Этика охоты

Хочется поговорить об охоте в несколько вроде бы отвлеченном плане. Но так ли это будет отвлеченно, если моя цель — понаблюдать за поведением охотника на охоте. Постараюсь уйти от банальностей, что пить нехорошо, а целиться в живот соседу некрасиво.

фото: Нарожнова Сергея

фото: Нарожнова Сергея

Собственно, очень уж разные мысли выстроились в голове, когда решил написать эту статью. Говорить только об охотнике и охоте, не замечая многих негативных изменений в природе Молдавии, да и в обществе, невозможно. Наверно, правильнее было бы назвать эти записки «Что такое правильная охота». Не в названии дело. Я считаю, только правильная охота и есть охота, только дельный, порядочный охотник и есть настоящий охотник.

СПЛОШНАЯ МУСОРКА

Начать я должен с вопиющей проблемы. Трудно подбирать культурные слова, материться хочется, и в каждом выходе на охоту для этого есть повод. Молдавия превращается в рассредоточенную мусорную свалку. Где красивое место, замечательная природа, где хочется шапку с головы снять от почтения к чуду земли, там и куча мусора, сброшенного с самосвала, по набору — из крестьянского двора.

Мерзкий мусор: битое стекло, корявые железки, рвань — то, что за десятки лет не утилизируется силами природы. Диву даешься — это же надо специально в лесопосадку или в середину поля на машине забраться и здесь вывалить мусор. Ну почему не в специально отведенные места? Каждое село Молдавии окружено множеством безобразных мелких и больших свалок. Скоро от красоты нашей земли ничего не останется.

Для меня загадка: что собой представляет человек, который, не задумываясь нисколько, оскверняет свою землю. Спрашивается, какая связь между мусором и этикой охоты? Самая прямая. Не будет ни этики, ни охоты, ни охотника на сплошной мусорке. Я лично не могу окурок не зарыть — стыдно и неловко как-то. Уверен, любой охотник не оставит за собой неубранного места отдыха, остатков еды. Охотник — это человек определенного уровня культуры и развития. Во всяком случае, так должно быть.

Вначале упомянул, что мол, пить нехорошо. А дело-то серьезное. С удивлением замечаю, что за десять лет, прости, господи, за бранное слово, «перестройки» Молдавия из страны с высокой культурой потребления виноградного вина превращается в страну и без виноградников, и без вина, и без культуры — какая уж культура на водке, и в таком количестве. За все и всех распинаться не буду, а в том, что охота и пьянка — абсолютно несовместимые понятия, убежден.

В законный момент, рюмка на охоте иногда уместна. Но не всегда. Особенно многолюдные охоты должны быть образцом умеренности. Не раз видел, как даже один перепивший господин срывал охоту многим. И еще добавлю по этому поводу как врач, много лет проработавший в больнице скорой помощи.

 

фото: Нарожнова Сергея

Многие думают: охотничья двустволка — несерьезное оружие, мол, не винтовка, не карабин. Вот уж глупость. Да, недалеко бьет, но вблизи — страшное дело, сам видел, к нам в больницу привозили. От пьяного риск получить заряд дроби или картечи очень серьезный, это гарантированный «тот свет». Умеренные, трезвые коллективы надо ценить, а нет, так лучше одному охотиться. Очень уважаю самостоятельную охоту. Мне кажется, даже в дельных коллективах снижается порог одухотворенности охоты, осмотрительности.

ИЗБИЕНИЕ ЗАЙЦЕВ

Хочется рассказать один случай. Мне и еще восьмерым надо бы еще один день рождения отмечать. В один сезон на зайца вышли родной, многолетней компанией. Переезжали с поля на поле мы на УАЗике. То было уже забытое время, когда бензин не всегда был, ну и запасались все. И у нас в машине лежала канистра, на всякий случай. На одном склоне мы легли машиной на бок, гололед был сильный.

И все ничего, можно посмеяться и поставить УАЗ на колеса. Но вот барахтаемся мы в кузове, и я слышу, как булькает из канистры бензин, видно неплотно закрыли крышку. Одежда уже намокала. Малейшая искра из проводки, и была бы во поле братская могила, или шашлык из охотников, можно и так сказать. Ужас! Повезло нам, обошлось. Даже дальше поехали охотиться. Это я к вопросу об осмотрительности рассказал, а в многолюдье она частенько теряется.

