В Вологде 11 июня прошла отчетно-выборная конференция областного общества охотников и рыболовов. С какими итогами общество завершило очередную пятилетку? Какие имеются перспективы, проблемы и какие задачи стоят перед вологодскими охотниками? Что мешает развитию охотничьего хозяйства в области и России в целом?

С такими вопросами мы обратились к председателю правления ВОООиР Владимиру Каплину.


— Владимир Вадимович, расскажите, как общество сработало в отчетной пятилетке?


— Если сказать коротко — стабильно. Количество районных отделений, охотничьих хозяйств, площадей закрепленных угодий (около 3 млн га) не изменилось.
Биотехнические мероприятия ежегодно проводились в полном объеме: по площади кормовых полей (1202 га), подкормочных площадок (262 ед.), количество солонцов (3500 ед.) — выше нормативов.


За пять лет уничтожено 1028 волков (в прошлой пятилетке — 741). По итогам Всероссийского конкурса (за исключением 2014 года) заняли первое место в своей группе. Добились справедливого выделения лимита на лося — с 302 в сезоне 2011–2012 гг. до 508 в сезоне 2015–2016 гг. Как следствие, укрепилось финансовое состояние районных отделений, возросла активность работы первичных охотколлективов (в 2011 году было 183 о/к, на 1 января 2016 года — 360).


За период с 2011 по 2015 гг. проведено 367 мероприятий по охотничьему собаководству с участием 7242 собак, т.е. в среднем один раз в пять дней проводится какое-либо мероприятие. Имеется 38 экспертов-кинологов. При поддержке ЦП Росохотрыболовсоюза издана книга ушедшей от нас Е.А. Косыревой «Лайки Европейского Севера». Секция гончих издала за свой счет книгу Луканичева В.В. «По малику, но в пяту». Функционирует два объекта испытаний собак.


За пять лет проведено 46 соревнований по спортивному рыболовству, от районного до республиканского уровня. Областные сборные (взрослая и юношеская) восемнадцать раз участвовали в соревнованиях за пределами области. Три раза юноши занимали первые места на Первенстве России. В марте 2016 года сборная области (взрослая) заняла первое место на Чемпионате России в городе Углич Ярославской области — пять человек стали мастерами спорта РФ.


В апреле — июне 2011 года провели IV областную выставку охотничьих трофеев. В августе 2015 года участвовали в первой выставке охотничьих трофеев Северо-Западного федерального округа (г. Санкт-Петербург). Заняли первое место, из 10 чемпионов 7 — вологодские. Имеется 35 экспертов по оценке охотничьих трофеев. Активно работают общественные формирования — секции, ДТК. Создана первая в России секция любителей охоты по подманиванию животных. Имеется раздел в интернете на сайте «Охотники Вологодской области». Проведено четыре «Праздника охотника».


За пять лет получено доходов 160,1 млн руб. (прошлая пятилетка — 98,8), расходы — 143,1 млн руб. Доля членских взносов в доходах — 28 млн руб., или 17,5 процентов. Это наглядный контраргумент тем крикунам, которые обвиняют общества в «жировании» по этой статье доходов. У нас в Кирилловском районном отделении удельный вес взносов — 4 процента!
Доходы от охотничьего хозяйства — 98,5 млн руб., расходы на ведение охотничьих хозяйств — 116,26 млн руб., т.е. дотировано из других источников доходов — 17,7 млн руб. — истина, что в существующих экономических условиях ведение охотничьего хозяйства в России убыточно, наглядно подтверждена.
Налогов и сборов заплачено 45,9 млн руб. — 32 процента от расходов.


— Судя по тому, что Вы рассказали, работа общества не только стабильна, но также имеет и положительную динамику, несмотря на кризис. Почему?


