Почему в Россию не едут иностранные охотники?

В редакцию обратился немецкий охотник Эдуард Шлёнинг. Он послал письмо президенту России, в котором обрисовал искусственные барьеры, созданные МВД по ввозу, временному хранению и транспортировке охотничьего оружия иностранными охотниками, приезжающими в Россию на охоту. Письмо это автор просит опубликовать на страницах «РОГ», что мы и делаем.


Изображение Фото Компании Winchester
Фото Компании Winchester 
 

 

Президенту Российской Федерации

Путину Владимиру Владимировичу

 

Уважаемый Владимир Владимирович!

Необходимость обращения к Вам вызвана критической ситуацией, сложившейся в сфере охотничьего туризма – одной из перспективнейших отраслей туризма в Российской Федерации.

Благодаря огромной территории, разнообразию природных зон и видов диких животных Россия обладает колоссальными возможностями в этом секторе туризма. Но, к сожалению, эта отрасльне нашла должного места в экономике и находится сегодня в стадии стагнации. Более того, охотничий туризм в России стоит сегодня на грани полного краха!

Охотничий туризм – сфера индивидуального туризма, основой которой является трофейная охота, приносящая солидные инвестиции в охотничьи хозяйства разных регионов страны. Эти инвестиции в охотничьи хозяйства способствуют более эффективной работе хозяйств по сохранению и значительному росту численности диких животных, а также росту занятости населения на местах.

Те небольшие успехи 90-х годов, когда Россия открылась Западу и в страну хлынул поток иностранных охотников, сведены сегодня практически на нет, а вернее, удушены. Основная причина – создание искусственных барьеров и зарегулированность вопроса временного ввоза, хранения и транспортировки охотничьего оружия иностранных охотников со стороны МВД. Действующие на сегодняшний день инструкции зачастую противоречивы, нелогичны, предвзяты, а иногда просто абсурдны и невыполнимы.

Иностранные охотники – это состоятельные и законопослушные граждане, едущие в Россию совершенно открыто, полностью декларирующие ввозимое охотничье оружие и следующие всем требованиям и предписаниям страны пребывания. Но на сегодняшний день действующие правила временного ввоза оружия построены на абсолютной предвзятости к этой категории туристов и являются серьезнейшим тормозом в развитии важной отрасли туризма и экономики.

Только два примера. От российского охотника требуется хранение его собственного оружия в оружейном шкафу, недоступном для посторонних. Казалось бы, что и для иностранного охотника такие требования были бы достаточными и исчерпывающими. Однако от принимающих иностранных охотников организаций требуется, чтобы хранение производилось в оружейных комнатах со всеми ее атрибутами: каменные или бетонные стены, армированные решетки по всему периметру, двойная железная дверь, сигнализация...

И это вне зависимости от места охоты, количества охотников или вида охоты – будь то охота в небольшом охотхозяйстве, принимающем двух охотников, или охота в тайге. Здесь прослеживается явная дискредитация иностранных граждан по отношению к гражданам России, что противоречит Конституции РФ, гарантирующей одинаковые права и обязанности перед законом.

С другой же стороны, Российское законодательство допускает хранение оружия иностранными гражданами на территории Российской Федерации без оформления специального разрешения на срок до 10 дней, необходимость оформления специального разрешения на хранение приобретенного им оружия не предусматривается. Тем более труднообъяснимо и непонятно, почему в данном случае к принимающей стороне предъявляются повышенные требования к хранению временно ввезенного оружия, если тот же иностранец находится на территории Российской Федерации с целью охоты. При этом продолжительность охоты зачастую не превышает 10 дней.

Другой пример. Для ввоза оружия в РФ выписывается разрешение на временный ввоз оружия на имя ответственного за это оружие из числа сотрудников принимающей организации. Т.е. в данном случае оружие, принадлежащее иностранному гражданину, на время пребывания в России ему де факто не принадлежит, поскольку его фамилия в этом документе не фигурирует. Более того, находясь впоследствии на охоте со своим егерем-проводником, он пользуется оружием, за которое ни он, ни его егерь-проводник не отвечают. Оно просто бесхозное. Как может такое быть? Это личное оружие иностранного охотника, и разрешение должно быть выписано именно на него.

Эта проблема серьезно сказывается на охотах в отдаленных регионах, таких как Камчатка или Магадан. Находящаяся там организация вынуждена отправлять за 8000 км своего сотрудника в Москву для встречи и проводов своих клиентов.

