Изображение Закон есть закон, но не догма…
Изображение Закон есть закон, но не догма…

Закон есть закон, но не догма…

Вопрос о выдаче ОБЕФО (охотничьего билета единого федерального образца) сегодня для большинства охотников уже в прошлом – они получили заветные корочки, а вместе с ними право на охоту и приобретение оружия. Однако есть и те, у кого проблемы только начинаются…

Поводом для написания статьи стало вот такое письмо в Департамент государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства и объектов животного мира Минприроды РФ (далее – Департамент) от жителя Оренбурга Дмитрия Худяева:

"Хочу получить охотничий билет единого федерального образца. Ранее охотничьих билетов я не имел. В Министерстве лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области мне сказали, что сначала нужно посетить Управление объектами животного мира и водными биологическими ресурсами Оренбургской области. Там мне дали квитанцию на оплату за «Обучение охотминимуму» и распечатку некоего вида охотничьего минимума, который отличается от представленного в приказе Минприроды РФ № 568 от 30.06.2011.

В приказе Минприроды России от 20 января 2011 г. № 13 «Об утверждении порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, формы охотничьего билета» сказано, что я должен быть ознакомлен с требованиями охотминимума.

Почему меня пытаются послать на сдачу какого-то экзамена, да еще и за деньги? В законе нигде не сказано, что я должен кому-то доказывать свое ознакомление. В заявлении я пишу, что ознакомлен – этого должно быть достаточно, ведь в законе дана точная формулировка.

Прошу дать разъяснение по следующим вопросам:

1) Должен ли я сдавать экзамен по охотминимуму, доказывая свое ознакомление?
2) Правомерно ли взимание платы за сдачу охотминимума?
3) Если действия нашего органа власти неправомерны, как добиться справедливой бесплатной и беспрепятственной выдачи ОБЕФО?
"

В ответ на это письмо профильный Департамент МПР РФ в положенное время дал развернутый ответ, в котором, в частности, разъяснил, что требований по прохождению заявителем ОБУЧЕНИЯ И СДАЧИ ЭКЗАМЕНА по знанию охотничьего минимума законодательством Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО. Другими словами, получить ОБЕФО Дмитрий Худяев может без обучения на платных или бесплатных курсах и без сдачи экзамена по охотминимуму.


Вооружившись этим письмом, Дмитрий пошел повторно писать заявление на выдачу ОБЕФО. Местные чиновники немного покрутили его по инстанциям и, в конце концов, направили к Евгению Мишучкову, заместителю руководителя государственного бюджетного учреждения «Управление объектами животного мира и водными биологическими ресурсами Оренбургской области».

Евгений Александрович начал было советовать Дмитрию смириться с судьбой и подписать договор на изучение охотминимума, но после прочтения представленного ему письма от Департамента сразу согласился с тем, что закон есть закон, изучение охотминимума – дело добровольное, и даже проследил лично, чтобы у Худяева без проволочек приняли заявление на выдачу ОБЕФО.
Справедливость восторжествовала! Можно радоваться.

Но вот у меня особой радости, однако, нет…

Почему? Может быть, потому, что меня гложет ностальгия по прошлому – когда мы получали билет, приходилось и год в кандидатах походить, и двух поручителей со стажем найти, и охотминимум выучить да сдать придирчивой комиссии экзамен? Или в чем-то другом дело?

По поводу платных курсов мы поговорим чуть позже, а сейчас хочется поговорить о следующем.

Совсем не радостными сообщениями с мест буквально пестрят новостные ленты – не проходит и недели в сезон охоты, чтобы в каком-то регионе, а то и в нескольких сразу не произошла трагедия – случайное, непреднамеренное убийство по неосторожности во время охоты. И вполне естественно, что и общественность, и чиновники на местах бьют по этому поводу тревогу, предлагают ввести в региональное законодательство об охоте обязательное изучение охотминимума.

Любому дельному охотнику понятно, что охотминимум – это действительно тот минимум знаний, который необходим человеку, чтобы он не натворил бед ни для себя, ни для окружающих, ни для природы. И не может нормальный охотник быть против того, чтобы начинающие изучали охотминимум и сдавали экзамен, в первую очередь по технике безопасности при обращении с оружием. Иначе просто страшно становится выходить в угодья – как тут не вспомнить грустную метафору про обезьяну с гранатой?

Что уж говорить о тех многочисленных случаях, когда обзаведшиеся ОБЕФО начинающие охотники понятия не имеют о том, на какую дичь можно охотиться и когда, а на какую нельзя нигде и ни при каких условиях.

Все вроде бы ясно – изучение охотминимума и сдача экзамена должны иметь место!

Тогда в чем проблема? Казалось бы, того же добивается и специальный уполномоченный орган Оренбуржья. А проблема в том, что следует все-таки «отделять мух от котлет», а обучение охотминимуму и экзамен от навязываемой гражданам платной услуги, до которой, собственно, и додумались оренбургские власти. Тем более что, как выясняется, деньги на счет «Управления…» охотники должны были перечислять не за очное обучение, а за распечатку охотминимума, по которой им предстояло самостоятельно подготовиться и сдать экзамен (надо полагать, достаточно формальный).

