Изображение Правовые аспекты возникновения права на охоту
Изображение Правовые аспекты возникновения права на охоту

Правовые аспекты возникновения права на охоту

В Республике Саха (Якутия) охота является одной из основных отраслей хозяйства. Для малочисленных народов Севера и охотников-промысловиков охотничий промысел — основа традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности. Также во многих улусах (районах) она приобрела спортивное значение.

По состоянию на 1 января 2013 года ведение охотничьего хозяйства на территории республики осуществляют 404 юридических лица и индивидуальных предпринимателя, также зарегистрировано более 60 тысяч охотников-любителей.

Прошло более двух лет с момента вступления в силу (01.01.2010 г.) Федерального закона от 24.07.2009 г. №209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон об охоте). Вместе с тем сложилось неоднозначное понимание положений Федерального закона об охоте в части оформления прав на земельные участки для ведения охотничьего хозяйства.

У многих граждан сложилось мнение, что для добычи охотничьих ресурсов, охоты возможно приобретение земельных участков в собственность. Указанное суждение является неверным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 24.04.1995 г. №52-ФЗ «О животном мире» охота является одним из основных видов пользования животным миром. При этом добыча охотничьих ресурсов осуществляется на охотничьих угодьях.

Понятие «охотничьи угодья» установлено Федеральным законом об охоте, согласно которому охотничьими угодьями признаются территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. При этом данное определение позволяет судить об охотничьих угодьях только как о территориях, в границах которых могут находиться земельные участки, имеющие различный правовой режим.

Таким образом, для добычи охотничьих ресурсов оформление прав на земельные участки не требуется. Право на добычу охотничьих ресурсов (право на охоту) возникает исключительно с момента выдачи уполномоченным органом (лицом) разрешения на добычу охотничьих ресурсов.

В настоящее время охотничьи угодья подразделяются на:

1) охотничьи угодья, которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных Федеральным законом об охоте (закрепленные охотничьи угодья);
2) охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты (общедоступные охотничьи угодья).

Использование гражданами лесов в общедоступных охотничьих угодьях осуществляется без предоставления лесных участков, при наличии разрешений на добычу охотничьих ресурсов.

При этом Федеральным законом об охоте установлено, что охота лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется без разрешения. Это единственный вид охоты, на который не требуется получения разрешения, при этом охотничьи ресурсы должны добываться в размере, необходимом для удовлетворения личного потребления.

Согласно положениям Федерального закона об охоте в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и уполномоченным органом (Департамент охотничьего хозяйства Республики Саха (Якутия) по результатам аукциона заключаются охотхозяйственные соглашения.

Охотхозяйственное соглашение дает право юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в границах охотничьих угодий, предусмотренных указанным соглашением, осуществлять добычу охотничьих ресурсов в предпринимательских целях, в том числе выдавать в рамках установленных квот разрешения на добычу охотничьих ресурсов иным лицам.

Федеральным законом об охоте установлены права и обязанности сторон охотхозяйственного соглашения, согласно которым охотпользователь (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязуется предоставить право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.

Таким образом, охотхозяйственное соглашение является комплексным документом, направленным на регулирование вопросов пользования объектами животного мира, а также пользования территориями, занятыми охотничьими угодьями, и не является правоустанавливающим документом на земельный участок.

До вступления в силу Федерального закона об охоте вместо охотхозяйственного соглашения выдавалась долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира. В настоящее время обладатели таких лицензий имеют право заключить охотхозяйственное соглашение на срок, предусмотренный долгосрочной лицензией на пользование объектами животного мира без проведения аукциона.

Согласно положениям статьи 25 Федерального закона об охоте для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры.

Исходя из положений указанного федерального закона, земельные участки для ведения охотничьего хозяйства предоставляются только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения для создания охотничьей инфраструктуры.

Понятие охотничьей инфраструктуры определено Федеральным законом об охоте, согласно которому охотничья инфраструктура включает в себя охотничьи базы, дома охотника, егерские кордоны, иные остановочные пункты, лодочные пристани, питомники диких животных, кинологические сооружения и питомники собак охотничьих пород, стрелковые вышки, тиры, кормохранилища, подкормочные сооружения, прокосы, просеки, другие временные постройки, сооружения и объекты благоустройства, предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Особенности предоставления земельных участков в границах охотничьих угодий установлены статьей 25 Федерального закона об охоте. Во-первых, в границах охотничьих угодий земельный участок может быть предоставлен исключительно на праве аренды. Во-вторых, необходимо выиграть аукцион на право заключения охотхозяйственного соглашения.

Только после заключения охотхозяйственного соглашения заинтересованное лицо заключает договор аренды соответствующих земельных участков, входящих в границы охотничьего угодья. При этом земельные участки предоставляются без проведения торгов.

Статьей 36 Лесного кодекса Российской Федерации и статьей 78 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что леса и земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

В этой связи размещение охотничьей инфраструктуры возможно только на землях сельскохозяйственного назначения и лесного фонда.

Право собственности физических и юридических лиц на земельные участки и иные права на земельные участки, находящиеся в границах охотничьих угодий, ограничиваются в соответствии с Федеральным законом об охоте. Кроме того, статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность установления публичного сервитута (право ограниченного пользования чужим земельным участком) для использования земельного участка в целях охоты.

Таким образом, охота осуществляется не на земельных участках, а на территории охотничьих угодий, в состав которых могут входить земельные участки, предоставленные для иных целей, и земельные участки, предоставленные для размещения охотничьей инфраструктуры. Кроме того, для получения разрешения на охоту не требуется оформление прав на земельные участки.

Также необходимо отметить, что иные пользователи земельных участков, расположенных в границах охотничьих угодий, не приобретают права добычи охотничьих ресурсов, которые обитают на этих участках. Соответственно пользователь объектами животного мира, имеющий долгосрочную лицензию либо заключивший охотхозяйственное соглашение, не вправе пользоваться территорией для иных целей либо использовать территорию охотничьих угодий для нужд сельского хозяйства (сенокошение, выпас и содержание скота и т.д.) без оформления прав на земельные участки для таких нужд.

В.И.Корякин,
главный специалист
Департамента по земельным отношениям
Министерства имущественных и земельных отношений
Республики Саха (Якутия)

Что еще почитать