Изображение Астраханское общество охотников: итоги и перспективы
Изображение Астраханское общество охотников: итоги и перспективы

Астраханское общество охотников: итоги и перспективы

Газета «РОГ» уже сообщала о том, что 11 октября 2013 года новым председателем Астраханской региональной общественной организации «Областное общество охотников и рыболовов» (далее — АРОО) избран Савенков Юрий Васильевич.

Одной из главных задач новый председатель и члены Совета АРОО считают задачу возвращения в общество охотников, покинувших его. Таких, по подсчету Совета, за последние три года было почти шесть тысяч человек. За прошедшие месяцы общество выросло уже на 236 членов, и эта работа продолжается.

Ведь в Совете понимают, что количественный рост членов общества — не самоцель, а возможность более эффективного отстаивания интересов охотников.

В Астрахани, как нигде, особо актуальна и задача по защите охотугодьев общества. Ведь желающих «откусить» их достаточно. Чем больше членов в общественной организации, тем весомее ее голос и тем легче защищать свои интересы.

Развивая свое партнерство, 12 ноября 2013 года АРОО заключило Соглашение о партнерстве с Национальным Фондом Святого Трифона, основной целью которого является совместная деятельность по охране природы, популяризации правильной охоты и спортивного рыболовства на территории Российской Федерации. В ходе совместных мероприятий планируется популяризация правильной охоты и спортивного рыболовства, природоохранная деятельность и осуществление мероприятий, направленных на духовное развитие подрастающего поколения.

Охотугодья АРОО находятся в Волго-Ахтубинской пойме первой в России особо охраняемой природной территории регионального значения, включенной в реестр биосферных резерватов программы ЮНЕСКО.

Поэтому вопросы сохранности и повышения продуктивности, охраны охотугодий находятся в центре внимания Совета АРОО.
Эти вопросы обсуждались и в ходе прошедшего 12 марта 2014 года очередного заседания Совета.

В выступлении председателя Совета Савенкова Ю.В., членов Совета: Исаева В.В., Мельникова Ю.В., Копейкина М.М., Серпуховского М., Девликамова А.Г. и Курбанова Р.В. были высказаны не только озабоченность, но и внесены конкретные предложения по противодействию уничтожения среды обитания дичи.

Отмечалось, что в наступившем периоде наиболее актуальной проблемой остается борьба с несанкционированным палом тростника. Горит много, а поймать поджигателей — проблема. Были намечены меры по усилению охраны от палов и повышению пожарной безопасности в охотугодьях.

Была высказана озабоченность и тем, что ВБУ на ряде участков не имеют предупреждающих аншлагов. К примеру, охотугодья Икрянинского района соприкасаются, а иногда и находятся в ВБУ, но аншлагов о ВБУ здесь нет.

Важность этого вопроса очевидна. Без информационных щитов-аншлагов трудно привлечь к ответственности нарушителей режима ВБУ. А их много из числа туристов многочисленных в границах ВБУ охоттурбаз.

Их посетители, реже «дикие» туристы, на территории ВБУ бывают практически все время. Занимаются рыбалкой, просто катаньем на катерах и лодках, гидроциклах и т.д. Потворствуют этому работники объектов турбизнеса — «егеря», многих из которых правильнее называть «извозчиками». Даже не в плане того, что многие не имеют ни профильного образования, ни опыта такой работы до приема в штат таких объектов турбизнеса. Отмечаются случаи, когда такие егеря, в ущерб делу и закону, за деньги клиента делают все или почти все, что те пожелают. А ведь это один из факторов беспокойства для гнездящейся и находящейся здесь дичи.

Участники Совета пытались найти ответ и на вопрос, кто должен устанавливать аншлаги о ВБУ и кто должен оплачивать их изготовление и установку.

В Совете уверены, что это должны делать работники региональной Службы природопользования, тем более что денег на это в АРОО нет. Работники же Службы предлагают поучаствовать в этом и АРОО. АРОО не против, но где взять на это денежные средства?