Зато появляется вседозволенность. Браконьер-одиночка — редкость. В компании же, случается, решают, что мелкие отклонения, а то и крупные — не грех. На мой взгляд, и «цепи» в десять человек на зайца тоже недалеко ушли от браконьерства. Охотой здесь и не пахнет. Это уже сродни военным действиям, где уж тут этикой заниматься. Про очень популярное в Молдавии избиение зайцев из-под фар и говорить не хочется. Это такой грех, что пусть помнят про сковородки в аду те, кто вершит это черное дело. Им воздастся. А до ада неплохо бы организовать их отлов.

В общем, вы, наверное, уже поняли, что я не поклонник «куч», в куче люди как-то глупеют. Одиночку, стреляющего по бутылкам, я не видел, в «куче» — сколько угодно. А по нашим временам эти «кучи» и обходить не зазорно: дельным охотникам мешать не будешь, от недельных подальше держаться — целее будешь. Очень даже вяжется этика охоты с разумностью. Хочется, чтобы былая доброжелательность охотников и к охотникам не канула в Лету.

 

фото: Нарожнова Сергея

Еще два слова о столпотворении в охоте. Молдавия не Сибирь, где просторы космические. Тут село на селе, человек на человеке. В охотничьей этике следует оставить место и благоразумию. Ведешь охоту — помни об окружающих. Вполне возможно, где-нибудь в кустах расположился твой брат-охотник, а то и парочка воркующая. За мою жизнь в охоте вокруг меня шесть раз заряд ложился, один — в метре от головы, да и остальные пять чуть дальше. Особенно опасна стрельба в камышах. Я это связываю только с тем, что думают — дробь это ерунда, семечки. Даю слово — до 50 метров страшнее пули.

ДИЧЬ НАДО БРАТЬ ПРАВИЛЬНО

 Подробно хочу остановиться на правильной технике охоты, а она напрямую связана с этикой охотника, не сомневаюсь. Дичь надо брать правильно. Гуманно, как пишут некоторые, но это уже слишком. Охота есть охота, мужское это дело, не балет. Подранки нежелательны. А если уж требуется добить зайца, то не ногами пинать бедолагу надо или прикладом —видал не раз. Сделайте это правильно. Не умеете — учитесь.

Если охотник мало знает об охоте, об оружии, если патроны у него непонятные, ружье бестолковое — какая тут, к черту, этика! В чем я совершенно убежден — дилетантизм и охота вообще несовместимы. Это и дорогой, и опасный вид добровольного хорошего сумасшествия, вернее, страсти, допуск к ней желателен людям обстоятельным, знающим и умным. Стрельба на авось не делает чести охотнику. Надо знать, возьмешь ты трофей или нет.

Конечно, с возрастом на эту тему легко рассуждать — молодость горяча. Но я всегда старался воздерживаться от просто стрельбы, тем более, если были сомнения в возможности найти утку или положить на месте зайца. С годами это стало законом. А найти подранка — обязанность честного охотника. Лучше помню удачно найденных подранков, чем некоторые охотничьи удачи.

Особенно много подранков в утиной охоте. Думаю, процентов тридцать птицы гибнет зря. Дело чести охотников и опыта не допускать этого. У меня был подстрел, утка упала в камыши, большой куст. И хотя лет был хороший, все утро я потратил на поиски подранка. Нашел! Удовлетворение от охоты было полным, ведь не количество дичи определяет красоту охоты.

Хочется отнести к этике охоты и заботу о себе, любимом. Зачем каждый выход в поле превращать в большой вопрос для семьи — вернется или не вернется кормилец? А случайностей здесь хватает. Один раз переходил топкий участок — озеро не озеро, болото не болото, но опыт подсказывал — коварный участок. Мостик был далеко, ладно, думаю, проскочу. На третьем шаге сильно пожалел. Ушел в тину по пояс и чувствую — засасывает. Пришлось любимое ружье использовать как опору. Еле выбрался. Охоте конец. А что с ружьем было! Больших трудов стоило привести его в порядок. И совершенно невероятное приключение в памяти отложилось.

Заблудился в Молдавии — смех. Поля знал лучше, чем жену. Но пошел сильный снег, и как случилось, что вместо выхода к трассе пошел в прямо противоположную сторону, — ума не приложу. К вечеру вижу — зашел не туда. Хорошо, к концу сезона физическая форма была, как у олимпийского чемпиона, выбрался-таки, но не до смеха было — вполне мог и остаться в поле.

ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ

Интересно, зачем люди идут на охоту? За выгодой — ну, тут и говорить нечего. Цена этого хобби огромная. Сходите в охотничий магазин, гляньте на цены. Для себя решил: охота — это состояние души, не все же за леи прогибаться. У других — не знаю. Хочется верить. Хочется донести до собратьев: любой выход в поле — праздник. Только от нас зависит, чтоб этот праздник был светлым.

 

фото: Нарожнова Сергея

Не стоит во главу угла ставить добычу. Но уж если Бог дал, охотник обязан толково ею распорядиться. На моей памяти десятки испорченных лисьих шкур, многие не умеют элементарно снять шкуру, сделать ее первую обработку, консервацию. Это не дело. У мало знающего и мало умеющего охотника не может быть никакой этики. Загубленный трофей, загаженное место охоты — какая уж тут этика...

Вот еще нюанс. Бог дал добычу. Охотников несколько. Тут единых правил дележа нет и быть не может — все не учтешь. Единственный критерий — это порядочность компаньонов. Оставим вне охоты присущие человеку слабости. Не надо насиловать совесть, с ней и так в наше время не просто. Что-то я впал в менторский тон.

Но, внимательно следя за охотничьей периодикой, с удивлением отмечаю, что эти этические вопросы редко поднимают. В справочниках многое есть, но — о душе, этике охоты забывать нельзя. Вначале я поставил рядом слова «общество» и «охота». Это правильно. В больном обществе, а у нас оно такое, к сожалению, наивно ожидать правильности. Я даже думаю, что красивая охота многих членов этого самого общества может сделать настоящими людьми. Меня восхищают охотничьи традиции многих стран.

Мы, молдаване, хотим быть богатыми, счастливыми, как почти все, но только вокруг нас. Так это надо делать. Вот охота. Везде она традиционна. В других странах она не существует вне традиций, у нас же она еще и не организована достаточно. Какие обычаи, какие традиции?

Почему у прибалтов кабанов, косуль больше, чем у нас зайцев? Они что, Богом избранные? Почти одинаковые по многим показателям страны, наша и «ихние». Природа у них даже более скупая. А вот люди, выходит, умнее. И правильно, что они и живут лучше нас, и охота у них богаче. Не с чужих слов пою, сам видел — «там» окурка на земле не найдешь, не то что мусорные кучи где попало. Но будем надеяться и по мере возможностей что-то делать для будущего благосостояния и богатой дичью и благородными традициями охоты.

Сергей Иорданов 13 сентября 2013 в 00:00






Оставьте ваш комментарий

Оставлять свои отзывы и комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Вы можете авторизоваться используя свой аккаунт на нашем сайте, а так же войти с помощью вашего аккаунта во "Вконтакте" или на "Facebook".

  • 0
    Алексей Самсонов офлайн
    #1  27 июля 2016 в 07:27

    Как хорошо сказано, сильно!!!

    Ответить
  • 0
    Сергей Ковалевский офлайн
    #2  27 июля 2016 в 09:06

    Так же нельзя к читателям относиться: "А если уж требуется добить зайца, то не ногами пинать бедолагу надо или прикладом —видал не раз. Сделайте это правильно. Не умеете — учитесь".
    А как правильно? И где учиться? Читать других авторов, которые не зазвездились?
    Про добивание зайцев пинками или прикладами никогда не слышал даже. Похоже на выдумку автора.

    Ответить
  • 0
    Николай Григорьев офлайн
    #3  27 июля 2016 в 09:23

    Слышать это ни то...а вот видеть это, то ещё зрелище! Пинают, и прикладами добивают, и животы себе простреливают, ан, нет часто и густо повторяется. Попробуй таких научить...
    А вы вообще охотник на зайца, что спрашиваете про это и не верите автору? Вроде как и не молод...

    Ответить
  • 0
    Сергей Ковалевский офлайн
    #4  27 июля 2016 в 09:34

    Николай, всегда за задние лапы и по шее ребром ладони: что кролей, что зайцев.
    Поэтому дико читать про пинки.

    Ответить
  • 0
    Владимир Горлевский офлайн
    #5  27 июля 2016 в 11:41
    Сергей Ковалевский
    за задние лапы и по шее ребром ладони

    и твой белый маскхалат становится похожим на передник мясника :-))

    Ответить

Спасибо за Ваше мнение!

Архив голосований










наверх ↑