Изображение Об охотничьем  билете  и спекуляциях вокруг него
Изображение Об охотничьем  билете  и спекуляциях вокруг него

Об охотничьем билете и спекуляциях вокруг него

Кто знаком с реальным положением дел в сельских районах, тот знает, что получение госбилета для охотника связано с затратами. Сначала надо доехать до представителя органа государственного управления охотничьим хозяйством. Затем он везет ваши заявления и фотокарточки в областной центр.

А спорить пришлось, и спор этот продолжается до сих пор, спустя почти четверть века. Все забыли об изначальной функции членского охотничьего билета, ее изменении в рамках прежнего правового поля, когда он стал и членским, и давал право на охоту. В то время только промысловые охотники имели право иметь «рублевый» охотничий билет, который выдавали в промхозах потребкооперации (не государственных организациях) штатным охотникам госпромхозов и райзаготконтор или заключившим договор на сдачу пушнины или отстрел копытных. Взимание госпошлины в соответствии с новыми законами было отменено, и членский охотничий билет превратился в единственный документ, дающий право на охоту. В Англии для получения такого права достаточно купить марку в любом почтовом киоске, а в Голландии – заплатить в местном (муниципальном) органе власти за год, два или пять, и чем на больший срок вы приобретаете такое право, тем дешевле. А у нас на то и чиновники, чтобы искать работу себе и другим. «Заботясь» об охотнике, они «обеспечивают» его вторым охотничьим билетом, не считаясь ни с миллионными в пределах страны затратами, ни с тем, что их некому выдавать. Потому и продлили на год внедрение новой системы. Кто знаком с реальным положением дел в сельских районах, тот знает, что получение госбилета для охотника связано с затратами. Сначала надо доехать до представителя органа государственного управления охотничьим хозяйством (в разных субъектах он называется по-разному). Причем иногда это один человек на два-три района, и его не всегда можно застать. Затем он везет ваши заявления и фотокарточки в областной центр.

Далее все происходит в обратном порядке. Некоторые горе-чиновники объявили о замене членских билетов, что противозаконно. Вот уж действительно, заставь дурака Богу молиться!.. Вот уж действительно, не мудрое, а продиктованное какими-то политическими амбициями решение наших законодателей. И «доигрались» они до того, что рейтинг их существенно снизился. При некоторой политической воле вполне можно было найти компромиссный вариант разрешения на право охоты с охотничьим билетом в интересах как государства, так и двух миллионов охотников. Для этого, как писал мудрец Фирдоуси, надо призвать на помощь «основу бытия – разум», и тогда, «быть может, выход мы найдем с тобой, есть избавленье от беды любой!».

С охотугодьями такой же обман. Чтобы доказать, что общества охотников плохо работают, «ничего не делают, а только собирают членские взносы и обирают охотников», еще в советские времена создали ОПУ – охотничьи производственные участки в областных Управлениях охотничьего хозяйства, структурных подразделениях Главохоты. Позднее на их основе создали ГУПы (например, «Кировохота», «Удмуртохота»). Им выделили лучшие угодья, в т.ч. бывшие заказники, срок действия которых истекал, и таким образом они превращались в бессрочные. Они охранялись государственными егерями и содержались за счет госбюджета. Начальник отдела охотничьего хозяйства Главохоты РСФСР А.В. Сицко опубликовал несколько статей, в которых показал более высокую экономическую эффективность ОПУ, более высокий выход продукции (особенно мяса лося) с 1000 га охотугодий по сравнению с обществами охотников.

Но сравнение методически было некорректным, так как расходы одних возмещались за счет госбюджета, а других – за счет общественных организаций. Сопоставляли выход продукции со сравнительно небольшой площади лучших охотугодий и выход ее с нескольких миллионов га угодий средних. А бывший начальник Тюменского управления охотничьего хозяйства, мой дипломник В. Азаров, пошел еще дальше. Он считал, что органы государственного управления сами могут выдавать охотничьи билеты и исполнять функции общественных организаций. Переубедить его в том, что задачи и функции государственных органов управления и общественных организаций охотников совершенно разные, мне не удалось. Он добился по существу ликвидации областного общества, выжил своего коллегу и хорошего председателя областного общества Ю. Курочкина. Отрицательные последствия этого долго сказывались в области. И сам В. Азаров стал ездить на охоту в соседнюю Курганскую область. Я его встретил там однажды вместе с прокурором области в кабинете Г. Порохина, начальника Курганского управления. На юге Тюменской области косулю быстро выбили. Не стало «плохого» хозяина, морально сдерживающего фактора, а один районный охотовед, каким бы активным он ни был, обеспечить охрану угодий на площади в несколько сотен тысяч га не в состоянии без помощи организованных охотников.

Специальные исследования, проведенные Е.Б. Сергеевым и А.П. Калединым под нашим руководством в период наихудшего состояния охотничьего хозяйства в обществах охотников (1991– 2000 гг.), показали, что плохое хозяйство намного лучше, чем никакое. Все основные показатели его состояния, в т.ч. плотность населения охотничьих животных, выход продукции с единицы площади охотугодий были существенно выше, чем в ОПУ (и тем более в угодьях общего пользования), а спад численности намного меньше. Восстановление численности происходило значительно быстрее.

В 1959 г. Правительство РФ обязало провести межхозяйственное охотустройство на территории всей страны и передать все угодья в непромысловых районах обществам охотников в виде «приписных хозяйств». Для этого органы местной власти (области, края, республики) заключали с ними договоры и прилагали по два комплекта охотустроительных материалов: один для областного (краевого, республиканского) общества, второй для районного. И это с профессионально-технологической точки зрения было правильно. Ни в одной европейской стране никто не найдет угодий общего пользования. В них, как показывает наш опыт 20-х, 30-х годов и пример Португалии после революции «Красных гвоздик», когда 30% северных районов были переведены в угодья общего пользования, вскоре ничего не осталось. Нет юридического хозяина в угодьях (т. е. нет хозяйств) – нет и дичи. В Курганской области при начальнике управления охотоведе Г. Порохине тоже боролись с «монополизмом общества» в использовании угодий. Отобрали лучшие угодья, вначале «передали сами себе», где устраивали охоты, а затем нашли камуфлирующие формы – «фонды», «дочерние хозяйства» и др.

Ведь у нас в России если что-то общее – значит, ничье. И угодья «общие» – «ничьи», в них можно делать что хочешь и стрелять кого хочешь. По этому поводу вспоминается сибирская «сказка». Один охотник спрашивает другого, возвратившегося с охоты: «Ну каво убил, паря?» – «Да никаво. Вот только дикую бабу застрелил». – «А почему же дикую?» – «Так она в лесу была, а в нем всё дикое». Так давайте, господа законодатели, чтобы не стреляли «диких баб», более уважительно относиться к своим согражданам охотникам, к этой очень активной части нашего общества. Они этого достойны. А губернаторам хотелось бы пожелать подбирать на руководящие должности в этой специфичной сфере не услужливых – извините, так и хочется сказать: дураков, – а грамотных специалистов, которые не извращают ситуацию с выдачей охотничьих билетов, а учитывают правовые традиции и обычаи охотпользования в России и не допускают грубейших ошибок, приводящих к ситуации, какая возникла в Ивановской области, когда по вине ретивых специалистов охотники лишаются права на охоту и, отстаивая свои права, устраивают коллективные протесты. Правильно делают. Неизвестно, чем это все кончится для руководителей.
 

Что еще почитать