Изображение В ожидании открытия
Изображение В ожидании открытия

В ожидании открытия

При установленной продолжительности весенней охоты в десять дней, шансов оказаться в угодьях именно в период массовой миграции птиц у нас немного. Если в прошедшем году, по моему разумению, открытие надо было бы перенести на неделю-другую позже, то в этом все наоборот.

Не могу я понять, почему нельзя корректировать сроки по фактическому положению вещей (проще говоря – выглянув в окно), а не предпринимать нелепые потуги, основываясь на долгосрочных прогнозах, мнениях всевозможных предсказателей и советах несведущих помощников? Ничего страшного, если поправка будет внесена за несколько дней, а не за несколько месяцев до открытия. Мы, охотники, собираемся быстро!

Но, пока все остается в полном соответствии с гениальным выражением известного мастера русской словесности о том, что хотели, как лучше…

Первый, в этом году, скворец порадовал меня утренней песней 18 марта. В двадцатых числах появились чибисы и дикие голуби. С отдельными кряковыми утками приходилось встречаться еще раньше. После двадцать пятого появились чайки и гуси.

В субботу, 29 марта, не в силах больше сидеть дома, вооружившись только что подаренным на юбилей фотоаппаратом, выезжаю в угодья. Погода прекрасная: ясно, +10, несильный ветерок, бодрящий и подчеркивающий весеннюю свежесть. Снега, практически, не осталось и река, на которой в прошлые выходные еще сам сидел с зимней удочкой, сегодня гонит свои воды в сторону Каспийского моря, сравнявшись с берегами. Разлива нет, и вряд ли состоится, т.к. и то, небольшое в этом году, количество снега, растаяло совершенно незаметно и ушло в почву.

В лугах широким фронтом горела прошлогодняя трава. Из года в год повторяется одно и то же! Какие бы особые противопожарные режимы не вводились, не заставить руководителей сельскохозяйственных предприятий, любой формы собственности, убирать с полей и лугов солому и нескошенную траву другим, гораздо более затратным, способом.

До тех пор, пока за каждый случай поджога не будет предусмотрена персональная ответственность руководителя хозяйства. К примеру: на твоей земле произошел пожар на площади 100 гектаров – будьте добры оплатить штраф в размере 100 тысяч, за сам факт пожара. Да плюсом компенсацию возможного ущерба, нанесенного природным ресурсам! Никто поджигать не станет!

Мало того, сами охранять станут, чтоб не подожгли. А пока – проще запретить, и так кастрированную, охоту, как показательное мероприятие по предотвращению пожаров. В который раз, повторю: никогда охотники ничего не поджигали, погасят скорее. Именно охотники реально представляют тот вред, который наносят неконтролируемые палы в охотничьих угодьях. Я говорю об Охотниках, а не о прочих людях с ружьями. Так тем, другим, на сроки и запреты и вовсе наплевать!

Изображение фото автора
фото автора 

Река открыта, а в затонах еще стоит лед. Рыбаков не видно, хотя в наличии, сооруженный из спиленных деревьев заход. В тени, под дамбой, сохранилась тонкая плёнка снежного покрова и на нем, к моей великой радости, четкие отпечатки заячьих лап. Вот именно в таких прибрежных дебрях и удается спастись от лихих наездников немногочисленным русакам. Рано стаявший с полей снег подарил им в этом году дополнительные шансы на увеличение популяции.

Оставляю машину на берегу и отправляюсь на разведку. Тут же над головой проносится стайка свиязи. Пройдя сотню метров, фиксирую подъем не менее двадцати уток различных видов. Здесь и чернеть, и шилохвость, и чирки, ну и, конечно, кряква. Поднимаются стайками и парами. Не буду дразнить читателя, но, сколько я не шел вдоль залитых водой кустов, везде утки было просто полно!

Объяснение тому очень простое: в лугах озера еще подо льдом, выливов, практически нет – вот утка вся и расселась по прибрежным кустам. Это действительно пик массового перелета утки. Давненько я такого не видел! Больше двадцати лет назад, я помню моменты, когда утка шла над поймой Мокши просто сплошным потоком. Ночью над лугами стоял несмолкаемый гул от голосов гусей и уток. Давно это было…

Несколько снимков, сделанных мною этим днем, пополняют мою охотничью галерею. Огорчает отсутствие у нового фотоаппарата с приличной оптикой видоискателя. По этой причине не запечатлел некоторые подробности субботней вылазки.
В полях, вначале, кажется довольно пусто. Но это только вначале!

Бинокль помогает уловить какое-то движение в районе березовой посадки. Ну, конечно! Ближе ко мне свекловичное поле, а за ним кукуруза. Еще с осени отмечены все перспективные места для гусиных присад – вот и не ошибся! Если бы сегодня был день открытия, мой скрадок и был бы на этом месте, но до открытия еще три недели!

Идти по раскисшему полю мне не хочется и я предпринимаю попытку приблизиться к посадке с другой стороны. В прошлом году здесь были метровые снежные наносы, позже превратившие границу пашни и оврага в непролазную топь, а сегодня мне, с минимальным риском, удается прокрасться на «Ниве» вдоль оврага. Все! Дальше я с удовольствием пройдусь пешком.

Изображение фото автора
фото автора 

Так же, как на охоте, внимательно оглядывая в бинокль окрестности, осторожно продвигаюсь по меже. С полевой лужи взлетает с десяток свиязей и проходит прямо над мой головой. Сердце колотится, а привести мое «оружие» в боевое положение не так просто. Это не предохранитель сдвинуть! Все равно здорово! Ведь это происходит сейчас и не по телевизору. Большая разница, знаете ли!

Однако, постепенно, различаю на черном свекловичном поле явное цветовое отличие. Целый участок, как будто пеплом, покрыт серым налётом. Короткими переходами, от куста к кусту, часто останавливаясь, приближаюсь к заветной низинке. Здесь и на поле лужа огромная и на кукурузе, с другой стороны, тоже есть залитый участок. Но, как бы я не осторожничал, провести осторожных гусей не удается. Отдельные стайки поднимаются на крыло и, сделав небольшой круг, рассаживаются снова. Но вот взлетает огромная стая.

До меня не сразу доходит, что это утки и гуси образовали совместную присаду. Они заполняют весь горизонт, а поле все еще покрыто серым налетом! Что же будет, если они поднимутся одновременно?! Это стоило увидеть! Не побоюсь прослыть «офисным охотником», здесь речь идет не о сотнях экземпляров – тысячи!

Делаю несколько снимков, приближаюсь еще немного. Теперь взлетают гуси. Над полем кружится, так желанная любым охотникам, настоящая карусель из гусиных стай, когда одни птицы взлетают, другие заходят на посадку, а над всем этим хоровод на всех «эшелонах». Да-а! Когда откроется охота, такого уже не увидишь – это сейчас я один в угодьях.

Совершенно неожиданно на дисплее появляется надпись: «батарея разряжена». Вот ведь незадача! В азарте я совершенно не обратил внимания на индикатор зарядки. Запасного комплекта, разумеется, нет. Будем считать, что испытание новой техники прошло удачно. Птицы, видимо осознав мою безоружность, быстро успокаиваются. Не стоит их больше беспокоить. И я, счастливый, возвращаюсь к машине. Хорошо весной!

Будем ждать открытия.
 

Что еще почитать