Изображение Охотники, кто они?
Изображение Охотники, кто они?

Охотники, кто они?

Поводом для написания настоящей статьи послужила небольшая заметка Николая Варсегова в газете «Комсомольская правда» от 14.03.2013 под ужасающим заголовком «Что есть охота – болезнь или просто дурь?».

Одним словом, автор, публикуя свое мнение по вопросу, что такое охота, другой альтернативы в том, как определить сие действо, не представляет возможным. Статья-то махонькая, но, думаю, любой из истинных охотников, прочитав ее, несомненно, примет как оскорбление в свой адрес.

Вот несколько цитат из этой статьи: «… Но охотничий инстинкт человека… это, по-моему, серьезное отклонение … на сытый желудок развлекаться погонею за животным и наслаждаться убийством оного однозначно сродни маньячеству». И еще: «Посему было бы логично вообще запретить охоту в Государстве Российском, оставив лишь это право за народами Крайнего Севера и за егерями, отстреливающими волков».

Много доводилось мне на своем веку читать антиохотничьих статей, но вот такую оскорбительную, направленную в адрес миллионов наших сограждан, увлеченных охотничьим делом, впервые.
Вот так просто взять и навесить на охотников ярлык маньяков, по выражению господина Варсегова, «наслаждающихся убийством зверя».

Так и хочется задать вопрос автору абсолютно бездумной статьи: «Кто маньяки с серьезными отклонениями?» Некрасов или Тургенев, Шолохов или Троепольский, Левитан или Аксаков, Гагарин или Папанин? Можно до бесконечности называть фамилии известных русских писателей, поэтов, художников, искусствоведов, артистов, ученых и путешественников, для которых увлечение охотой было частью их жизненного пути, светлым родником кристально чистой водицы, которой питался их талант, давший России сотни бессмертных имен, которыми будут гордиться потомки.

Как вообще, господин Варсегов, можно было мешать «кислое с пресным», не зная сути охотничьей души и вовсе не разбираясь в том, что значит понятие «охота» вообще! Вот так одной статьей можно взять и собрать в один «узел» и истинных охотников, и тех, кто стал охотником лишь только потому, что приобрел «по случаю» ружье.

Тех, кто с раннего детства, отвергая все негативные стороны нашей жизни, такие как пьянство, наркомания, бесцельное времяпрепровождение, эгоизм и грубость, воспитывался лесом, тревожно и больно воспринимая все то зло, что несет живой природе человеческое «окультуривание» дикой природы. Те, кто лишь по состоянию души, отнюдь не за деньги, ценой собственной жизни, отстаивал право дикой природы на существование, ведя непримиримую борьбу с браконьерством.

Да, настоящий охотник тоже стреляет в дичь и зверя и может принести к семейному столу вальдшнепа или тетерева, зайца или кабана. Трофей – есть определенный результат охоты, но, увы, не самоцель, к которой вы свели весь смысл своей статьи. Я бы мог привести массу прописных охотничьих истин, за которыми стоит понятие самой охоты, но не буду, так как истинный охотник их хорошо знает, а для браконьера, для которого весь смысл в охоте заключается лишь в куске парного мяса, они и не к чему.

А как назвать работников зверосовхозов и скотобоен, птицеферм и мясокомбинатов? В конце концов, рыбаков, потрошащих свой улов? А милых дам, носящих шубы из ценных мехов, т.е. употребляющих плоды труда охотников-«маньяков»? Не знаете? А вы вообще-то видели, как происходит забой кроликов на фермах или как «добывают» баранину? Сходите по-смотрите! Такие действия и рядом не стояли с «охотничьей утехой»! Да и не всякий охотник возьмет в руки топор, чтобы порешить на плахе бренную голову петуха!

Так в чем же смысл охоты? Что заставляет человека отправиться в лес, на болото или озеро, взяв в руки ружье, замерзать от холода и вымокать до нитки под проливным дождем только лишь для того, чтобы совершить промах по налетевшему вальдшнепу, или, если посчаст-ливится, добыть осеннего крякового селезня? Древняя страсть или определенная философия жизни, смысл которой непонятен антиохотникам.

В чем кроется магическая сторона охотничьего действа? Отнюдь не в «маниакальном синдроме», как думает господин Варсегов! Ответ прост. В остром восприятии сущности бытия, своего собственного предназначения в жизни.

Подчас, задавая вопрос охотнику с просьбой пояснить, что значит для него охота, слышишь в ответ простой и лаконичный ответ: «Все!» Под этим всеобъемлющим понятием таится действительно все – и любовь к природе, желание познать животный мир, не со стороны, а так, чтобы слиться с ним воедино, стать его частичкой, да так, чтобы говорить с птицей или зверем на их «языке», желание поделиться этой радостью с другими, понять, насколько мал и слаб человек среди великой силы природы! Настоящего охотника не прельщает количество добытой дичи, его прельщает культура охоты!

