Изображение На разливах  озера  Чограй

На разливах озера Чограй

В моей охотничьей практике было много запоминающихся охот. Об одной из них я расскажу. Это была охота на водоплавающую дичь на разливах озера Чограй. Особенно удачной оказалась охота на чирков (чирок-свистунок и чирок-трескунок – самые мелкие представители уток).

Так вот, в этой истории все началось с того, что я привлек к охоте своего старшего зятя Александра, подарив ему одно из своих ружей – одноствольную, однозарядную ижевку 12 калибра. На первую охоту с ним мы выехали в компании моих старых знакомых Размика и Алексея из Москвы.

Размик предложил поехать в те места, где он раньше жил и охотился. По его словам, это в районе озера Чограй, где всегда хорошая охота на уток.
Не долго раздумывая, в одну из пятниц, в преддверии открытия охоты на водоплавающую дичь, мы выехали в предложенные охотугодья. Размик, естественно, был нашим проводником, так как никто из нас до этого в тех местах не был.

По приезде мы долго искали место для стоянки. Наконец облюбовали небольшой водоем, в центре которого был островок, поросший густым камышом. Быстро разбили лагерь: установили палатку, соорудили навес, где обустроили походную кухню. Потом обследовали местность. Оказалось, мы находимся на разливах озера Чограй. Так как Размик был без ружья, он занялся делами на кухне, тем более что по пути к месту охоты хвастался своими кулинарными способностями. Теперь ему представилась возможность на практике подтвердить свои слова.
Мы же, пока не стемнело, втроем отправились в резиновой лодке на островок. Добравшись до него, увидели, что этот пятачок суши, окруженный водой, был в диаметре не более двадцати метров и располагался не в центре водоема, а ближе к противоположному берегу от нашего лагеря. Справа от него на расстоянии метров двадцати – двадцати пяти начинались камыши, уходящие вглубь более чем на километр. Над ними с вечера летали стаи уток. С противоположной стороны от камышей и по всему берегу водоем был окружен степью, которая растянулась до полей с молодыми озимыми зерновыми и остатками неубранного подсолнечника и кукурузы.

Степь по-своему прекрасна и ни с чем не сравнима. Чего только стоят запахи трав! Внешне это участок суши, простирающийся до горизонта, с различными растущими на ней травами. Но какими! Их запах завораживает, дает силы и хорошее настроение каждому, кто попадает сюда.

Оборудовав на островке в камышах засидки для утренней охоты, мы вернулись в лагерь, где нас ждал ужин, приготовленный товарищем пока еще из продуктов, которые мы привезли с собой. Размик уже накрыл раскладной столик, на котором была походная пища: сало, картофель в мундирах, вареные яйца, хлеб, банка говяжьей тушенки и овощи. В центре стояла пол-литровая бутылка беленькой. Решили сильно не увлекаться, быстро поужинали, еще какое-то время посидели за разговорами и без раскачки сделали отбой, так как предстояло рано вставать.

В ожидании предстоящей охоты я долго не мог уснуть, ворочаясь с бока на бок, и спал совсем немного. Проснувшись, посмотрел на часы. Они показывали четыре утра. Засыпать вновь не стоило – можно было проспать. Я вылез из палатки. В нос ударил свежий запах степных трав, теплый воздух был наполнен комариным гулом. Благо все предусмотрели заранее – взяли с собой мазь от этих «постоянных друзей», всегда и всех преследующих на подобных мероприятиях. Небо было в звездах, из камышей доносилось кряканье уток.

Мои коллеги еще спали, из палатки доносилось посапывание и похрапывание. Пусть еще поспят, подумал я, до островка мы доберемся минут за десять. Лодка у нас подготовлена с вечера, все остальное при нас. Прошелся вокруг лагеря. Комары тотчас дали о себе знать, к тому же я их потревожил, пройдя по траве. Чтобы не забыть мазь, я вернулся к палатке и достал ее из рюкзака, переложил в ягдташ. Еще раз посмотрел на часы: кажется, пора подымать друзей-охотников. Не без труда растолкал Сашу и Алексея, начали собираться. Размика не стали поднимать, решили: пусть отдыхает, у него свой график работы. Без лишнего шума и разговоров Алексей еще до восхода солнца перевез нас на заранее заготовленные места.
Сидки, установленные накануне вечером, находились друг от друга на расстоянии не более десяти метров. Я был в центре, слева от меня расположился Саша, справа Алексей. Сидели мы лицом к камышам.

