Изображение Весна: на прицеле гуси
Изображение Весна: на прицеле гуси

Весна: на прицеле гуси

Охотники со стажем помнят, что, когда разрешили весеннюю охоту на гуся, редко кто возвращался с богатыми трофеями

Обычно устраивали импровизированные засидки в местах пролета, когда позволяла местность, скрадывали отдыхающий гусей. Но чаще всего «продвинутые» охотники без особого успеха ночью с фонарем искали на полях места остановки гусиных стай, устраивали скрадки в виде замаскированных ям-окопчиков. Редко у кого были профили, а манного гусака могли себе позволить лишь местные деревенские охотники или их друзья.

В общем, несколько десятков лет назад охота на гуся – это чаще всего засидка за кустом на поле или плёсе, ружье двустволка и надежда, что сегодня повезет и гусь пойдет на выстрел. А сегодня охота на гуся – это целая индустрия. По специальным схемам десятками выставляются объемные чучела, нередко дополняемые «летающими» приспособлениями «гусь – воздушный змей», фотореалистичными чучелами-флюгерами и профилями различной конструкции. В распоряжении охотника-гусятника – засидки любых расцветок. А перечень предлагаемых манков и манных устройств запутает даже бывалого охотника. В довершение всего недалеко от скрадка советуют посадить чучело ворона как доказательство того, что место абсолютно спокойно и безопасно.

Когда охота на гуся обустраивается подобным образом, что, впрочем, дело не совсем простое, как-то забывается, что охотнику следует быть честным по отношению к дичи. Ведь если он станет оценивать охоту количеством произведенных выстрелов и возможностью «пострелять от души», он может «убить» в себе охотника и превратиться просто в стрелка.

Гусь в глазах любого охотника – дичь желанная, когда появляется возможность произвести выстрел по налетающему гусиному табунку, редко кто соизмеряет возможности своего ружья с дистанцией выстрела.

Для стрельбы влет крупной дробью по такой дичи как гусь, система «ружье-патрон» должна сочетать в себе определенные параметры кучности и равномерности дробовой осыпи.

Какой бы способ снаряжения патронов ни применялся, главным критерием дальности выстрела остается величина (номер) дроби.

Так какие же количественные параметры облегчат стрельбу по гусю на средней и дальней дистанции?

Первое – это кучность порядка 70 % (на 35 м), что в принципе достигнуть несложно. Но далеко не так просто, чтобы коэффициент сгущения (К) был в районе единицы. В «переносе» на 16-дольную мишень это значит, что среднее количество попаданий в одну долю внешней зоны равно средней величине попаданий в доле внутренней зоны. Минимальное количество дробин снаряда в «идеальной гусиной» системе «ружье-патрон» составит примерно 70–90 шт.

Так что даже снаряд в 50 г (магнум) будет ограничен теоретически размером дроби № 00.

Изображение Фото: Сергей Лосев
Фото: Сергей Лосев 

Дальность стрельбы, эффективность выстрела (отсутствие подранков) и продуктивность стрельбы влет связаны между собой сложным сочетанием: высокой кучности при невысоком К=1,0-1,5 и почти идеальной равномерности дробовой осыпи.

Обычно максимум дистанции, на которой можно сохранить 50 % кучности, находится в районе 55 метров. Впрочем, остаточная скорость дроби № 1 на 55 метрах будет выше 200 м/сек, что вполне достаточно для эффективного поражения гуся. Без ружья, способного совмещать высокую кучность при «К», близком к единице, создать «идеальную систему» для стрельбы влет на дальней дистанции весьма проблематично.

Перечислю основные признаки ружья, обладающего равномерной осыпью. Плавный переход от патронника к каналу ствола должен иметь длину не менее 20 мм. А дульное сужение – достаточной длины (L) с плавным переходом от канала ствола к чоку. Для крупной гусиной дроби L = 100-120 мм, а дульное сужение примерно 0,3–0,5 мм. С использованием полиэтиленового пыжа-контейнера и различных укучнителей – крахмала, талька.

Примерно при таких характеристиках ружья, экспериментируя с патроном, можно добиться от «системы» необходимых характеристик для продуктивной стрельбы влет на гусиной охоте.

Теперь немного непосредственно о самой стрельбе влет.

Поводка имеет место при любой манере стрельбы, но не следует заранее, вне дистанции дробового выстрела, начинать сопровождать приближающихся гусей стволами ружья. Начинать обрабатывать цель рациональней на дистанции, меньшей 30–35 метров, если дичь приближается к охотнику, а не проходит стороной. Время поводки – максимум 2 секунды. Выравнивать угловую скорость поводки с перемещением дичи и четко обозначать упреждение рационально в пределах ближнего выстрела до 20–25 метров, и только по спокойно и ровно летящей дичи. Но при этом для второго и последующих выстрелов уже следует применять другую манеру стрельбы, более энергичную поводку, производя выстрел, обгоняя цель и уходя вперед, не пытаясь вновь «уравняться» с напуганными первым выстрелом гусями.

Актуальна стрельба с укороченной поводкой, что-то близкое к выстрелу навскидку. Такая стрельба не только претендует на определенную универсальность, но и весьма продуктивна, при этом требует хорошей подготовки и умения стрелять с двумя открытыми газами, что, впрочем, никогда не было помехой при любой стрельбе.

Если говорить об упреждениях, то на 30 метрах по спокойно летящим гусям это примерно 1,5 метра (боковой выстрел). При этом данная величина уменьшится при другом угле выстрела, увеличении скорости поводки, уменьшении дистанции стрельбы. Также полезно посмотреть через прицельную планку ружья, как это упреждение будет выглядеть на 30 метрах под различными углами. От 1,5 метра следует отталкиваться при определении выноса, соизмеряясь с расстоянием до дичи, скоростью ее полета, быстротой поводки, манерой стрельбы. И принимать как аксиому: выстрел должен производиться только в движении ружья, которое обеспечивается работой корпуса. Стрельба должна быть в меру.

Что еще почитать