— «Кадры решают все» — этот лозунг не утратил своей актуальности. Поясняю. В системе ОООиР работает 164 человека. Из 18 председателей правлений 13 имеют охотоведческое образование. В аппарате ОООиР работает 7 человек. Все — специалисты высокой квалификации, профессионалы. Трое из них входят в состав высших органов Росохотрыболовсоюза по разделам деятельности. Крысанова С.З. — Совет по спортивному рыболовству, Никитин Е.О. — Кинологический совет, Каплин В.В. — Совет по охотничьим трофеям. Большинство штатных работников области трудятся в обществе более десяти лет, несмотря на низкие зарплаты. От имени правления ОООиР низкий поклон и сердечная благодарность им всем за долголетний добросовестный труд!


— Как отразилось введение единого государственного охотничьего билета на деятельность общества?


— Прогнозируемо. По сравнению с 2011 годом, когда у нас было 15 350 членов общества, на конец 2015-го осталось 11 257 человек. Потеря составила 4098 человек, или 26,7 процента от исходной даты. Как Вы видели из приведенных выше цифр, потеря скорее моральная, чем экономическая. Хотя, насколько мне известно, у нас один из самых низких уровней потери членства в России. Авторы закона об охоте, мельниковско-берсеневская команда, могут торжествовать — цель, поставленная ими, достигнута. Но жизнь рассудит, кто прав, кто виноват. И всем им воздастся по заслугам.


— Как строятся отношения правления ОООиР с районными отделениями? Не возникают ли конфликты?


— В соответствии с Законом «Об общественных объединениях», у нас единый устав. Из 17 отделений 10 являются юридическими лицами, т.е. имеют свои регистрационные свидетельства, ИНН, долгосрочные лицензии. У нас довольно много собственности, практически в каждом районе свои административные помещения, гаражи, склады, охотбазы и т.д., но отделение не может продать собственность и не является ее владельцем. В уставе содержится норма, это вся собственность принадлежит организации в целом. Вопрос о ее использовании в компетенции областного правления или Совета. Объекты недвижимости и земельные участки зарегистрированы на правление ОООиР. При сдаче частей объектов недвижимости в аренду получателем платежа является, как правило, районное отделение, и это одна из статей дохода. Оно же несет бремя содержания эксплуатационных расходов, уплаты налогов и т.д.
Отчисления от членских взносов от районов в область около двадцати лет у нас составляли 10 процентов, с 2016 года — 15. Насколько я знаю, у наших соседей (Киров, Кострома) они составляют предел — 25 процентов. Если процент увеличить, то для районов это будет ощутимо.


Что касается конфликтов, то кризисных и принципиальных просто нет и не было. Попытки посягательств на общественную собственность и финансы своевременно пресекаются и пресекаться будут!


— Как Вы работаете с Охотдепартаментом области?


— По-деловому и конструктивно. Я уже упоминал, что лимит по нашему основному виду, лосю, увеличился практически в два раза. Справедливое распределение лимита — это характерная черта прошедшей пятилетки. Такого не было с 80-х годов. Несколько наших председателей правлений РО входит в Общественный совет департамента, я являюсь его председателем.
На уровне районов также наблюдается полное взаимодействие работников департамента и Общества по всем вопросам. Совместно проводим различные мероприятия — выставки, праздники охотника. На российских мероприятиях выступаем единым фронтом — Вологодская область. Стажеров по собаководству и трофейному делу готовим независимо от «ведомственной принадлежности». К большому сожалению всех охотпользователей области, 24 июня покинул свой пост начальник департамента — Кириллов Сергей Александрович. Низкий поклон ему за налаживание деловых взаимоотношений департамента и охотпользователей, принципиальность, честность и открытость. С тревогой ждем нового.


— Каковы Ваши взаимоотношения с Центральным правлением Росохотрыболов-союза?


— Нормальные, рабочие. Как Вы видели, наш президент, Арамилева Т.С., приезжала к нам на конференцию. Всем делегатам понравилось ее выступление. Хотя у нас по работе иногда возникают проблемы, но, как люди заинтересованные в успехе нашего общего дела, приходим к общему знаменателю.


— Какие же проблемы, на Ваш взгляд, мешают развитию охотничьего хозяйства в России и области в частности?