Подвели на Совете и некоторые первые итоги завершившихся сезонов охоты на водоплавающую дичь и пушного зверя.
Отмечалось, что подсчет добытых водоплавающих показал, что норма добычи не выполнена. Причем дичи добыто еще меньше, чем в сезоне 2012 г. Назывались и причины этого. Одна — это позднее открытие охоты, что приходится на конец сентября. Утка уже на крыле, окрепла и сразу же после открытия охоты, когда в угодьях большинство охотников, уходит на Северный Каспий.

К тому же большинство первых выводков чирков и серой утки уже в конце июля — начале августа откочевывают из региона в Ставропольский край и Калмыкию.

Во время линьки гуся и утки, в июне, продолжается присутствие, прежде всего, «туристов» в этих местах.

На протяжении уже нескольких лет северная утка и гусь идут через регион меньшими волнами, к тому же поменялись миграционные пути да и время пролета.

Прошлый год, к примеру, убедил, что красноголовый нырок проходит регион ближе к середине декабря и в темное время суток. Отдыхает на частине.

Члены Совета высказали озабоченность и тем, что в закончившемся сезоне не было проведено должной работы по регулированию численности большого баклана. Ни одна из рыбопромысловых организаций договор об отстреле баклана с АРОО не заключала. А ведь в прошлые годы только бригады АРОО уничтожали до 40 тысяч голов большого баклана за сезон. Охотники АРОО, конечно же, попутно отстреливали большого баклана. Но это несопоставимо с его количеством и вредом, что он наносит рыбным запасам.

В связи с этим члены Совета считают ошибкой, что рыбопромысловые и рыбоводческие хозяйства теперь не составляют Плана рыболовных и мелиоративных работ, где был специальных раздел «Регулирование численности большого баклана».

Конечно, работа по отстрелу большого баклана — затратное мероприятие. Но это, в который уже раз просили автора напомнить через СМИ господам бизнесменам от рыболовства, делать необходимо. Если эти господа имеют намерение заниматься своим бизнесом серьезно и долго. Рыбные запасы надо пополнять, в том числе и за счет регулирования численности большого баклана.

В Совете считают, что если открыть охоту на куликов, то и она будет востребованной. Ведь в регионе немало легашатников, которые пока охотятся лишь на уток и фазанов.

Меньше в сезоне было добыто и зайца. Это связывают и с увеличением количества волка и шакала. Состоялся разговор и о вопросах борьбы, а не регулирования численности волка и шакала. Отмечалось, что волка и шакала в регионе стало еще больше. Уже в прошедшем сезоне добыто более половины из разрешенных к изъятию волков и шакалов (соответственно их разрешено добыть 202 и 86).

К примеру, члены Совета отметили, что на Белинском банке теперь редко встретишь енота. Его удавил шакал, ставший здесь повсеместным бичом для всего живого. Уничтожает все, от выводков водоплавающих и зайцев до мелкого скота.

Не проходит и дня, чтобы председателям охотобществ не поступала бы информация и просьбы об отстреле хищников. Причем волк часто выбирает себе при нападениях не слабых животных, а здоровых. Это для волка как спорт.

Считают, что в борьбе с волчьей напастью необходимо использовать все возможные средства и способы охоты. В том числе и с использованием транспортных средств. К примеру, неплохо отзываются об охоте на волка и шакала, проводимой с помощью малой авиации и на гоночных мотоциклах.

С интересом члены Совета услышали рассказ Исаева В.В., который в феврале 2014 года принял участие в уничтожении этих хищников с вертолета.

— Меня пригласили на охоту на территорию Камызякского района, где в районе сел Самосделка и Лебяжье отмечается большая концентрация волка и шакала. Эти трудные для любой охоты, с тростниковыми крепями, угодья я знаю. Знаю и места повадки хищника.

