Изображение Для неравнодушных
Изображение Для неравнодушных

Для неравнодушных

Статья Алексея Михайлина «Кого назначат виновным» порадовала своей актуальностью, озабоченностью проблемой и попыткой серьезного анализа. Однако с некоторыми выводами я бы не согласился.

Цитирую моего земляка: «Истинным поджигателем является не тот, кто спичку бросил…»

Я все же думаю, что именно тот! И если поджигать все, что может сгореть, а красть все, что плохо лежит, то — ох, до чего можно докатиться! Ведь и приведенное для примера воровство также можно оправдать общей ситуацией в стране: довели народ. Но, как известно, суд такие доводы во внимание не принимает. И не виноват весь народ. Виновата та его часть, которая по своему природному «разгильдяйство», по «пьяной лавочке» или по корыстному умыслу пускает раз от разу «красного петуха» по охотничьим угодьям. Я не стану поджигать ни по каким из указанных причин. Мои друзья тоже не станут. Не станет, я уверен, и уважаемый Алексей Михайлин.

В свое время, изучая принципы управления персоналом, в разделе о наказаниях, обнаружил интересную мысль: «Эффект горячей печки». Суть сводится к тому, что любой человек, решившийся дотронуться до раскаленной печки, немедленно получит ожог. Сразу же и без вариантов. Причем сколько бы раз он ни прикоснулся. Количество не имеет значения. Этим принципом и предполагалось руководствоваться при определении ответственности проштрафившихся сотрудников. И это действительно работает!

Но тут можно вступить в дискуссию и прийти к выводу, что человек, несколько раз приложившийся к печке, не виноват, что обжегся, а виноват тот, кто печку растопил. Не надо плодить контролеров,  «увеличивая штат судебных приставов». Работать должны те, кто занимает государственные должности и несет ответственность за порядок в районе, области и стране. Сколько лесных, полевых и луговых палов было пущено проходящей весной? А сколько протоколов составлено и сколько виновников привлечено к административной и уголовной ответственности? Вот то-то и оно!

Сродни этой и проблема мусора в угодьях. Я живу на окраине городка и регулярно гуляю со своими собаками. Так вот, вся территория возле крайних улиц превращена в сплошную свалку. Вдоль оврага эта свалка тянется в длину на километр. Везут и несут все ненужное жители этих самых крайних улиц. Вдобавок все это регулярно поджигается, и постоянными западными ветрами разносится над городом. Кто в этом виноват? Приезжие?

Я согласен с автором — деньги превыше всего, но, даже думая о деньгах, отходы можно было бы отнести, а тем более отвезти в мусорные контейнеры, которые стоят чуть ли не на каждом перекрестке. Просто люди перестали думать обо всем, кроме денег. И если родители не видят ничего зазорного в таком положении вещей, то и от детей ничего другого ждать не приходится.

Буквально на днях проезжал на велосипеде вдоль речушки Сасовки, прогуливая молодую дратхаарку. Возле недостроенного моста, которым заканчивается объездная дорога (тоже недостроенная), «отдыхают» три парня и три девушки. Из раскрытых дверей «девятки» гремит басами магнитофон и летят в речку пивные бутылки. Понимая, что сильно рискую быть, мягко говоря, непонятым, подхожу к компании молодых людей.

— Ребята, зачем же вы бутылки здесь кидаете? — обращаюсь к одному из юношей.

— А я за рулем — не пью, — быстро реагирует, видимо, водитель.

Видно, что компания несколько озадачена моей «наглостью» и не знает, как реагировать.

Так ведут себя только те, кто знает, что за ними стоит реальная сила и власть. А за мной стоит мой велосипед и побаивающаяся громкой музыки молодая собака.

— Пойди подними, — предлагаю другому.

— А в чем дело-то?

Я вижу, что они действительно не понимают, чего хочет от них этот чудной дядька, мешающий им «культурно» отдыхать.

— Просто не надо гадить там, где живешь, и вообще — некрасиво это. Ведь это ваша речка, и детям вашим она достанется такой, какой вы ее оставите.

Третий представитель сильного пола разражается матерной фразой. Резко одергиваю его и, спустившись к речке, вылавливаю пивные бутылки и банки. Поднимаюсь к машине и складываю их в багажник. Молодежь настороженно молчит.

— Поедете в город — у ближайшей мусорки тормознёте. Какие проблемы?

— Никаких, — отвечает водитель.

Покидаю поле словесной битвы без потерь. А на следующий вечер, проезжая это же место, с чувством победы обнаруживаю: не выкинули мусор из багажника, увезли!

Не хвалюсь, что я такой правильный — просто по-другому не могу. Но 99% нашего народа прошло бы мимо, отвернувшись. А если бы все, увидев подобную картину, сделали замечание молодым людям, такого в принципе не могло бы случиться. А может, стоило бы выставить на несколько вечеров двух милиционеров с «УАЗиком» возле этой свалки? Я абсолютно уверен, что слух о штрафах в несколько тысяч мгновенно облетел бы весь город, и люди призадумались бы! А если еще обязать вывезти свой мусор и близлежащий… Но этого нет, и мы имеет то, что имеем.

Это все о том, кто виноват. А теперь о том, что делать. Не поджигать и не мусорить самому. Не позволять это делать своим знакомым. Пытаться (по крайней мере) объяснять это незнакомым. Пожары, по возможности, тушить. Безжалостно и непременно штрафовать непосредственных виновников палов и руководителей сельхозпредприятий. Ведь при общей бедности хозяйств руководители, как правило, весьма состоятельные люди. Да и поджог стимулируют не все из них, а только некоторые.

Ну а властям всех уровней необходимо действительно, а не на словах и бумаге заниматься указанными проблемами. Каждый охотник — а нас немало — должен чувствовать себя в угодьях хозяином, а не случайным прохожим. И тогда не нужно будет ссылаться на общий кризис.

Прав был профессор Преображенский, говоря про разруху в головах!

Что еще почитать