Одной из самых поэтичных русских охот является весенняя охота на селезня с подсадной уткой. Смею утверждать, что самой знаменитой породой подсадных уток на Руси является тульская подсадная. Ведь какие необходимы предпосылки для возникновения породы подсадных уток и охоты с подсадной.

Первое условие – большое количество водно-болотных угодий как мест для проведения охоты. Второе – массовый весенний пролет утиных. Третье условие – доступность ружья. Четвертое – определенный уклад жизни, необходимый для разведения уток, – сельский или пригородный дом и водоем.

Изображение фото Сёмина Михаила
фото Сёмина Михаила 


Рассмотрим их по порядку. Известно, что массовый пролет водоплавающих птичьих стай с юга на север идет вдоль разливов рек того же направления. В Европейской части страны это Волга и Дон. Дон берет свое начало на Тульской земле, а Ока с многочисленными притоками широко представляет Волжский бассейн на территории области. Реки, речушки, старицы, болота и болотца до побед мелиорации занимали огромные территории губернии, едва ли уступающие количеству пахотных земель.

О ружье несколько подробнее. Ради сбережения государства Российского великий князь Василий III решил превратить Тулу в крепость и сделать ее центром всей южной оборонительной системы. Крымское ханство в те времена при поддержке Турецкого султана «многие беды хрестиянам творяху». После возведения кремля в 1520 г. Тула действительно стала надежным оплотом южных рубежей непокоренной ни одним иноземным завоевателем!
Для ремонта старых и выделки новых сабель и пищалей в 1599 году в Туле были поселены правительством 30 «самопальных мастеров». Развитию кузнечного дела способствовала доступность железной руды, издревле добывавшейся в тридцати верстах от Тулы, около древней столицы вятичей Дедославля, ныне – село Дедилово.

К 1700 году сословие тульских оружейников насчитывало уже более 1000 человек! А в 1712 году именным указом Петра I был основан казенный оружейный завод. Но большая часть мастеров продолжала выделывать оружие на дому. Уже в 1720 году количество выпущенных здесь ружей достигло 22 тысяч.

Несмотря на строжайшие требования к качеству оружия и количественного выполнения «урока», под угрозой «...вечного разорения и битья батогами», из-за примитивной технологии не все ружья проходили строгую государеву приемку и оседали в руках мастеровых, тешивших душу охотой.

Осуществлялась и продажа оружия. Так, в Государевой грамоте от 29.02.1632 г. разрешалась вольная продажа на сторону разных изделий и даже пушек после выполнения «госзаказа». Выполнялись и частные заказы, даже серийные. Так, в 1672 г. казенные кузнецы Петрушка Варламов, Ивашка Орехов, Власка да Ивашко Филипповы изготовляли 10 стволов «винтовальныхъ красныхъ длиною въ полтора аршина» (в современной трактовке – нарезных улучшенной отделки). Подтверждалось право всяким оружием торговать «беспрепятственно на основании узаконения городских, как и в чужие края отпускать» и § 134 «Положения о Тульском заводе» 1782 г. Да и по цене доступно было купить понравившуюся тульскую фузею. Стоила она 1 руб. 50 коп., а заработок рядового работника, доходил до 6 руб. 90 коп. в месяц!

В 1821 г. в лавке тульского мещанина Антона Пономарева уже широко продавались «ружья короткие охотницкие, зделанные на манер немецких и длинноствольные, в ложах зделанных на манер черкесских, винтовальные и кругляки...».

Таким образом, можно смело утверждать о широком распространении ружей в руках туляков начиная с ХVII в., без которых немыслима успешная охота на уток. В других местах России таких «тепличных» для ружейных охотников условий в те годы не существовало.

Теперь о разведении уток. Все обширные оружейные производства, мельничное и пильное дело требовали вододействующих машин с сопутствующими прудами-накопителями водной энергии. Многочисленные барские усадьбы немыслимы были без прудового рыбного хозяйства. Достаточно упомянуть, что свое победное шествие по Центральной России прудовой карп начал именно с тульских прудов. В 1762 г. Андрей Тимофеевич Болотов, один из основоположников отечественного прудового рыбного хозяйства, привез в бочках из-под Кенигсберга (!) в с. Дворяниново (ныне Заокский р-н) первых «карпиев». Поэтому в достатке и вблизи домов повсеместно находились удобные водоемы для разведения уток.

