Изображение Охота - это не всегда стрельба
Изображение Охота - это не всегда стрельба

Охота - это не всегда стрельба

B средней полосе России весенняя охота отличается от всех остальных охот быстротечностью и непредсказуемостью. В конце лета и осенью все ясно. Молодежь поднялась на крыло, а до отлета еще далеко. Найди места, где держится дичь, определи пути пролета, и успех охоты обеспечен.

Весенний сезон, однако же, много сложнее. Наш климат год от года преподносит нам все более и более непредсказуемую погоду. Все сложнее и сложнее предугадать сроки открытия весенних охот. То раннее, то позднее открытие сезона приводит к тому, что все приготовления и надежды охотников сводятся на нет.

Вспоминаю прошлые сезоны... Быстрое таяние снега предвещает большие разливы, и, следовательно, удачную охоту с подсадной. Реальность бывает другая. Там, где в прошлом можно было пройти только в химзащите, сегодня можно не обнаружилось даже и лужицы. Кочка, на которой в прошлом сезоне сидела подсадная, однажды торчала одиноким холмом среди высокой пожухлой травы.

Однако большая вода вся стояла во льду. Небольшие прибрежные промоины к сумеркам затягивались ледком, который не сходил до обеда следующего дня. После долгих поисков мы так и не нашли хорошего места, на которое можно было посадить утку. При таких вечерних заморозках о хорошей вальдшнепиной тяге мечтать не стоило. На этом выезд на открытие весеннего сезона закончился.

Через неделю, к закрытию охоты, мы предприняли еще одну попытку выезда в угодья. Поскольку большинство открытых водоемов в Московской области все еще стояли подо льдом, о подсадной и мысли не было. Теплилась надежда на вальдшнепа, а заодно хотелось первый раз вывести на природу трехмесячного курцхаара для ознакомления с будущей средой обитания. Но погода опять наложила на светлые надежды свою суровую лапу.

Уже по дороге несколько раз довелось пересечь снежный фронт, совершенно нетипичный в это время года. Во второй половине дня начало холодать, поднявшийся ветер заставил надеть теплую одежду. После всего этого никаких особых надежд на тягу не осталось. Но появилось желание пройтись по окрестностям.

Дело в том, что зимой, гоняя в этих местах зайцев, обратили внимание на множество следов лосей, на ободранные стволы осин и на объеденные побеги молодняка. Все говорило о том, что лоси придерживаются именно этих мест. А посему теплилась самая малая надежда отыскать в гущах травы и веток, освободившихся от гнета снега, то, что оказалось не нужным крупному копытному, но очень желанно для нас, охотников и любителей дикой природы.

Рога – удивительный орган лося. Единственная кость, которая отпадает и вырастает вновь каждый год. Надо признаться, что до этого о поиске лосиных рогов я знал только по публикациям в охотничьей периодике и ни одного рога, кроме как на лосе и на стене, не видел. Каждый городской охотник знает о том, что лоси-самцы сбрасывают рога после сезона гона, с ноябрь по январь. Искать рога надо там, где держатся лоси в осенне-зимний период.

Изображение фото: Семина Михаила
фото: Семина Михаила 

Час прогулки по березовому мелколесью не принес никаких результатов. Как обычно, удача на охоте приходит тогда, когда начинаешь думать, что все усилия бесполезны. Рог обнаружился неожиданно. Он лежал так, как будто его кто-то положил на это место пять минут назад. Огромная лопата с пятью отростками заставила сердце учащенно биться в груди. Чувства, возникшие в душе, трудно передать.

Чтобы вот так просто в лесу лежало то, что можно поднять и считать своим трофеем, в это поначалу верилось с трудом. Кроме огромного лося, этот рог не принадлежал никому. Никто не касался его. Только лось и лес. Поэтому в руке ощущалась первозданность природы, мощь хозяина рога. Такой рог весит не один килограмм, поэтому, сбросив его, самец старается тут же избавиться и от второго, чтобы не испытывать большого дисбаланса.

Бывалые таежники рекомендуют искать второй рог поблизости. Памятуя об этом, я начал ходить кругами, медленно удаляясь от центра. Желание найти второй рог было настолько велико, что еще один рог был найден. Поменьше, с тремя отростками, он прислонился к стволу березы, как будто выросший из-под земли необычный костяной гриб. То, что он оказался не парой первому, нисколько не уменьшало ценность находки. Обнаружить рог приходится далеко не каждому, а мне лоси оставили сразу два, да и с множеством отростков.

Ну а вальдшнеп? Он был. Один, шальной и далеко. Но все же был, хотя и не издал ни одного звука. Стрельнуть так и не пришлось. Однако роскошные лосиные трофеи переполняли душу эмоциями – охота удалась как никогда! 

Что еще почитать