Охотились с американского вертолета «Робинсон». Был я на этих охота не только проводником, но и в качестве стрелка.
Вертолет «Робинсн» — это четырехместная машина, высокоманевренная, малошумная и устойчивая на малой скорости. Часто охотились с высоты 10 м с помощью гладко-ствола.

Время полета — охоты, один вылет, до 3,5 часов.

Стаи волка, как правило, находили в камышовой крепи. Они, узрев вертолет, разбегались от него, как крысы, в разные стороны и затаивались в тростнике. Если стая сразу не показывалась, а она могла быть в камыше, то вертолет зависал. Волки, если они здесь были, выскакивали.

Затаивается волк хорошо. Так как не было снега, то увидеть затаившегося в крепи волка трудно. Но если волк поднял голову на вертолет, то его почти всегда видно.

Параллельно с вертолетом к месту будущей охоты выезжали на вездеходной технике егеря. Их задачей являлся, прежде всего, вывоз и транспортировка битого зверя. За неделю охоты добыли 18 волков и трех шакалов. Из них 8 волчиц и одна самка шакала.

К сожалению, как справедливо подметили члены Совета, использовать такую технику не всем по средствам. В связи с этим они вспомнили, что в канувшем в историю Союзе ССР существовала специальная целевая программа по борьбе с волками при помощи малой авиации. Вот бы и сейчас такую программу возродить, отмечали члены Совета, ведь волки стали настоящим злом не только в Астраханской области, но и по всему югу России.

Пока же борьбу с серыми хищниками в АРОО ведут штатные работники, а также охотники-волчатники. Есть и бригады по уничтожению волков, но их стало меньше. Основными способами борьбы с волками и шакалами были и остаются охота с собаками, загонные охоты и охоты на приваде.

Среди молодых охотников появляются и те, кто хочет охотиться на хищников. Их, по возможности, привлекаем к загонным охотам, но не все соглашаются. Многие из них хотят охотиться на волка и шакала самостоятельно. Они, не имея опыта и знаний такой охоты, считают, что добьются успеха. Лишь бы им разрешили побродить по угодьям с оружием. Если это так, то часто таким желающим отказываем в выдаче разрешений на регулирование численности волков и шакалов в межсезонье.

В связи с окончанием охоты на пушного зверя на Совете был поставлен вопрос об окончании актирования добытых в завершившемся сезоне хищников.

Рассмотрен вопрос о формирования списков работников охотхозяйств, привлекаемых к борьбе с хищниками, а также членов бригад из числа охотников-любителей, имеющих опыт такой работы. Документы-разрешения будут выдавать с 1 апреля.

На Совете рассматривался и вопрос, посвященный борьбе с серой вороной. Разрешения на уничтожение ее будут и уже дают штатным работникам охотобществ.

Новшеством в этом нужном деле, о чем говорили на Совете, может стать организация сбора яиц серой вороны. Известно, что за время появления птенцов серой вороны и до времени, когда они встанут на крыло, каждый из птенцов съедает большое количество биомассы.

Члены Совета предлагают организовать, кроме отстрела серой вороны, сбор ее яиц. Собранные и уничтоженные яйца актировать специальными общественными комиссиями. Вот только бы найти средства на поощрение активных участников этой борьбы. Пока же с этим одни вопросы.

Обсудили на Совете и вопросы работы по упорядочению финансово-хозяйственной деятельности. Средства АРОО направляются, прежде всего, на решение самых важных и первоочередных задач. Это — проведение охотустроительных работ в угодьях, а также заключение охотхозяйственных соглашений.

Рассматривая вопросы заключения охотхозяйственных соглашений, члены Совета считают необходимым скорректировать размер платы за гектар охотугодий при его заключении без аукциона. Аргументация достаточна ясна. Надо исходить из продуктивности охотугодий. Ее оценивают в охотугодьях АРО в сумме от 1 до 3 рублей за гектар.

Что еще почитать