Изображение "Орднунг" по-Тульски
Изображение "Орднунг" по-Тульски

"Орднунг" по-Тульски

Уже традиционно в Тульской области в преддверии открытия весеннего сезона охоты заводчики подсадных уток собираются вместе, чтобы вызарить — подготовить своих питомиц к сезону, да и, что тут скрывать, также помериться качествами голоса, манерой его отдачи и иными кондициями своих любимиц. Сложился даже круг друзей-единомышленников — Клуб любителей охоты с русской подсадной уткой.

 

Постепенно с начала этих встреч в 2005 г. выработался целый комплекс оценок и суждений уток, сформировались принципы судейства и порядок племенных действий для повышения качества поголовья. По аналогии с кинологией заводчики стали осуществлять оценку рабочих качеств уток или испытания, экспертизу экстерьера или выставку и состязания как «спортивное» мероприятие среди уток.

 

 

Не стал исключением и этот год. На 7-е состязания подсадных уток 29.03.2014 г. должны были съехаться ревнители древних традиций русской охоты — охоты с подсадными утками.

Подготовка к утиному действу в этом году, правда, была омрачена действиями… Комитета Тульской области по охоте и рыболовству (далее — Комитет).

Узнав о подготовке встречи утятников, 26 марта, меня, как инициатора встречи, устно информировали о нежелательности проведения мероприятия на берегу Шатского водохранилища Новомосковского района области, которое было избрано местом сбора заводчиков. Мотивировка — угроза распространения АЧС и бешенства. Для прояснения официальной позиции такого запрета или разъяснений пришлось письменно обратиться в Комитет.

27 марта отправить письмо по факсу не удалось, он в Комитете оказался выключенным. И 28 марта в личной встрече с председателем Комитета А.В. Королевым объяснения на повышенных тонах были даны. Прозвучали и угрозы о миллионном(!) штрафе, установленном устроителям, о вызове полиции и ветеринарного надзора на место проведения встречи утятников и «разгоне» мероприятия. Раздраженный глава службы сослался и на указ губернатора, якобы запрещавший перемещать птиц по всей территории области. Был назван и инициатор запрета — Комитет по ветеринарии Тульской области.

Пришлось обратиться и туда. Начальником эпизоотического отдела Е.Н. Николенко, а затем и замначальника областной станции по борьбе с болезнями животных О.А. Кузиной драматизм ситуации был несколько ослаблен. Указ губернатора № 30 от 25.02.2014 о карантине по АЧС действительно существовал, но… касался он всего двух охотхозяйств, Заокского и Ясногорского районов области, и к Новомосковскому району никакого отношения не имел.

Мало того, специалисты особо отметили, что перемещение птицы даже из этой опасной зоны указ не запрещал(!). Строгость наказания для небогатых сельских заводчиков и любителей охоты с подсадной также оказалась не столь суровой — от 500 до 1000 рублей.

Надо отдать должное ветеринарам, узнав о том, что одним из требований клуба является обязательное наличие ветеринарных документов на утку, с их стороны прозвучало заинтересованное сочувствие нашему движению. Последовало и дельное предложение о включении питомников — членов клуба в план ежегодных профилактических мероприятий по борьбе с болезнями животных.

Пришлось также изучить и законы о публичных мероприятиях, как федеральный, так и региональный. Оговорюсь сразу, упоминания о запрещении или ограничении спортивных мероприятий среди уток там нет. Нет и необходимости согласовывать или уведомлять Комитет о таких мероприятиях.

Вообще собрание друзей на природе оказывается в нашей стране законно! А при наличии ветеринарных документов законно и собрание уток! Выяснилось также, что ст. 3 закона Тульской области определена и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о которых вообще не требуется. Она составляет 100 человек. Возможно, что когда-нибудь численность охотников до наших мероприятий и составит это число, однако при таком содействии Комитета об этом можно только мечтать.