Раньше, когда в каждом субъекте за охоту отвечало подразделение Главохоты, а позже Охотдепартамента Минсельхоза, оригинальные затеи региональных чиновников обнулялись простым распоряжением сверху. Но теперь полномочия переданы в регионы, и специальный уполномоченный орган каждого субъекта, подчиненный только своей администрации, может под благовидным предлогом попросту вымогать у охотников деньги в надежде на то, что большинство из них махнет рукой на это дело (455 рублей – сумма вроде бы не такая суровая, чтобы из-за нее судиться) и согласится платить, ибо на Руси, как известно, всегда было «до Бога высоко, а до царя – далеко».

Нужно сказать, что и департамент, и Росохотрыболовсоюз с самого первого чтения Закона «Об охоте…» потребовали внесения в него поправок, в том числе (или даже в первую очередь!) в пункте, касающемся охотминимума, настаивая на тестировании знаний будущих охотников. Но ни эта, ни многие другие поправки не прошли через карусель думских комиссий, углядевших в них наличие коррупциогенной составляющей и ущемление конституционных прав граждан.

Хотя, на мой взгляд, главной причиной была пресловутая «честь мундира» (как это так: не успели принять закон во втором чтении, а в него уже предлагают поправки внести). В общем, всем «раздали по серьгам». Росохотрыболовсоюз просто обвинили в том, что за счет курсов по охотминимуму ассоциация собирается штопать свои финансовые прорехи. Ну а как умеют чиновники даже в условиях однозначно оговоренного в законе положения находить способ вытягивать из охотников деньги, мы уже знаем из приведенного в начале статьи письма.

Кстати, специальный уполномоченный орган в Оренбурге сильно рискует, поскольку те, кто уже оплатил квитанции, могут подать в суд и не только вернуть деньги, но еще и затребовать компенсацию морального ущерба. И тогда вместо нежданного профицита в бюджете органа может образоваться нежданный дефицит, который вышестоящее начальство обычно не прощает.

И так будет с любой региональной трактовкой пункта 1 статьи 21 ФЗ «Об охоте и осохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пока в него не внесут соответствующие изменения.

Ладно, кое с чем разобрались, а что же делать с законом? Настаивать на внесении поправок в злосчастный первый пункт 21-й статьи или нет?

Обычно в таких случаях обращаются за опытом к тем, у кого законодательство по данному вопросу уже устоялось. Но как только мы коснемся иностранного опыта, то сразу увидим, что там не все так однозначно, как хотелось бы. Поскольку на тамошние законы свою тень отбрасывают и менталитет иностранцев, и эволюция их отношения к оружию и охоте.

В Германии, например, для того чтобы получить охотбилет (а он выдается сроком на 1–3 года), нужно сдать два экзамена. На теоретическом оценивают знание норм законов, теории владения оружием, основ анатомии и биологии дичи, лесного хозяйства, болезней животных, теории охоты и т.д. На практическом – стрельбу и применение теории на практике в учебных угодьях. Вот так – ни больше, ни меньше.

Вопрос о необходимости посещения курсов каждая «земля» (субъект) решает по-своему, но в любом случае охотник несет затраты, аналогичные тем, которые приходится нести при получении водительских прав.
А вот в США до недавних времен любой мог купить охотничью лицензию (на распространенную дичь, к которой относятся, в частности, белохвостые олени) чуть ли не в каждом супермаркете, и вот тебе – готовый охотник (правда, с некоторых пор и в Штатах ввели обязательный 20-часовой курс по изучению «охотминимума» со сдачей экзамена).

Итак, все вроде бы говорит за то, чтобы сделать изучение охотминимума и тестирование по нему обязательными.

Но, с другой стороны, у этой идеи немало противников, в речах и статьях которых в случае прохождения соответствующей поправки сразу же запестрят слова «коррупционная составляющая», «права граждан» и прочее. Нельзя забывать и о том, что в России есть обширные территории с малочисленным населением, для которых экзамен по охотминимуму – нечто сюрреалистическое, а обращение с оружием и охота впитываются с молоком матери. Нужно ли всех причесывать «под одну гребенку»?

Тем более что многие российские охотники имеют настолько богатый охотничий опыт, что сдавать экзамен вместе с начинающими для них будет просто унизительной процедурой (кстати, в тех же США эту проблему решили просто – тестируют только тех, кто родился, например, после 1980 года).

Сегодня очевидно, что вопрос о внесении поправки в закон, касающийся изучения охотминимума и сдачи соответствующего экзамена, требует общественного обсуждения. И Департамент охотничьего хозяйства Минприроды РФ всесторонне поддерживает такое обсуждение (как, впрочем, и обсуждение вообще всех общественно значимых проектов).

Хочется надеяться, что охотники не останутся равнодушными к этой теме и выскажут свое мнение на страницах охотничьих изданий, сайтов и форумов. А на сайте www.ohotniki.ru по этому поводу можно было бы провести и голосование с открытым для каждого проголосовавшего результатом.

От редакции:

Голосование доступно только для зарегистрированных пользователей. Просьба отнестись к этому с пониманием. Данной процедурой минимизируются отданные голоса "случайных" людей далеких от принципов правильной охоты.

Для перехода к голосованию, нажмите на ссылку: ПРОГОЛОСОВАТЬ

Что еще почитать