Изображение Мастер огненной кисти
Изображение Мастер огненной кисти

Мастер огненной кисти

С самобытным художником Алексеем Деревянко я познакомился в Киеве на одной из ежегодных выставок «Охота и рыбалка». Чуть ли не на бегу знакомясь с экспозицией перед официальным открытием выставки, я не мог не остановиться у стенда с работами мастера пирографии, запечатлевшего на дереве с помощью обычного выжигателя охотничьих животных и сцены охоты.

Необычные деревянные картины поразили достоверностью изображения и оригинальностью творческого решения. Чувствовалось, что мастер огненной графики искренне любит живую природу и сам неплохой охотник.


Выразив Алексею Деревянко восхищение его оригинальными работами, я по причине крайней занятости быстренько «щелкнул» художника на фото и договорился с ним о беседе. Увы, в тот раз не сложилось, зато в ходе следующей выставки, уже весной, мне удалось не только поговорить по душам с Алексеем Григорьевичем, но и побывать у него дома, увидеть, как рождаются его необычные картины.


Свой рассказ Деревянко начал издалека.


— Много тысяч лет назад, впервые осознав превосходство над природой, первобытный человек захотел передать свое видение мира грядущим поколениям. Осколком кремня он нанес на стены пещеры первые картины. И это были сцены охоты.


Древние греки, почитавшие добычу зверя величайшим из искусств, воздавали хвалу героям, изображая их подвиги на глиняных сосудах. И это были сцены охоты.
Живопись в ее классическом виде изобрели китайцы. На шелковых полотнах павлиньим пером они писали свои первые, привычные сегодня нашему глазу картины. И это были сцены охоты.
Великий испанский художник Франциско Гойя писал картины не только кистью, но и большим пальцем левой руки. Так создавалась серия эскизов к охотничьим гобеленам по заказам европейских монархов; так было написано известное полотно «Охота на перепелов»…


— Почему, изображая сцены охоты и дикой природы, я выбрал выжигание по дереву? — художник лукаво улыбнулся. — Может, от фамилии Деревянко, может, потому что нравится делать то, что умею лучше всего. А может, меня подтолкнула любовь и благодарность к теплу. Ведь огненной кисти подвластны не только графические линии, но и тени, полутона. Она может передать и блеск глаз, и утренний туман, и сумерки, и вьющийся пороховой дымок от ружейного выстрела... А еще дерево, даже срубленное и отесанное, все равно остается живым. Оно мой полноправный соавтор, мой партнер. Его структура сама подсказывает сюжет, определяет манеру графики. А покроешь готовую картину подсолнечным маслом (ох, жена и ругается, что продукт извожу!) — и она заиграет, засветится солнцем...


Следует пояснить, что художник-пирографик Алексей Деревянко, в прошлом профессиональный военный, еще и потомственный охотник.
— Не только страсть, но и нужда заставила моего отца стать охотником в голодные послевоенные годы, — продолжил рассказ мастер. — По молодости понемногу браконьерничал, петли на зайцев ставил, тем семья и кормилась…
Позже, уже в 60-х, накопил денег на ружье, получил охотничий билет. А уж каким добычливым охотнико был! Мать рассказывала, что не упомнит случая, чтобы батя вернулся домой без зайца или не притащил пяток уток. Тогда он и меня к лесной работе приобщил…
Родился Алексей Деревянко в селе Красное Черниговской области — в лесном сердце Украины. Такое название село получило потому, что больно красива природа здешних мест, и лесом, и зверьем богата.
— Я ведь помню такого зайца-беляка, какого в книжках рисуют, — рассказал потомственный охотник. — Только нынче зимы малоснежные, не забегает уже северный беляк на Черниговщину. Да и вырубили леса, осушили много земель, не утруждая себя заботой о будущих поколениях. Вот внук у меня через пару лет все понимать начнет. Привезу я его в село, а лося живьем уже не покажу...

А в детстве мы окна нашей хаты соломой утепляли, так лоси приходили зимой ее выщипывать. Выглянешь и смотришь на сохатого — глаза в глаза...


Сюжеты уникальных картин художника-пирографика пронизаны любовью к природе. Охота для него — это общение, ведь не ради пропитания он бродит по лесу с верным четвероногим другом и ружьем. Сколько прекрасного и неповторимого встречает он! Вот и хочется поделиться этим с людьми.


Есть у художника маленький секрет: почти на всех его картинах хоть где-нибудь, да находится место его автопортрету и портрету любимой охотничьей собаки — курцхаару Джеку. Одни работы тяготеют к классике, другие выполнены в лубочном стиле, да еще украшены витиеватой поучительной надписью: народная мудрость вечна. Ну а сюжеты лучше всех оценят, конечно, охотники. Вот мохнорылый драт подал вальдшнепа, а вот легавая челночит, а там охотник тянет трофей — лисью шкурку… При этом ни малейшей фальши — ни в дымке из ружья, ни в собачьей стойке, ни во внешне спокойном облике главного персонажа с ружьем, внутри которого все бурлит.


— Я изображаю только то, что сам видел и чувствовал, — признается художник. — Приходят ко мне друзья-рыболовы: чего сцены рыбалки не пишешь? А что я нарисую? Не рыбак я. И оленя не изображу — я его живьем никогда не видел... Вот лося — пожалуйста. Лису могу, кабана, зайца...


Верный Джек, лежа рядом, согласно посапывал носом: хозяин правду говорит, видели мы и лису и кабана...
Кстати, о дичи. Жемчужиной коллекции художника можно назвать серию «Охотничьи птицы и охотничьи звери Украины». Идея ее создания пришла вместе с очередным приказом об открытии охоты. Прочитал документ Алексей и решил каждую зверюгу, что в приказе прописана, увековечить. И правильно! Пусть каждый охотник познакомится с дичью по его полотнам, тогда и в лесу ее быстрее узнает.


Алексей Деревянко пребывает в гармонии с окружающим миром, где прекрасно уживаются и любовь к семье, и ответственное отношение к работе, и охотничья страсть, и художественный порыв. А еще — Огонь. Вот так, именно с большой буквы!

Что еще почитать