— Охрана охотничьих угодий. Основные проблемы — бесправие персонала охотпользователей, ликвидация института общественных охотинспекторов и общественных егерей. Введенные законом об охоте производственные охотинспекторы проблемы не решают: во-первых, не все пользователи имеют охотхозяйственные соглашения (а только они дают право претендовать на получение функций производственного охотничьего контроля), во-вторых, при получении такого права функции все равно минимальные, усеченные. У нас в области 80 процентов пользователей имеют долгосрочные лицензии и, как следствие, права на производственный охотничий контроль не имеют. По ОООиР из 164 человек штатного персонала только четыре егеря имеют такое право.
Уничтожение волков — в этом вопросе бардак и маразм. Фактически запрещены все способы охоты, кроме ружейного. Вне сроков охоты добыча волков основной массе охотников недоступна. Необходимо внести изменения в Правила охоты, объявив волка вне закона, разрешить его круглогодичную добычу всеми доступными способами, вплоть до применения ядов, увеличить размер премий, выдавать разрешения на отстрел копытных.


В нашей области в этой пятилетке тоже были проблемы по этой теме. Дело в том, что в сентябре 2012 года был принят Закон «О порядке выдачи разрешений…». Он касался только общедоступных охотничьих угодий. До этого резервировали 20 процентов лимита лося и кабана для поощрения волчатников. Областная прокуратура, усмотрев в этом проценте коррупциогенный фактор, потребовала исключить из проекта закона данную норму. Исключили. Результат не замедлил сказаться, если в среднем в год добывалось 200–250 волков, то в 2014 году последовал провал, добыча составила 130 волков! Общественность взволновалась, так как основным стимулом для волчатников как раз были разрешения на копытных, а не премии. Потребовалось почти два года совместных усилий, чтобы в закон была возвращена норма о стимулировании охотников-волчатников. Результат не замедлил сказаться — в 2015 году было добыто 242 волка!
В 2016 году результат будет намного выше, я думаю 300–350 волков. Я уже упоминал о возросшей активности охотколлективов, так вот, были сюжеты, когда, обложив флажками с вечера волков, утром на номерах собиралось более 60 охотников! С начала 2016 года в некоторых районах уничтожено более 40 волков! Люди за свой счет покупают флажки, ездят в соседние районы к опытным бригадам на стажировку, придумывают новые способы добычи волков (например, с помощью собачьих GPS-навигаторов).
Премии за волков у нас установлены в следующих размерах: волчонок — 2750 руб., волк-самец — 3500 руб., волчица — 4000 руб. Но с 1 января 2016 года выплата премий приостановлена в связи с экономией бюджетных средств. На фоне надвигающейся на область эпизоотии бешенства (зафиксировано 8 случаев) — не самое разумное решение.
Несовершенство Правил охоты. Кроме изменения условий уничтожения волков необходимо пересмотреть продолжительность весенней охоты до 16 дней, возвратить сроки охоты на лося до 15 января, медведя до 28 февраля, возвратить порядок круглогодичного использования участков нагонки и натаски собак, пересмотреть анекдотичные сроки охоты на пушных зверей (норка, белка, куница — с третьей субботы августа и т.д.)


