Изображение Егеря,  уважайте охотников!
Изображение Егеря,  уважайте охотников!

Егеря, уважайте охотников!

Честно говоря, открыть летне-осенний период охоты по перу на местную утку я собирался в сентябре, когда и утка станет более упитанной, и риск столкнуться с хлопунцами исключен. Однако один из моих товарищей подбил нас на выезд в Переславское охотхозяйство ВОО на тройку дней после официального открытия охоты 17 августа.

Погода «выправилась», и дожди отступили. Начали с воскресной вечерки. Не очень понравилось, когда при оформлении путевки в Центральном совете ВОО с нас за вечерку, как и за последнюю утрянку во вторник, взяли по полной норме, как за день, то есть по 600 рублей. И это при том, что мы члены ВОО.

Для охотников только с единым охотбилетом цены, как за охотничий день, так и за проживание, в несколько раз выше. Считаю несправедливым, что нет деления платы отдельно за каждые полдня охоты, а уж цены для охотников, не являющихся членами ВОО, вообще отпугнут многих из тех, кто мог бы внести лепту в финансовую копилку общества.

Оригинальный добор средств существует и в самом охотхозяйстве: мы приехали на одной машине, но за место стоянки пришлось платить каждому, то есть при наличии в авто пяти человек за место автостоянки требуется оплатить впятеро больше, чем если бы приехал один охотник. Логика, как и справедливость, отсутствует.

Неплохо бы для охотников с 50-летним стажем (а я отношусь к таким, имея охотбилет ВОО с 1962 г., когда служил на Северном флоте) и более установить плату по крайней мере с 50-процентной скидкой. Подобный подход не мешало бы применить и ко всем хозяйствам любых охотпользователей. Лучше будет, если опытные охотники своим примером отвлекут близких или знакомых молодых людей от участия в азартных играх, бесшабашных авто- и мотогонках, пьянстве и хулиганских поступках, существующих в основном из-за неумения использовать свободное время. Охота – один из способов утоления страстей человека. Тут есть, о чем подумать соответствующим чиновникам и депутатам.

Теперь о самой охоте. В предыдущие годы мы обычно охотились на дамбе, что в районе села Ивановское. Кстати, два года назад охота стоила 450 руб. В этот раз решили испытать удачу на открытой воде. Нам двоим выделили лодку и островок на три дня. К шести вечера следовало прибыть в указанный район на вечернюю зорьку, где закрепленный за нами егерь дал нам лодку и весла, указав с берега расположенный примерно в километре островок.

К нему следовало добираться, оставляя с правой стороны торчащий из воды затопленный лес, кончавшийся метров за восемьдесят до островка. Важно было, вовремя обойдя этот лес, повернуть направо к островку, чтобы не забрести к соседним островкам с другими охотниками. При свете дня это не составляло труда, но утреннюю зорьку следовало начинать с 4 утра, и, как выяснилось на следующее утро, это оказалось сложной задачей.

Егерь не удосужился проинструктировать нас о том, что у самого берега, где закреплялись лодки, бобры промыли глубокую канаву, как и о том, что нам делать в условиях слабой видимости по утрам. В результате после возвращения с вечерки при затаскивании лодки на берег мы ухнули ногами в глубокую воду, насквозь промокнув. Поскольку по завершении охоты в десять вечера у нас после возвращения в гостиницу и до выезда из нее на утрянку оставалось лишь три часа, наши сапоги и верхняя одежда не высохли, и пришлось отправляться не совсем высохшими.

Наше купание вызвало в последующем веселье егеря, рассказавшего, что не мы первые тут искупались. Непонятно, почему нельзя было предупредить людей, впервые охотящихся в этом месте... Кроме того, егерь, чтобы больше не утруждать себя приездом к 4 утра и к десяти вечера для закрепления на замках лодок и весел, отдавал комплект ключей одному из охотников, не спрашивая ни его фамилии, ни номера телефона. Если он занят другими делами, на здоровье…

Но позаботься о контактах ранее незнакомых людей, прибывших на твой участок охоты. Такая неорганизованность чуть не сорвала нам вечернюю охоту на следующий день. Мы с приятелем приехали к пяти вечера, чтобы порыбачить, получив неверную информацию, что обладатели ключей прибудут к лодкам к этому времени. Но охотники с ключами прибыли только к половине седьмого, так как егерь не проинформировал их о наличии других охотников, то есть о нас.