Изображение фото Сёмина Михаила
фото Сёмина Михаила 

Как мы видим соблюдены все условия возникновения охоты с подсадными утками и самой породы подсадных уток. А что же говорят исторические источники о предмете нашего исследования.
Позволю себе несколько цитат из книги В.В. Рябова «Охота по перу». Вот что пишет автор в 1966 г. о Тульских утках: «...некрупная широкая утка (самая мелкая из всех...), на низких ножках, с темноокрашенным оперением. Тульская утка очень схожа с серой полукряковой, но отличается от последней более темным оперением; ножки «тулячки» темные, у некоторых почти черные; клюв короткий, неширокий. Селезень в брачном оперении значительно темнее дикого крякового».

Еще в XIX веке на Нижегородской ярмарке «...особенно ценились чистопородные некрупные черноносые тулячки – тульские утки».
«В Нижнем Новгороде в начале 20-х годов было много больших любителей и знатоков этой охоты как среди городских, так и среди заволжских охотников-промысловиков. Некоторые из них завозили себе уток из Воронежской и Тульской губерний».

«Не так давно, примерно лет 30 назад, охота с подсадными утками распространилась и среди петроградских и вологодских охотников».

Таким образом, небольшой размер, вкупе с темной окраской клюва и ножек, являлись типичными внешними признаками «чистопородной» тульской утки. А без выдающихся рабочих качеств трудно себе представить столь широкое распространение в разных регионах России этой маленькой «маломясной» птицы.

О маленьком размере и выдающихся рабочих качествах тулячек указывает и один из лучших современных знатоков подсадных уток С. Ю. Фокин. «Я видел прекрасно работающих изящных маленьких тульских уточек. И в то же время в течение нескольких сезонов наслаждался работой пары очень крупных черноклювых подсадных, привезенных в наш питомник из Нижегородской области охотоведом В.Е. Размахниным».
Можно предполагать, что именно из Тулы охота с подсадной и распространилась дальше, сначала вниз по Дону до Воронежа, окрестности которого в XVII в. активно заселялись переселенцами из «верховых» губерний, а позже – по Волге, до Саратова.

Несколько позднее подсадные утки были завезены в Сибирь – в Томск, Новосибирск, Красноярск и на Алтай.

«Та самая подсадная утка, которую мы имеем в настоящее время, произошла в результате народной селекции, узконаправленной на развитие таких охотничьих качеств, как голос и поведение» пишет В.А. Лобанов, один из лучших специалистов по подсадным уткам России. Простое скрещивание диких уток с домашними не дает необходимых манных качеств.

 Придать новый импульс этой работе было решено в Тульской региональной общественной организации охотников и рыболовов (ТРОООиР) (председатель С.И. Цурко). С этой целью впервые в истории России 4 октября состоялась Первая Тульская областная выставка подсадных уток, посвященная 50-летию Ассоциации «Росохотрыболовсоюз».

На выставку собрались самые преданные породе заводчики из Тулы, Узловского, Щекинского и Ленинского районов. Не обошлось и без курьезов. Один из участников от волнения не смог удержать свою питомицу, и она, почувствовав свободу, тут же продемонстрировала великолепные летные качества, скрывшись в небе. Пусть пока невелико число участников, поголовье выставленных к осмотру уток удостоилось самых лучших похвал от строгого судейского жюри – биолога-охотоведа В.А. Лобанова, президента Клуба подсадных и манных птиц, учрежденного под эгидой «Росохотрыболовсоюза» и научного сотрудника Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева А.В. Кулишова.

Изображение фото Сёмина Михаила
фото Сёмина Михаила 

По итогам выставки в торжественной обстановке заместитель председателя ТРОООиР Е.А. Братчиков наградил всех участников почетными дипломами Общества и выразил надежду, что первые шаги в организации планомерной научной работы с породой подсадных уток помогут сохранить и приумножить многовековую славу тульской подсадной утки.

Из архива редакции

Что еще почитать