Изображение Идеология культурной охоты
Изображение Идеология культурной охоты

Идеология культурной охоты

Часть 1

К сожалению, в последние годы на волне модного увлечения оружием в охоту пришло много граждан, мало искушенных в охоте. Это в большинстве своем так называемые «стрелки», которым не известны традиции культурной охоты. Проведенная в начале 90-х годов конверсия боевого оружия внесла свою негативную лепту в этот процесс, вооружив новым «охотничьим оружием» огромное число людей.

Главное, отсутствие навыков правильной и культурной охоты сделало эту массу людей потенциально опасной для животного мира. В результате за последние 20 лет в России в разы возросло браконьерство и мы почти потеряли популяцию сайгака, снизилась численность лося, зайцев, водоплавающих. Но при этом почти в 2 раза увеличилась численность волка.

Основной причиной такого положения стал отказ от какой-либо идеологии. Может, в политике это и правильно, хотя и довольно спорно, но в области пользования животным миром идеология крайне необходима, так как без нее невозможно неистощимое пользование природными ресурсами.

Основой идеологии является этика охоты, или так называемый охотминимум, знать который обязан каждый член охотобщества. Это прописано во всех уставах общественных охотничьих организаций. Этика охоты включает в себя понятные всем заповеди, благодаря которым охота превращается в удовольствие и настоящий праздник общения с природой и друзьями: не стреляй в запретное время, не убивай самок беременных или с малыми детенышами, не уничтожай убежищ животных, не преследуй терпящих бедствие, свято соблюдай технику безопасности на охоте и множество других охотничьих истин.

Браконьерство — враг не только природы и государства, но прежде всего настоящего охотника. Члены общества, уличенные в браконьерстве, исключаются из общества. И для этого существует специально созданная дисциплинарно-товарищеская комиссия. Всем известны слова: “Если ты охотник, значит хороший человек”. Множество великих государственных деятелей науки, литературы и искусства были поклонниками охоты, она постоянно поддерживала их творческие силы и вдохновляла на подвиги.

Носителями традиций и этики культурной охоты всегда были общественные организации охотников. В царской России в ХIХ веке это были императорские общества охотников, в советской — Российский Союз охотников и рыболовов, а в новой России — преобразованный в Ассоциацию “Росохотрыболовсоюз”, в которую вошли и такие уважаемые организации, как Всероссийское Военно-охотничье общество и совет “Динамо”. Воспитание граждан в духе бережного отношения к природным богатствам и традициям культурной охоты является уставной задачей общественных охотничьих организаций.

Наше государство за долгие годы поисков наилучших путей развития спортивного охотничьего хозяйства к концу 50-х годов пришло к убеждению, что только привлечение существующих общественных охотничьих организаций поможет наиболее эффективно решить эту задачу. Причем это позволило не только внедрять природоохранную идеологию среди охотников и воспитывать их в духе национальных традиций охоты, но и создать за счет членских взносов некий охотничий инвестиционный фонд для поддержания убыточного во все времена спортивного охотничьего хозяйства. Впоследствии государство пошло еще дальше в этом направлении, предоставив в 1982 году право охоты с членскими охотничьими билетами, укрепив таким образом общественные охотничьи организации и тем самым освободив себя от лишних забот и затрат, всецело сосредоточившись на охране животного мира и вопросах управления охотничьим хозяйством. Такая постановка вопроса позволила добиться наивысших результатов в этой отрасли за все годы его существования. В результате эффективного сотрудничества государственных органов и общественных организаций охотников уже к 1991 году отмечалась повышенная численность в России популяций всех основных видов охотничьих животных.

Смена курса развития страны не могла не отразиться и на состоянии охотничьего хозяйства. Рухнуло промысловое хозяйство, основанное на государственной монополии на основные виды продукции охоты. А вот общественные охотничьи организации не только выжили, но и продолжили эффективно работать даже в условиях мирового кризиса. Основным залогом этого стали две причины: демократическая структура общественных организаций и идеологическое единство граждан на основе традиций правильной охоты.

Наглядным примером демократических начал в общественных охотничьих организациях явилась их реакция на указ Джохара Дудаева, пытавшегося создать тоталитарный анклав, о ликвидации чеченского общества охотников. Их ответ на это был совершенно неожиданным — они обратились в действующий шариатский суд. Конечно же, перспектив у общества в такой ситуации совсем не было, но его члены выказали немалое гражданское мужество, сделав такой шаг.

Демократизация процесса охоты напрямую связана с работой охотничьих общественных организаций. Ведь выборность всех руководящих органов в обществах от первичных коллективов, районных отделений и до республиканских краевых или областных правлений и советов основана на прямом волеизъявлении его членов. Любой член общества может быть избран в его руководящий орган. При этом демократизмом отличается и процедура принятия любых решений, в том числе и распределение разрешений между гражданами. Каждый член общества может повлиять на принимаемые решения, изменить или опротестовать их. Другое дело, что наши граждане не везде могут пользоваться своими правами, однако это не меняет сути дела. Главное, такой механизм формирует высокую гражданскую позицию охотников.

В Дагестане в середине 90-х годов произошел случай, когда на территориях госохотфонда жители высокогорного селения Хварши отказались пропустить в угодья охотников, прибывших из Махачкалы с лицензией для охоты на тура. При этом они считали туров своими и потребовали согласовать возможность проведения охоты с самым уважаемым сельчанином — местным муллой. Так и вернулись городские охотники не солоно хлебавши. Случай оригинальный, но вполне объяснимый. В труднодоступных глубинных охотугодьях местные жители обычно отстранены от участия в процессе регулирования охоты, и на этой основе у них развиваются “сепаратистские” настроения и определенное недоверие к специально уполномоченным органам. Они считают несправедливым то, что приезжие охотники должны стрелять обитающую здесь дичь. На этой почве в обществе возникает напряженность, которая может быть снята путем вовлечения местных охотников в процесс пользования животным миром через организацию на местах общественных охотничьих организаций или отделений, существующих в субъекте. Демократическим путем, избрав свой руководящий орган из авторитетных охотников, местные жители, получив угодья в пользование, имеют возможность участвовать в процессе организации охотничьего хозяйства, в том числе получать и распределять между собой разрешения на охоту, организовывать охрану животного мира. В конечном итоге это приводит к воспитанию местных охотников в духе рачительных хозяев и формированию в их среде природоохранной идеологии.

Что еще почитать