Изображение О нашей охоте и о нас, охотниках
Изображение О нашей охоте и о нас, охотниках

О нашей охоте и о нас, охотниках

Если бы не мы, охотники, то вы, так называемые любители природы, всю природу съели бы в ресторанах и ничего при этом не заметили. Михаил Пришвин.

На страницах «Российской охотничьей газеты» постоянно ведутся разговоры об охоте и о современных охотниках. Все выступающие соглашаются с определением В. Даля, данным им в толковом словаре — «Охота есть ловля, травля или стрельба диких животных…». Я думаю, что подобное определение больше подходит к работе охотника-промысловика, а вот для основной массы охотников, именуемых себя любителями, нечто большее.

Для одних это приятное времяпрепровождение, да еще в хорошей компании, веселое застолье на лоне природы. А для других охота — это прежде всего свобода духа, отдохновение души и тела, возможность, хотя бы на короткое время уйти в тишину еще не совсем испоганенной природы, от серой повседневности, смрада и шума городского.

Уйти туда, где назойливая реклама с ее сияющими огнями не помешает любоваться звездами, слушать шум задумчивого леса, шепот прибрежного камыша, увидеть рассвет и — как «заря с зарею сходятся». Для таких охотников «добывание диких животных и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы», хотя и весьма желательно, но не является главным. Для них охота — это зов предков, увлечение именно охотой как процессом, связанным с ожиданием, поиском, скрадыванием, преследованием дичи и, как кульминация всего этого действа, — меткий выстрел и обладание заветным трофеем.

Я с гордостью признаюсь, что отношу себя к этой части беспокойного племени. И полностью разделяю мнение П.М. Мачеварианова: «Охота, вообще, есть сильное влечение, страсть к занятию любимым предметом и — энергическое, настойчивое стремление к доведению до всевозможного совершенства как действий, так и различных принадлежностей этого предмета. Успех же в достижении желаемого молодит душу и тешит сердце охотников; бодрит и веселит стариков и молодежь доводит до восторга».

Мне могут возразить, а сам-то, наверное, любишь пострелять вволю и привезти домой кусок мяса, гуся или крякового селезня. Гуся и селезня — да. Но я не соглашусь с утверждением «пострелять вволю» и для убедительности своих слов приведу запавшую мне в душу и ставшей моим кредо замечательную мысль писателя В. Чернышева: «Выстрел — всего лишь мгновение в том, что называется охотой. Если бы от нее осталась одна стрельба, я уверен, все настоящие охотники распрощались бы с ней навсегда».

Я не скрываю, что люблю пострелять. И чтобы встряхнуть тело и душу, довольно часто посещаю стрелково-стендовый комплекс, а также постоянно участвую в соревнованиях. Как это бодрит! А на охоте, например, по уткам более 7-8 патронов за зорьку и не трачу.

Давайте задумаемся, а что если из охоты выхолостить любовь и страсть, во что она превратится? Мне думается, в обычный поход за мясом на базар или в мясную лавку. Но это я так думаю. Прекрасно понимаю, что бы я ни говорил, в моих устах все будет звучать малоубедительным. И для того чтобы показать, что охота — страсть благородная и возвышающая душу человека, надо иметь огромнейший дар слова. Я постоянно размышляю над такими простыми и понятными на первый взгляд словами «охота и охотники».

Чтобы написать эту статью, я обращался к литературе и к высказываниям ныне здравствующих настоящих и правильных охотников. В защиту охоты, но и как предупреждение еще раз хочу сослаться на высказывание П.М. Мачеварианова: «Страсть эта точно так же благородна, как страсть к ружью, лошадям, цветам, музыке и т.п.; но если она не ограничена рассудком, тогда — как и все безумные страсти — никуда не годится. Хлеб нас питает и поддерживает нашу жизненность; но и хлебом можно объесться и умереть». Над последней фразой многим из нас следует задуматься.

Так что же дает нам охота? Вот как точно подметил ее суть Л.Н. Толстой: «На охоте отдыхает ум и трудится тело». Благотворное влияние охоты на здоровье человека также одна из причин ее притягательности. Ни один поэт, писатель или живописец, побывав хоть однажды на охоте, не мог не испытать чарующих ощущений на вальдшнепиной тяге, глухариных и тетеревиных токах, с подсадной в шалаше, послушав музыку азартного гона гончей по зайцу или лисе и не выразить их в своем творчестве.

