Изображение Рябчики
Изображение Рябчики

Рябчики

Впервые мне довелось охотиться на рябчика в Красноярском крае, недалеко от поселка Тасеево, а точнее, у геологического поселка Буровой. Если кто-то считает такую охоту очень простой или неинтересной, то тут можно поспорить...

Конечно, ее никак нельзя сравнивать с охотой на гусей, глухарей и даже на носорогов, но для начинающего охотника это как раз то, что надо. Там, где рябчиков много, охоту ведут исключительно для пропитания. Мясо рябчика белое, как у курицы, совсем нежирное, удивительно нежное и вкусное. Это, пожалуй, самое вкусное мясо из всех диких птиц семейства куриных. Готовится оно быстро, желательно добавить к нему немного жира и специй. Мелкие промысловые зверьки, вроде куницы и соболя, охотнее всего употребляют в пищу именно рябчика, чем и пользуются охотники-промысловики при установке ловушек.

Особенно эта птица выручала нас в дальних геологических маршрутах, когда все приходилось нести на себе и лишние килограммы продуктов оказывались ну... совсем лишними. Один рябчик вполне заменяет содержимое банки тушенки. Боюсь даже представить, сколько бы пришлось тащить этих банок с собой, если бы пара пестрых петушков или курочек ежедневно не выручала каждого из нас.

Охота на рябчика разрешена только осенью, когда молодые уже вполне сформировались, но еще по привычке продолжают держаться стайкой. За полчаса нам удавалось настрелять их штук по пять-восемь, а где-нибудь на ягодниках добывали их и по полтора, и по два десятка. В общем столько, сколько нужно для пропитания. Больше брать не имело смысла – негде было хранить, и приходилось сдерживать порой разгулявшийся охотничий азарт.

– Пошли завтра утром наберем по ведру брусники! – предложил мне как-то вечером Саша Ковшов, начальник геологического отряда и рыбак из категории тех, которые, если есть вода, рыбу поймают обязательно. – Надо хоть что-то домой кроме себя привезти.

– Да ну ее, лучше купить. (Я был небольшим любителем ягоды, а особенно ее сбора.)

– Пошли. Там, говорят, рябчиков полно...

Последнее замечание решило исход дела. На охоту и на рыбалку я с детства шел легко и в любое время.

Утром в половине шестого встали, наскоро перекусили и пошли. Брусничник был в пяти километрах, и добрались до него мы уже по-светлу. Саша огляделся, заметил, что кто-то уже собирал здесь ягоду накануне, но и ему оставил. Попадались отдельные полянки совсем девственные, как кровью залитые.

«Ишь, красные – аж синие!» – как говорил один мой знакомый (правда, эта фраза служила у него эталоном степени опьянения, отражающейся на лицах любителей поддать). Брусника – ягода крупная, мясистая и очень вкусная. Кстати, прекрасный гарнир именно к рябчику, который немного суховат, а она своим соком это дело компенсирует. Опять же витаминов много.

– Сань, где рябчики-то?

– Какие рябчики?

– Ну... эти, которых с ананасами жуют.

– Улетели, поди, в теплые края...

Вдруг прямо из-под ног один за другим с характерным, довольно сильным шумом крыльев полетели в разные стороны рябчики. Я заметался со своей одностволкой, целясь то в одного, то в другого. Короче, не сбил ни единой птицы. Вот уж действительно: за двумя зайцами не гонись! Птицы были молодые, резвые и непуганые.

Перелетев немного, они все расселись метрах в ста-ста пятидесяти. Кто в брусничнике, кто невысоко на дереве. Я достал манок и начал посвистывать, идеально подражая, как мне тогда казалось, свисту самки, готовой к многочисленному спариванию. Но почему-то ни один из женихов не полетел в мою сторону и даже ответом не удостоил.

– Какие-то тут неправильные рябчики, – решил я и стал потихоньку, пощипывая спелую бруснику, продвигаться в сторону предполагаемого местонахождения нескольких птиц. Ступая по мокрой от утренней росы траве, не производил практически никакого шума.