Однажды наш замечательный русский писатель-натуралист Михаил Пришвин, кстати, тоже охотник, оставивший нам огромное литературное наследие, заметил: «Охота – не потеха, а труд, воспитание характера и воли, воспитание любви к родной природе и замечательный отдых». Да разве понять вам это, господин Варсегов, коль вы вот так, одним махом, всех, кто держит в руках ружье, под одну гребенку, определили маниакальным диагнозом.

Культура охоты должна стоять во главе угла «охотничьей утехи». Несоблюдение культуры охоты дискредитирует охотников, дает повод таким, как господин Варсегов, усомниться в том, что охота – это не просто погоня за зверем с целью его убить, а нечто иное, сопряженное с самыми лучшими человеческими качествами.

Да чего греха таить, в последние десятилетия охотниками стали себя называть те, для кого она стала праздным действием, сопряженным с пьянкой на природе и желанием заполучить желанный трофей «покруче». Такие псевдоохотники не гнушаются ни чем в погоне за вожделенной добычей. И примеров тому не счесть!

Это и охота с вертолета для VIP-персон, и охота с применением транспортных спецсредств, и стрельба зверя из-под фар, добыча запрещенных видов зверей и птиц, и многое другое, что не приемлет настоящий, истинный охотник. От такой охоты, – впрочем, это и охотой нельзя назвать, – лишь одна беда, и дикому зверю, и птице, лесу и болоту, да и человеку тоже. Отсюда и трагические случаи на охоте, когда культура охоты отступает далеко на задний план.

А уж вывод Варсегова о том, что «логично вообще запретить охоту в Государстве Российском, оставив лишь это право за народами Крайнего Севера и за егерями, отстреливающими волков», вообще, по меньшей мере, странен.

А давайте запретим российским гражданам забивать выращенный ими скот или птицу и вообще закроем все скотобойни и мясоперерабатывающие комбинаты. Ведь все эти предприятия прямо связаны с самым настоящим убийством животных! А зачем тогда волков стрелять, ведь они тоже хотят жить, и охотиться на них не должно даже егерям. Да и егеря вообще не нужны, так как организация охотничьего процесса – их прямая обязанность. А если охоты не будет, зачем они?

Вообще пора бы уже закончить делать охотников крайними, так сказать «козлами отпущения», вешая на них ярлык убийцы и истребителя всего живого, несущего дикому миру природы лишь одни горести. Говорить о том, что в оскудении природы виноват охотник, могут лишь те граждане, которые, как говорится, «не видят дальше своего носа», те, кто, лицемеря, зная о настоящей сущности экологических проблем, оголтелой толпой, пытаются закидать камнями охотников, большинство которых воспринимают издевательство над природой как свою собственную боль.

Автор в своей статье пишет, что он полностью поддерживает алтайских экологов, которые якобы уже собрали против весенней охоты 9 тысяч подписей «за запрет весенней охоты на дичь, дабы спасти птицу от истребления». Так и хочется спросить: «А кто в рядах этих самых экологов, и какую птицу от истребления они хотят спасти?» Дроздов, зябликов, сорок или ворон? Каких? Или это вновь экологический популизм, за которым стоит сплошная пустота и пускание «пыли в глаза».

А не пытались ли эти самые экологи спасти от истребления леса Алтая? Или эта проблема им неизвестна? А тут есть, над чем подумать и как следует поработать! Еще острее стоит проблема лесов в уссурийской тайге, где сводятся под корень вековые леса кедровой сосны! А уничтожение лесов в подмосковной Мещере, когда под пилу идут не только больные деревья, но и здоровые вековые сосновые боры, растущее всего чуть более в ста километрах от столицы, по сути, «легкие» Москвы!

А ко всему этому осушение болот, лесные пожары, нефтяные катастрофы, рост городов, создание в лесах свалок отходов, загрязнение почв ядохимикатами, строительство экологически опасных для природы предприятий и многое, многое другое, что уничтожает и губит этот хрупкий мир под названием «дикая природа». Где вы, экологи?! Вот о чем нужно говорить, господин Варсегов, а не заниматься писанием пустоты и всякой глупости, не зная сути дела.

Проблема весенней охоты, длящаяся не только годами, а десятилетиями, должна быть решена не тотальным ее запретом по регионам или на всей территории России, а мерами, направленными на повышение культуры охоты, организацией клубов «юного охотника» при охотничьих обществах, ужесточением наказания за браконьерство, возможно, с пожизненным лишением права заниматься охотой за особо тяжкие преступления в области природопользования, созданием отлаженной системы госохотнадзора.

Правильность охоты, соблюдение истинных ее ценностей должны быть в душах самих охотников. Вот тогда и отношение к этой категории граждан будет весьма уважительнее со стороны тех, кто далек от этой благородной страсти.

Что еще почитать