мая 2014 в 00:00






Оставьте ваш комментарий

Оставлять свои отзывы и комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Вы можете авторизоваться используя свой аккаунт на нашем сайте, а так же войти с помощью вашего аккаунта во "Вконтакте" или на "Facebook".

  • -2
    олег крымцев офлайн
    #1  5 мая 2014 в 17:17

    Это очередная информация по компетентности нынешних сотрудников Департамента охоты(или об их
    сознательной недобросовестности)
    Олег Крымцев

    Ответить
  • -2
    Роман Кузнечихин офлайн
    #2  5 мая 2014 в 18:28

    Наконец то!!! РОРС. стесняясь своей дерзости, но начала работать. Ура товарищи!

    Ответить

Спасибо за Ваше мнение!

Архив голосований










наверх ↑