Это только два примера. Их много, скопившихся узлом в форме инструкций и распоряжений и вяжущих по рукам и ногам все инициативы на местах и попытки развития этой сферы туризма и экономики. Абсурдность всей ситуации доведена сегодня до предела, когда охотничьи хозяйства, работающие по приему иностранных охотников, обеспокоены не столько тем, как сохранить поголовье животных в суровую зиму или качественно организовать и провести охотничий тур, сколько тем, как выполнить все эти инструкции и требования со стороны МВД по временному ввозу охотничьего оружия.

Можно было бы понять необходимость этих мер, если бы был какой-либо повод для ужесточения предъявляемых требований. Но поводов нет. Ужесточение происходит на ровном месте, без каких-либо причин, в ущерб развитию охотничьего туризма в стране и привлечению иностранных туристов-охотников, а с ними и инвестиций в Россию. Поэтому та мнимая система безопасности, которая выстраивается и ужесточается вокруг этой категории туристов, явно обременительна и контрпродуктивна.

Более того, требования к фирмам, принимающим иностранных охотников, из года в год ужесточаются. В результате всех этих «мероприятий» количество приезжающих иностранных клиентов в Россию на сегодняшний день по сравнению с 2000 годом сократилось в разы. Если, к примеру, на весеннюю охоту в Кировскую область ежегодно приезжало 300–400 иностранцев, то в этом году их было 25!

Общее количество иностранных охотников в текущем году по всей России не превысит 1000 человек. Еще лет 7–8 назад их количество составляло около 5000. Что тоже для такой страны как Россия абсолютный минимум.

Для сравнения: в Венгрию приезжают ежегодно 25 000–30 000 охотников. Каждый из них привозит в среднем 3000–5000 евро прямых инвестиций, которые остаются непосредственно в регионах.

И еще одна цифра. Если в 90-х годах только в Германии и Австрии работало около 50 охотничьих турфирм на рынке, предлагающих и организовывающих охотничьи туры в Россию, то сегодня их не более семи-восьми. Тенденция негативная, поскольку работать становится просто невыносимо. Мало кто может выдержать непредсказуемость, предвзятость, бюрократизм и неопределенность в завтрашнем дне, работая в России.

Этот вопрос требует очень быстрого решения, еще до наступления осеннего охотничьего сезона. Ситуация поистине критическая. Этот год будет во многом определяющим. Нужна срочная реанимация отрасли и пересмотр всех инструкций, регламентирующих в первую очередь ввоз охотничьего оружия иностранными гражданами.

Мы только что получили сообщение из Ярославской области, что наш многолетний партнер в этом регионе – Ярославское общество охотников и рыболовов – вероятно, не сможет в этом году, в силу ужесточенных требований по временному ввозу оружия, принять запланированные на осень группы иностранных охотников. Ярославль являлся до недавнего прошлого одним из лидеров на российском рынке по приему иностранных охотников. Сегодня их единицы.

Весной по указанной выше причине все туры были сорваны, та же судьба предрекается осенней охоте. Если это действительно произойдет, то восстановить охотничий туризм в этом регионе после полного его удушения будет невозможно на протяжении нескольких лет, это мы понимаем. И это показательно для всей отрасли и ситуации на сегодняшний день.

Мы очень сожалеем, что вместе с нашими российскими партнерами останемся у разбитого корыта после 20 долгих лет упорной работы по развитию этого бизнеса, становлению и улучшению имиджа этого вида туризма и страны в целом в глазах иностранных охотников.

Это письмо – последняя надежда!

Иностранцы готовы ехать в Россию, готовы оставить здесь свои деньги. Трофейная охота в России им очень интересна! Но, к сожалению, до сегодняшнего дня развитие этой отрасли туризма шло по существу не благодаря действующим инструкциям и положениям, а в большинстве своем вопреки им. Но и этот резерв прочности тоже иссяк.

Спасение сложившейся ситуации видится только в Вашем непосредственном вмешательстве, это наше общее мнение – всех наших российских партнеров и мое. К сожалению, эта отрасль еще не сложилась как таковая, разрозненна, не имеет своего лобби и каких-либо рычагов воздействия на законодательные или административные изменения. Многочисленные попытки писать письма во всевозможные инстанции, статьи в журналах абсолютно ничего не дали. Более того, ситуация из года в год только усугублялась. Хотя проблемы как таковой могло бы и не быть, она создана искусственно и к тому же легко разрешаема.

Очень надеемся на скорейшее изменение ситуации, создание в самом ближайшем будущем более благоприятных условий для работы на российском рынке, на благополучное развитие охотничьего туризма в России и на Ваше содействие в решении данного вопроса.

С уважением и последней надеждой на Вашу помощь,
Эдуард ШЛЁНИНГ, охотник, Германия

Что еще почитать