Подготовка молодых охотников. Предоставление права на охоту. Многие встречали представителей нового поколения «охотников», не знающих сроков охоты, видов охотничьих животных и их биологии, сезонов охоты, элементарных правил техники безопасности. Старшее поколение, прошедшее через кандидатский стаж, рекомендации двух опытных охотников, сдачу экзамена по охотничьему минимуму с изумлением взирает на этих любителей «чисто пострелять». Все это стало возможным в 90-х годах, когда отменили сначала кандидатский стаж, а с выходом «Закона об охоте…», ст. 21 которого определяет, что для получения государственного охотничьего билета достаточно ознакомиться с требованиями охотничьего минимума, и право на охоту у тебя в кармане, на приобретение оружия — тоже. Это — беда. Элементарная истина, что средством повышенной опасности могут пользоваться люди, прошедшие соответствующую подготовку и сдавшие экзамен — забыта. Забыт и здравый смысл, т.к. после вступления в силу «Закона об охоте…» членские охотничьи билеты утратили статус документа, дающего право на охоту. Новоиспеченные «охотники» выведены из-под общественного контроля, их нельзя, допустим за нарушение, пригласить на дисциплинарную товарищескую комиссию и устроить хорошую «баню».
Кстати, «бани» боялись больше штрафа. Все это в прошлом — либерализация и демократия! Пытаясь как-то довести до новичков элементарные истины, у нас Череповецкое районное отделение размножило памятку в количестве 1000 экземпляров и бесплатно раздает новичкам при выдаче путевок.


В 2013 году на Общественном Совете при Охотдепартаменте области обсудили, а затем обратились в Законодательное Собрание области с просьбой выступить с законодательной инициативой о внесении изменений в ст. 21 «Закона об охоте…». Законодательное Собрание нас поддержало. В апреле 2014 года на заседании Ассоциации Парламентариев СЗФО в г. Мурманске эти вопросы была поддержаны уже парламентариями всего Северо-Западного Федерального Округа. Госдума приняла инициативу к рассмотрению. Была создана комиссия, в которую вошли Т.С. Арамилева, Роман Заварин — депутат Заксобрания Вологодской области, и другие не менее авторитетные люди. Обсуждения, уточнение формулировок, все шло нормально, мы ждали. И вдруг — отказ, без объяснения причин. Раньше вся эта грамота называлась одним словом — вредительство, я и сейчас не могу подобрать другого.


Проблема 2017. 1 июля 2017 года может стать «черным днем» для части охотпользователей России. Объясняю. Согласно ст. 10 п. 33 Закона «Об охоте…» для каждого региона могут быть установлены предельные размеры площади охотничьего хозяйства. Через пять лет, после утверждения Правительством РФ ставок сбора за гектар охотничьих угодий (ст. 71 п. 9), те хозяйства, площади которых превышают предел, должны заключить охотхозяйственные соглашения, уплатив сбор. У нас таких хозяйств — 6. Заплатить мы должны более 10 млн.рублей. При наших доходах это 25–30% от годового дохода. Мы знаем, что готовил тему ВНИИОЗ по договору с Охотдепартаментом МПР. Мы знаем исполнителей лично. Знаем, что они допустили в процессе подготовки отчета. Очень интересно, как они определяли эти «пределы»? Бог им судья. Если включить логику, то понятно, что вокруг столичных городов и мегаполисов такие «пределы» нужны. А у нас на Вологодчине, где 8,3 млн. га или 61% никому не нужной территории, зачем эти «пределы»? А как Вам Архангельская область, Коми, Карелия, там зачем? Наоборот, нужно отдавать как можно больше площадей, чтобы было, с кого спросить. И это государственный подход? Государственная политика? Это нечто иное.


Дело осложняется тем, что Конституционный Суд своим решением от 25 июня 2015 года № 17 П обязал Законодателя (Госдуму) уточнить ст. 71 п. 5 «Закона об охоте…», т.е. объявил мораторий. А Законодатель сложил полномочия. Следующий будет осенью. Дойдут ли у нового Законодателя вовремя руки до нашей проблемы? Я очень сомневаюсь. Охотдепартаменту МПР и ЦП Росохотрыболовсоюза нужно из штанов выпрыгивать, но срочно решать проблему.  Осталось меньше года — иначе снова влезем в рукотворный кризис.


— Все, что Вы рассказали о проблемах, относится к компетенции Охотдепартамента МПР?


— Естественно. День 27 мая 2015 года, когда уволили Берсенева, был праздником для всех охотпользователей России от Чукотки до Калининграда. С надеждой ждем от С.Н. Будилина мер по преодолению тяжкого наследия предыдущего руководства. Пока ждем.

Что еще почитать