Изображение фото: Семина Михаила
фото: Семина Михаила 

Минут через десять совсем близко, метрах в пятидесяти от меня, раздался хриплый, высокий свист молодого рябчика. Я замер и стал слушать. Свист через минуту повторился. Да вон же он сидит! Расстояние метров сорок-пятьдесят. Одностволка на такое расстояние бьет нормально. Молодой рябчик, перебирая лапками, топтался на тонком сучке и вертел головенкой, стараясь меня рассмотреть получше. Я прицелился и выстрелил.

Было хорошо слышно, как птица в агонии бьет крыльями. Я пошел, ориентируясь на этот звук, и скоро нашел затихшего красавца. Сам серенький, под глазками рыженького немного. Горячий, прямо руки обжигает. Крови нет. – От испуга умер, – подумал я.

Долго разбираться не пришлось, поскольку снова послышался хриплый, высокий свист. Я попытался воспроизвести услышанную мелодию. Манок чуть прикрыл рукой, чтобы птицам сложнее было распознать фальшь. Решил не двигаться, ждать, когда рябчик сам пойдет в атаку. Однако «соперник» вовсе замолчал. Прошла пара минут, и свист повторился, но совсем с другой стороны.

– Ясно, это другой певец, – решил я. – Вот пусть и зовут друг друга, а я как раз посередине. Судьей буду.

Началось самое интересное. Я почти забыл, наблюдая за поединком, для чего пришел сюда. Такой концерт закатили эти скромные серенькие птички! Наверно, это был какой-то любовный разговор, поскольку пение вдруг оборвалось, и птицы полетели навстречу друг другу. Сели они чуть ли не на голову мне. Можно было за хвост растопыренный поймать! Стрелять по ним просто рука не поднялась.

Минут пять я наблюдал их игры, а потом спугнул. Позже, не раз сидя в засидке на косулю или лося или просто отдыхая у костра, развлечения ради я доставал манок (он всегда в моей охотничьей куртке) и собирал вокруг себя по два-три рябых свистунов. Думаю, что многие охотники грешат подобными шалостями.

Вновь услышав знакомый голос одного из своих «солистов», я начал подыгрывать. Свист раздавался все время из разных мест. Наконец до меня дошло – рябчик перебегал по земле. Охотник во время охоты – это слух и зрение. И я превратился в слух и зрение.

Хотите – верьте, хотите – не верьте (опытные охотники не дадут соврать), но я услышал, как эта маленькая птичка, весом не более 300-400 граммов, бегала метрах в полустах от меня, топая довольно громко своими маленькими куриными ножками. На мой манок рябчик перестал отвечать. Тогда я потихоньку двинулся в его сторону. Птица почуяла неладное и стала удаляться «короткими перебежками».

Преследование продолжалось довольно долго, и в конце концов я увидел его в прогале между кустами и деревьями. Почти не целясь (просто не успел бы этого сделать), выстрелил. В наступившей тишине отчетливо раздалось хлопанье крыльев битой птицы.

– Второй готов! – подумал я и пошел за своим трофеем.

Моя охота продолжалась в тот день часа два. Результат оказался неожиданным и приятным: двенадцать рябчиков утяжелили рюкзак. Когда мы с Сашей шли домой, волоча ведро брусники, рябчики грели мне не только спину, но и душу.

На базе нас было ровно дюжина человек, и каждому досталось по штуке. А готовить их мы умели. Да и брусника кстати пришлась.

Резюме:

  • Рябчик – друг человека.
  • Охота безопасна (хотя на ягоднике можно встретить не только рябчика, так что пули в кармане пусть будут!).
  • Если не повезет с рябчиками, наберете ягоды.
  • Если не повезет и с ягодой, то все равно хорошо в лесу.
  • Подобная охота развивает музыкальный слух и просто слух.
  • Не стреляйте рябчиков весной, так как и самец, и самка принимают участие в воспитании молодняка и к августу вырастят штук 8-10 замечательных ребятишек.

 

Что еще почитать