Лет уток начался еще до восхода солнца. Стая чирков пролетела низко, прямо над нашими головами, быстро и так неожиданно, что мы даже не отреагировали на них. После этого наши взоры были направлены в небо в сторону камышей, откуда и появилась первая стая уток.

Едва забрезжил рассвет, стайки чирков начали налетать на нас с интервалом в две-три минуты. Они шли через наш островок на утреннюю кормежку в поля. Стало ясно, что с выбором места мы не ошиблись.

В какое-то мгновение показалось, что чирки стали летать реже. Я достал духовой манок и начал манить. Действительно, лет чирков усилился. Их было очень много: ничего подобного я в своей практике не видел. А так как мы сидели довольно близко друг от друга, то стрелять приходилось всем и часто. И после каждого такого пролета на воде обязательно оказывалась битая дичь. С восходом солнца появилась более крупная утка, но ее было немного, и она летела на высоте, не доступной для поражения.

Охота на утренней зорьке, без всякого сомнения, удалась, и мы практически добыли почти всю дневную норму. Лет уток прекратился так же неожиданно, как начался; мы вернулись в свой лагерь. На берегу нас встречал Размик, который проснулся от стрельбы и наблюдал за действом. Поздравив с удачной охотой, он тут же нас сфотографировал, затем пригласил к уже накрытому столу позавтракать и отметить удачное начало охоты.

После утренней охоты у нас была эйфория, целый день до вечера все были в хорошем настроении. После завтрака я залез в палатку и решил немного отдохнуть и, если удастся, поспать. Меня хватило на пару часов: в палатке стало душно, и я вынужден был покинуть ее.

Саша помогал Размику готовить шулюм из уток. Алексей удалился обследовать окрестности озера. Я тоже решил пройтись по берегу в сторону камышей. Место, где мы остановились, оказалось прекрасным для охоты. Оно изобиловало различными куликми, на небольшом плесе в камышах видны были лысухи. Правда, стрелять по ним было далековато. Пока мы с Алексеем ходили по охотничьим угодьям, незаметно пролетело время.

Подошел Саша и объявил, что обед готов, пригласил к столу. На подходе к лагерю улавливались знакомые каждому охотнику запахи приготовленного блюда из дичи. За обедом кулинарные способности нашего повара были оценены по достоинству. В воспоминаниях отдельных эпизодов утренней охоты наша трапеза затянулась до самого вечера, после чего мы выдвинулись на вечерку.

Утки полетели только с наступлением вечерних сумерек. Стемнело очень быстро, и нам удалось взять одну лысуху и трех чирков. Так завершился первый день охоты.
Утро второго дня, к сожалению, не было повторением предыдущего. Но тем не менее мы остались довольны. Нам удалось добыть пару лысух и четыре чирка. Придя в лагерь, посоветовавшись, решили до обеда поохотиться на куликов. В эти дни здесь встречались бекасы, гаршнепы и дупеля.

В километре от нашего места стоянки, справа от озера, вдоль камышей протянулся заболоченный участок с множеством кочек. Здесь оказалось много бекасов. Идти было очень тяжело, грязь засасывала ноги в сапогах так, что вытаскивать их приходилось, помогая руками. Беда заключалась в том, что как раз в это время, когда мы находились в самой неудобной позе, надо было стрелять по взлетевшим куликам. Но тем не менее нам удалось добыть несколько красивых птиц.

Как известно, все хорошее имеет свойство когда-нибудь заканчиваться. Вот и эта охота завершилась. И была она действительно удачной.