Что может сравниться с окутанной розовым туманом августовской утренней зарею в лесу или на сонном озере? А какие чувства вызывает у охотника появляющаяся из-за горизонта пылающая горбушка дневного светила! И прав поэт и охотник Евгений Евтушенко, написавший: «Охота — это вовсе не охота, а что — я сам не знаю. Это что-то, чего не можем сами мы постичь, и сколько бы мы книжек ни вкусили, во всем его могуществе и силе зовет нас предков первобытный клич».

Я не знаю, удалось ли мне убедить читателей в том, как сказал поэт В. Ащеулов:

Охота — это жизни
повесть,
Где каждый шаг свое
сулит,
Не раз тебя в угодьях
совесть
И очернит, и обелит.


Вот мы и подошли к самому главному вопросу. Почему некоторые современные охотники, выходя в лес, поле, на озеро, забывают о совести и охотничьей этике? Какой процент от общей численности охотников составят люди, для которых совесть и охотничья этика не пустой звук, спрашивает в статье «Охотники и… другие» («РОГ» № 8 2014 г.) Владислав Шатилов. И сам же отвечает: «Я полагаю, ничтожно малый.

По моему мнению, уместнее вести речь об охотниках и прочих людях, взявших в руки ружье (стрелках, добытчиках, наездниках), которые в принципе охотниками не являются. Наивно полагать, что наличие ружья и охотничьего билета дают право причислять себя к великому племени охотников».

Не за горами открытие весенней охоты. Истинные, как их еще называют правильные, охотники пребывают в трепетном ожидании этого великого праздника весны. Я не исключение. И как обидно бывает, когда этот праздник омрачается бестолковой стрельбой во все и вся, на запредельные дистанции, неумеренным возлиянием алкоголя и шатанием по угодьям. У кого и где они всему этому научились? Самое печальное, ведь многие из них убеждены, что это и есть настоящая охота. Я не понимаю, почему, если выехал на охоту, то непременно надо кого-то «убить». Фу, слово-то какое мерзкое. Ведь не голодаем.

Из-за таких «горе-охотников» всему охотничьему племени «защитниками природы и всякими зелеными» присваиваются обидные клички «выжиги» и «хапуги». Благодаря таким «человекам с ружьями» оскудевают наши угодья и звучат призывы уже с трибуны Государственной Думы, чтобы вообще закрыть охоту в России. Пора задуматься о дне завтрашнем. Иначе можем опоздать.

Писатель Виктор Астафьев предупреждал: «Мы сейчас не поняли и не хотим понять, что звери, птицы, рыбы, растения без нас проживут гораздо спокойнее и лучше, а вот нам без них не прожить и дня единого».

Как тут не вспомнить высказывание об охоте и охотниках популярного писателя-природолюба Олега Васильевича Волкова.

Вдумайтесь в его мудрые слова: «… я имею в виду всех, кто, как и я, не только любит сызмальства охоту, приучен видеть в ней овеянное поэзией и насыщенное благородными традициями занятие, не роняющее достоинства и нравственного облика тех, кто ему бескорыстно и честно предан, но кто озабочен и тем, чтобы славная на Руси охотничья потеха не оскудевала и люди, носящие звание охотника, выказывали обликом своим и поведением воспоминания об Аксаковых и Тургеневых…»

Настоящие охотники, невзирая ни на какие трудности и невзгоды, никогда и ни при каких обстоятельствах не позволят себе покуситься на нарушение «Правил охоты» и не изменят своему увлечению. На этом стояла и будет стоять русская охота. Меня могут упрекнуть, ну вот, опять завел старую песню о совести и охотничьей этике, ссылаясь на признанные авторитеты. Действительно, нового я ничего не сказал.

Но я преследую одну цель — раскрыть содержание понятия ОХОТА, побудить охотников самокритичнее обратиться внутрь себя и посмотреть правде в глаза. Ведь, как многие из нас, ведут себя на охоте действительно греховно. И такая охота ничего общего не имеет с той охотничьей страстью, воспетой настоящими и правильными охотниками.

Мне не раз задавали вопрос, а что делать? В наше стремительно летящее время все меняется и все происходит очень быстро.

Друзья мои! Остановитесь, оглянитесь вокруг, и вы поймете — так дальше жить нельзя. Главное, что мы должны сделать, каждый лично, это найти в себе силы обратиться к нашим живительным корням и не терять связь времен.

Что еще почитать