Изображение На защите наших прав
Изображение На защите наших прав

На защите наших прав

После того как членский билет охотобществ перестал быть охотничьим билетом, наметился отток членов из обществ. Я это предвидел, но, к сожалению, был слишком оптимистичен в своих прогнозах, считая, что уйдет около трети людей. Положение оказалось хуже.

Правда, уже наметилась тенденция к возвращению «старых» и вступлению новых членов в общества. И это настоящие охотники, которым охотничий билет нужен не для получения права на ношение оружия, а для охоты.

Несомненно, этому способствовали протекционистские действия охотобществ, которые цену на путевку ставят в зависимость от принадлежности человека к обществу охотников. Считаю, это правильно. Что еще, кроме наличия охотничьих угодий, может удержать охотников в обществе?

Если бы охотобщества гласно выступали за права охотников, защищали их интересы, были для них эдакими профсоюзами, то охотники были бы заинтересованы в членстве. Но этого нет. Я неоднократно выступал с подобными предложениями, но не мог понять, почему на пороге гибели охотобществ к ним глухи. Мне разъяснили, почему охотобщества не выступают активно за права своих членов. Все очень просто: боятся!

Охотобщества имеют угодья, ведут хозяйственную деятельность, и это их уязвимое место. Понятно, что власть имущие не очень любят, когда люди, которых они называют электоратом, проявляют активность. И очень не любят, когда пытаются отстаивать свои права. Представим себе, что некогда правящая партия не протащила в руководство РОРС своего ставленника, и у руля остался уважаемый мэтр, ныне покойный А.А. Улитин.

Несомненно, РОРС организовал бы протестные мероприятия против ФЗ «Об охоте…» в той редакции, в которой он действует сейчас. Как отреагировала бы власть? Вполне возможно, что она дала бы команду, и в угодья охотобществ выехали проверяющие, которые обнаружили бы там массу нарушений, что привело бы к изъятию угодий и передаче их частным лицам. И что бы делал РОРС без угодий?

Как видим, наличие угодий является ахиллесовой пятой охотобществ. В любой момент может нагрянуть проверка, которая выявит недостатки, наложит взыскания, привлечет к ответственности, и в конце концов угодья будут изъяты. Конечно, пойдут протесты, акции и т.д., но власть скажет, что все согласно закону и нарушений нет.

Конечно, кто-то из активных останется, а остальные покинут общества, т.к. состоять в них уже не будет смысла. И «накроются» охотничьи общественные организации. А охотобщества (и главным образом их руководители) этого очень не хотят. Именно поэтому никто особо и не выступает. Именно поэтому и не отстаивают права простых охотников.

Возникает вопрос: а как же рыбаки? А что им терять, кроме своих удочек? И это правда. Нет в организации рыболовов приписных рыболовных угодий, не ведут они хозяйственной деятельности, и лицензии на ловлю карасей им никто не дает – не за что их ухватить! Вот и выступают они с открытым забралом против притеснений и ущемлений.

Что же делать нам, охотникам? Кто защитит наши права? Кто организует нас для защиты наших интересов? Появилась такая организация – Российский охотничий союз (РОС). Он планируется как общественное движение.

Пока идут организационные мероприятия, регистрация и прочее. Вот выдержка из проекта устава движения: «1.1. Общественное движение «Российский охотничий союз», в дальнейшем именуемое Движение, является состоящим из участников и не имеющим членства добровольным массовым общественным объединением, преследующим социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками Движения». Какова основная цель РОС?

Основная цель – представление и защита прав простых охотников. РОС не ведет никакой хозяйственной деятельности и не планирует иметь охотничьи угодья. Это не альтернатива общественным охотничьим организациям, так что пугаться им нечего. Более того, пока никто и не думает собирать взносы, хотя, конечно, финансы очень нужны.

Как видите, РОС менее уязвим для давления со стороны власти, т.к. не собирается вести хозяйственную деятельность. Какие задачи стоят перед РОС? В первую очередь отстаивание прав охотников путем изменения законодательства «Об охоте…», «Об оружии» и др. Проведение, если будет нужно, массовых акций протеста (исключительно в рамках действующего законодательства).

В планах – сотрудничество с другими организациями, имеющими схожие цели. В перспективе возможно создание партии, которая будет представлять интересы охотников, рыболовов, любителей природы в законодательном собрании (если партийная система выборов будет сохранена). Понятно, что движение только оформляется, и ему необходима помощь и поддержка охотников, а также других заинтересованных лиц.

27 февраля я был на национальном форуме «Современный этап развития природоохранной деятельности и охотничье-рыболовного туризма» и не услышал от выступавших ничего в защиту прав охотников. Только Анатолий Бонч-Бруевич, организатор РОС, говорил об этом. Кто будет отстаивать интересы охотников?

Посмотрите: охотпользователи создали союз, который будет лоббировать их интересы. А совпадают ли интересы охотпользователей с интересами охотников? Давайте скажем прямо: нет! Их основная задача – получение прибыли от охотничьей деятельности. А с кого они получают деньги? С нас, с охотников! Так разве могут совпадать наши интересы? Более того, по моему мнению, охотпользователи – лишнее звено между государством – собственником животного мира и охотниками – потребителями такового. Но это тема отдельного разговора.

До сегодняшнего дня организации, которая будет до конца отстаивать интересы охотников, не было. Теперь такая организация есть. Будем наедяться, что РОС действительно станет общенародным движением.

Что еще почитать