Изображение Охота на тетеревов самотопом
Изображение Охота на тетеревов самотопом

Охота на тетеревов самотопом

Мне, тогда четырнадцатилетнему пареньку, недавно увлекшемуся чудесным миром охоты, пришлось пробираться однажды зимой по лесной глухомани Костромского края. Был глубокий рыхлый снег и сильный мороз, а короткий зимний день был на исходе. Я торопливо шел на широких самодельных охотничьих лыжах, стремясь засветло добраться до дома, поэтому ружье повесил за спину.

Стояла звенящая тишина, наполненная едва слышным шелестом морозного воздуха. Небольшая остановка, налаживание дыхания, проверка, не обморозились ли щеки, – и снова в путь. Шаг, второй, и... я чуть не падаю в снег от внезапного взрыва, взметнувшего снопы искрящегося снега из-под носков моих лыж.

В небо с треском взвивается темная, иссиня-черная «бомба», оглушительно хлопающая крыльями. Не успела душа вернуться из пяток на место, а перехваченное дыхание возобновиться, как такая же «бомба» взрывается слева, в нескольких метрах. Молнией блеснула догадка, позволяющая прийти в себя: «Тетерева».

Судорожно снимаю из-за спины ружье, вскидываю... В несколько секунд исчез шум удаляющихся птиц, осел фейерверк снега, и я с разочарованием опускаю ружье, так и не успев выстрелить. Делаю шаг к зияющей на ровной белой поверхности большой лунке с рваными краями, чтобы получше рассмотреть только что покинутое птицей жилище.

Это была моя первая встреча с тетеревами – украшением наших российских лесов и полей.

Эти птицы научились регулярно сооружать и использовать своеобразные термические убежища – подснежные камеры, где им не страшен холод. У них на пальцах отрастает к зиме специальная роговая бахрома, не только увеличивающая площадь опоры лапы при ходьбе по снегу, но и позволяющая быстро вырыть подснежную камеру для ночлега.

Тетерев, поляш, тетерев-косач, широко распространенный в нашей стране, относится к отряду курообразных, ведет оседлый образ жизни.

Существует несколько видов увлекательных охот на эту удивительную птицу, являющуюся желанным трофеем для любого охотника.

Первая – удивительная по своей красоте и эмоциональности – весенняя охота на току из шалаша (стрельба тетерок запрещена).

Вторая – не менее красочная и содержательная – летне-осенняя охота по тетеревиным выводкам с легавыми породами собак или с подхода самотопом.

Третья – охота глубокой осенью с чучелами, когда птицы сбиваются в стаи и кормятся на деревьях.

Четвертая – охота зимой с подхода на лунках, когда тетерева прячутся от холода в снегу, находя там место отдыха и проводя в подснежных камерах большую часть суток.

У каждого охотника есть свой любимый вид охоты: есть заядлые гончатники, готовые часами наслаждаться гоном любимого выжлеца в тишине осеннего леса, и таких, наверное, большинство среди охотников. У кого-то есть любимая лайка, и он с нетерпением ждет, когда наступит глубокая осень и все зверьки и звери наденут зимний наряд, и он, наконец-то, насладится работой своей лайки.

Но всех нас объединяет одно – охота. Мое страстное увлечение – летне-осенняя охота на боровую дичь и, в частности, охота на тетерева с подхода, или, как ее еще называют, самотопом.

Изображение
 

Открытие летне-осенней охоты на боровую дичь – всегда долгожданный праздник для любого охотника, и тут я не навлеку на себя гнева даже лайчатников. Потому что это то время, когда охотник просыпается от летней полуспячки, и начинаются звонки, хлопоты о проверке боеприпасов и приведении в порядок остальной охотничьей амуниции, а самое главное – решается вопрос: куда пойти на открытие охоты, на сколько дней и с кем.

После всех волнений, хлопот и переживаний я, наконец-то, оказался в родном Костромском крае, в местах моей юности.

Завтра открытие охоты, и только охотник может понять волнения этой ночи... Выхожу, как и раньше, засветло, кое-где еще продолжают петь деревенские петухи. А кругом тишина (она особенно поражает городского жителя), природа и все живое просыпаются, алеет заря... Иду в тиши и мысленно не перестаю удивляться величию природы, ее главенству над человеком, который только и может портить и губить ее, не задумываясь о последствиях.

С этими мыслями иду по лесной просеке, по которой когда-то, давным-давно, ходил юношей с одностволкой и мечтал о возвышенном, о чем-то большом и светлом. С удивлением обнаруживаю, как быстро природа меняет свой облик, а точнее – залечивает раны после вмешательства человека. Одни деревья изрядно подросли, а другие «ушли» на нужды человека...

Вообще особенности этой охоты заключаются еще и в том, чтобы знать места обитания, кормежки и жировки тетеревов, а также время суток, в течение которого птицы перемещаются.

Вдруг справа неожиданно, с треском, взлетает иссиня-черный тетерев. И раньше, и сейчас продолжаю вздрагивать от неожиданного подъема на крыло тетерева, когда он буквально взрывается с места и, быстро-быстро хлопая крыльями, старается улететь от опасности и поспешно скрывается за деревьями, не давая возможности произвести прицельный выстрел.

В этом, наверное, и заключается та изюминка удовольствия и получения порции адреналина в кровь, которая из года в год тянет меня именно на эту охоту. Когда ты один на один с птицей, тут, как говорится, кто кого, или кому повезет. Прохожу всего несколько метров, так же неожиданно взлетает с треском вторая птица, которая после короткой поводки ружья была бита чисто первым выстрелом. На этот раз человек оказался и расторопней, и удачливей.

И вот я держу в руках этот долгожданный трофей – иссиня-черного, краснобрового, еще теплого тетерева...

Рассмотрев трофей и полюбовавшись им, кладу птицу в сетку ягдташа и иду по просеке, которая выводит меня к небольшой лесной речке. На берегу развожу костер, чтобы вскипятить чай, использовав для заварки дары леса. Обед с чаепитием в лесу у костра – всегда неизгладимое впечатление. Тишина леса и потрескивание дров в костре навевают мысли о житье-бытье и его смысле. Позже, залив водой костер, беру курс к дому, ощущая приятную тяжесть в ягдташе.

Что еще почитать