Изображение Вековые традиции на современный лад
Изображение Вековые традиции на современный лад

Вековые традиции на современный лад

Беловежская Пуща — реликтовый лес в центре Европы. До сих пор в памяти яркие воспоминания: заснеженные деревья, стадо зубров на поляне

Беловежская Пуща — реликтовый лес в центре Европы. Уникальное место. Последний раз я был там зимой лет пятнадцать назад. До сих пор в памяти яркие воспоминания: заснеженные деревья, практически непроходимые лесные дороги, по которым мы на уазике с трудом добирались до лесников, стадо зубров на поляне, гостиница советского образца без горячей воды… И вот — новая встреча.

Центральный въезд перекрыт шлагбаумом, рядом касса, киоски, стоят экскурсионные автобусы. Всюду асфальт, пешеходные дорожки. Новое здание музея, администрации, на территории, недалеко от вольеров с животными, павильон кафе. Напрокат можно взять велосипед — маршрут по асфальтовым дорожкам по лесу отмечен указателями. А через всю Пущу проложены такие дороги, что, пожалуй, в городе-то похуже будут. Ни одной ямки или выбоины. Ровные, с разметкой и знаками. В то же время, что поразило, раньше в Пуще, если за день машина проедет по дороге — уже событие, нынче за полдня езды пару раз на узких дорожках выстраивались в караван по три-четыре машины.


Однако есть у Пущи и иная сторона. В отличие от дней минувших, когда Пущу объявляли заказником ради королевских охот, сейчас заповедная территория в первую очередь призвана сохранить реликтовый лес. По решению ЮНЕСКО Беловежская Пуща внесена в список Мирового природного и культурного наследия человечества. Поэтому в Пуще выделены так называемые заповедные зоны. Туда туристов не водят. Впрочем, на мой взгляд, если бы и  пускали, вряд ли бы кто-то туда рвался — непроходимые буреломы, топкие болота, густой кустарник — девственные кусочки леса, к которому не прикасается рука человека. А для зверей раздолье.


Благодаря заповедной зоне, сохранены в Беловежской Пуще и традиции элитных охот. Функции, конечно, нынче у охоты иные, больше — регулятор численности зверья. Но историческая значимость места и, естественно, возможность поохотиться на уникального зубра — все это способствует тому, что до сих пор охота в Беловежской Пуще считается одной из самых желанных и престижных. Да и, скажем честно, недешевой.


Как рассказал старший егерь Государственного унитарного предприятия Национальный парк «Беловежская Пуща» Владимир Сидорчук, в основном практикуется загонная трофейная охота. Желающие поохотиться загодя, иногда и за полгода, подают заявки. Составляется план приема.  Проживание с трехразовым питанием  стоит от 100 до 160 евро на человека. Трофейный благородный (европейский) олень стоит от 1000 евро, кабан от 250. Самый дорогой и престижный трофей — зубр. Трофей на золотую медаль стоит 40 000, серебро — 30 000 евро.


На охоте в Беловежской Пуще принято, что если участвуют, например, 10 человек, то на каждого обязательно должен быть хоть один копытный трофей. На практике, как правило, реально от 10 до 20 голов.  Что такое обеспечить в таком количестве каждого охотника достойной добычей — профессионалам объяснять не надо. В Пуще с этой задачей справляются. При такой охоте в каждом загоне производится от 30 до 40 выстрелов. Чтобы они были результативными, проводится огромная подготовительная работа. Постоянно в загонах поддерживаются в рабочем состоянии стрелковые линии, обновляются укрытия. За год в Пущу приезжает около 300 охотников. В основном, немцы и французы. Любят поохотиться в Пуще и россияне.


Кстати, для европейцев охота на зубра удовольствие дорогое. Поэтому они предпочитают оленя, кабана, косулю. Раньше, еще лет семь назад, охота на зубра стоила от 1000 до 3000 евро. Тогда даже очередь была на отстрел лесного великана. В год разрешался отстрел около пяти выбракованных особей. А желающих было намного больше. Потом появились арабские шейхи. Они готовы были платить за элитные трофеи более значительные суммы. Отказываться от такого предложения, естественно, никто не стал. В итоге нынче очереди на отстрел зубров практически нет, охотятся на него гости из арабских стран. Да и среди состоятельных россиян есть такие, кто может позволить себе трофейного зубра.


Незабываемым впечатлением после охоты в Пуще остается организация так называемой «штреки» — давняя царская традиция завершения охотничьего дня.  В каждом лесничестве, а их в Пуще 17, есть свои ритуальные поляны. После охоты на такую поляну свозится вся добытая дичь. Укладывается на правый бок, в строгом соответствии со своим рангом, принятым охотничьими правилами. С одной стороны выстраиваются охотники,  напротив — загонщики. Трофеи расположены головой к охотникам, так как их гнали загонщики. Разводится большой костер. Затем каждой группе трофеев исполняется свой гимн. И только после завершения этого красочного ритуала охотники и все участвовавшие в охоте рассаживаются за столами и отмечают удачный день.


Мне рассказали случай, который произошел с одним из таких «охотников» — иностранцев.


Перед охотой он долго бахвалился, что отличный стрелок, чуть ли не снайпер. Привезли его на вырубку. Метров за 200 увидели оленя. Сопровождающий показал зверя, и стали они подбираться ближе. Олень — зверь чуткий. Удалось по краю просеки подобраться к нему метров на 100. Остановились. А дальше охотнику говоря — «Стреляй!». Охотовед сзади из-за кустов смотрит в бинокль. Вдруг охотник выходит чуть ли ни в центр просеки и начинает приближаться к оленю. Естественно, тот тут же исчез в лесу. После этого «профессионал» обвинил сопровождающего, что он тем, что смотрел в бинокль, спугнул оленя! Что ж, «спугнул, так спугнул», повезли горе-охотника на новое место. А там пришлось стрелять на поляне. Картинка, как в тире. Все как на ладони, зверя отлично видно. Выстрел. Олень уходит. Охотник шумит, он попал. Осматривают место. Чисто. Следов крови нет. Охотник не верит. Люди прочесывают квартал — пусто. И тогда еще раз тщательнейшим образом осматривают место стрельбы. И находят ветку, в которую попала пуля. В конце концов, горе-охотник добыл трофей.


Похоже, в Беловежской Пуще своя, какая-то особая атмосфера. Что-то здесь явно осталось от былых царских забав. Потому, как попав сюда на охоту, некоторые ведут себя как капризные особы королевских кровей.

Что еще почитать