Вечером 28 марта мною был получен ответ Комитета с возражением о проведении вызаривания уток в связи со сложной эпизоотической обстановкой в регионе по АЧС и бешенству плотоядных животных. Оставим на совести авторов казуистическую возможность передачи бешенства и АЧС через уток, а вот о неблаговидной роли Комитета в распространении АЧС в Тульской области уже приходилось читать в «РОГ» № 9 за этот год.

Параллельно с изучением законности требований Комитета шло оповещение возможных участников предстоящих «разборок» и «разгонов». Часть из них приняли решение не приезжать. Тем не менее в назначенный день и час на место выгула уток прибыло 25-26 человек, включая представителей прессы и охотничьей общественности столицы. Прибыли и три, как показалось, смущенных ветеринара и два охотоведа. Вероятно, осознавая незаконность своих действий, никто из них не предъявил какого-либо служебного задания. Да и сомнительно, что оно вообще существовало.

Кроме того, в нашей области известны «подвиги» спецкоманды Геринга, во время войны ворвавшейся в питомник Тульского общества охотников, где, помимо знаменитой волкогонной стаи гончих, содержалось и племенное поголовье подсадных уток. Переписав и сфотографировав животных, гитлеровцы под страхом расстрела запретили вывозить их из питомника. Тогда, под ударами Красной армии, фашистам не удалось лишить наш народ исторической памяти — охоты с подсадной уткой. Чувствовать же себя наследниками такого «орднунга» вряд ли кому в нашей стране приятно.

Однако, чтобы лишить возможности антиохотников «комитета по охоте» применить еще какие-либо козни и не подводить служилый люд Новомосковского района под гнев начальства, было принято коллективное решение о переносе состязаний в иное время и место.

Заводчики уток покинули берег водохранилища. Часть из них с огорчением разъехались по домам, другая часть, по пути движения в Москву, неожиданно обнаружила подходящий для купания уток водоем. Из-за потери времени утки уже нуждались в том, чтобы их напоили. Возрастала опасность новой ответственности в связи с несоблюдением норм Закона РФ «О защите животных от жестокого обращения».

Уток выпустили на водопой. Они же, попив талой водицы, прихорошившись, неожиданно «распелись», стали манить и осаживать пролетавших над головами диких собратьев. Не растерявшись, охотники избрали судейский корпус из наиболее авторитетных любителей подсадных. И… праздник состоялся! Ни сильный ветер, ни прибойное волнение, ни холод, ни обеденное время не остановили зов природы. Утки манили весну!

Были и награждения. Работа восьми уток удостоилась дипломов клуба. Первое место было присуждено А.В. Равкову (г. Белев), второе — Н.А. Епишкину (с. Красильниково Рязанской области), третье — П.В. Новикову г. Белев). Победители были награждены дипломами Росохотрыболовсоюза, ценными призами РОРС, «Российской охотничьей газеты» и «Русского охотничьего журнала». По традиции ценный приз — серебряную уточку самому молодому участнику вручил председатель Правления клуба «Сафари» Л.А. Сонин.

Участникам запомнились теплые слова и поздравления от В.М. Кирьякулова, председателя Правления МООиР, первого заместителя председателя РОРС, А.И. Лисицина — первого заместителя главного редактора Объединенной редакции охотничьих изданий и А.Н. Фролова корреспондента «Русского охотничьего журнала».

PS. Когда писалась эта статья, на сайте Комитета появилась дополнительная информация в связи с утиной темой об угрозе еще и бруцеллеза…

Купите, наконец, учебник по ветеринарии, господа! Прочтите хотя бы те указы губернатора, на которые вы пытаетесь ссылаться, и — «чтите Кодекс»!

От редакции:

Уважаемые читатели, ниже приводим ссылку на переписку охотника и чиновника от охоты на форуме правительства Тульской области по вопросу запрета состязания подсадных уток 29 марта 2014 года. Выводы делайте сами...

forum.tularegion.ru/index.php/topic/3657-почему-запретили-состязания-подсадных-уток-290314г/

Что еще почитать