Я ему позвонил и в резкой форме предложил организовать срочную доставку ключей. Приехавший егерь пытался обвинить нас с соседями, что мы не смогли договориться об утренней охоте. Пришлось объяснить ему, что по утрам стоят сильные туманы, и утром те, кто имел ключи от лодок, первыми отплыли на свой участок, не зная о нас. А мы двое в ту утреннюю зорьку вернулись раньше других и потому не смогли ничего обговорить. Похоже, известие о тумане на закрепленной территории вызвало у егеря удивление. Видимо, он давно не бывал здесь по утрам, отсыпаясь в своей деревне.

Кстати, неплохо бы начальнику хозяйства обозначить стоянки съезд с дороги, где ставят машины прибывшие на этот участок охотники. Когда приезжаешь сюда впервые, не очень понятно, на этот съезд нужно сворачивать или ехать по дороге дальше. А уж на утренней зорьке его легко проехать и затем кататься в поисках. От места стоянки до лодок нужно пройти еще метров семьсот по узкой тропе между высокой крапивой, камышом и деревьями, отбиваясь от комарья. Но это было уже проще. Тут не заблудиться.

Теперь о следующем утре. По прибытии к месту стоянки лодок мы обнаружили в том районе густейший туман. Рядом стояли еще четверо охотников. Порешили все же добираться до своих засидок. Я сел на весла, приятель направлял движение. Когда отошли от берега метров на тридцать, лесной берег пропал. Виднелись лишь стволы затопленных деревьев. Ориентируясь по компасу и по этим стволам, стали грести. Несколько раз обнаруживали проходы между стволами, но, пройдя по ним метров полтораста-двести, упирались в стену леса и, не рискуя пропороть пластмассовое дно лодки невидимыми под водой деревьями, поворачивали обратно.

Такие попытки предпринимались трижды. Наконец, увидели ранее не запомнившиеся кусты осоки. Покрутившись, повернули обратно к берегу. Видимость нисколько не улучшалась, а прошло уже четыре часа, и солнце взошло, хотя его и не было видно, лишь слабое свечение. Где-то в районе дамбы уже пару часов в кого-то активно стреляли. У нас же не пролетало в пределах видимости ни одной утки. Зорька пропала. Как потом выяснилось, обе лодки наших соседей также заблудились, хотя на одной из них были местные жители, неоднократно охотившиеся в здешних местах.

На вечерней зорьке тумана уже не было, и мы уверенно добрались до засидок на своем островке. Тут-то и выяснилось, что виденные утром кусты осоки находились в семи десятках метров от нашего островка.

На следующее утро было так же туманно, но теперь мы вполне уверенно доплыли до нужного места охоты. Стрельбы слышалось вокруг немало, но у нас дичь пролетала редко. За зорьку видели десяток-полтора уток, большая часть которых летела на дистанции вне надежного выстрела. Два-три хороших налета, как нередко бывает, прозевали. Способствовали этому и чомги, которые неоднократно подплывали к выставленным мною чучелам. Но все же чучела сыграли свою роль, подманив одиночных уток, включая пару чирков и крякв.

В первую вечернюю зорьку послышалась стрельба от соседей справа от нас. Взглянув в ту сторону, я понял, что они отстреливали семейство чомг, которых вокруг было множество. Где-то вдали у берега часто слышались хлопки крыльев. Потом оказалось, что многие охотники видели хлопунцов. Кто-то стрелял по ним, кто-то – нет. Своим соседям я закричал, что они стреляют по чомге. А вообще напрашивался вывод, что в районе охоты ее открытие нужно было перенести на неделю-другую. Хотя норма отстрела составляла по 10 голов в день, никто из приехавших такого количества уток не настрелял.

Ну что же, охота состоялась, и мы все-таки получили удовольствие и новый опыт, хотя обидно, что из шести оплаченных зорек поохотиться удалось только на трех.

Завершая, хотел бы обратиться к охотникам и егерям: охотники, не стреляйте в птиц, которых вы потом выбросите. Если хотите потренироваться в стрельбе, вспомните, что для таких целей есть стрельбище. И, пожалуйста, не оставляйте после себя на засидках мусор в виде банок, бутылок и прочего. Совсем не трудно забрать это с собой. А егерей просил бы обращать на эти «мелочи» внимание незнакомых им охотников, особенно молодых. Или если не делаете этого, убирайте за подобными людьми остающийся мусор и подробнее объясняйте об особенностях водоема или района охоты, если таковые могут помешать охоте.

Ни пуха всем, ни пера в наступившем охотничьем сезоне!

Что еще почитать