Изображение И зверь как брат
Изображение И зверь как брат

И зверь как брат

«У зевающего животного человеческое лицо», — говорил Карл Краус. И на сегодняшний день мы можем наблюдать сходство человека с животными на фотографиях Валерия Малеева, автора книги «Дикая природа России».

В Москве с 31 октября по 12 декабря на Тверском бульваре под открытым небом проходит фотовыставка фотографа-путешественника Валерия Малеева под названием «И зверь как брат».
Автор делает акцент на то, что зверям не чужды выражения чувств: радости, стыдливости, хвастовства, проявление нежности, а также злобы и неудовольствия.


Несмотря на то что погода все больше уходит в минус, все же огромный плюс в том, что выставка проходит под открытым небом. Это не только оригинально, но и символично.


Центр Москвы — это кипение жизни столицы. И в самом центре бурной городской суеты вдруг попадаешь в мир дикой природы; этот контраст не может не привлечь внимания, не может оставить кого-то равнодушным. Для посещения этой выставки не нужна реклама, не нужно разглашения, так как вечером фотографии освещают прожектора, специально для того, чтобы и в темное время, учитывая быстрый заход солнца, люди могли наслаждаться реалистичностью снимков. Тем более что вечером народу бывает больше, и шанс посмотреть на работы есть у всех и всегда.


Таинственное освещение заманивает и очень располагает. Можно лицезреть фото целую ночь, не спеша, любуясь этим искусством и быть уверенным, что выставку не закроют. Прохожие подолгу стоят у каждого снимка, будто смотрят увлекательный фильм о дикой природе. Дети активно перебегают от одного фото к другому, громко выражая удивление при виде животных, которых они уже ранее видели не один раз; но как же тут не удивляться, когда медвежонок хлопает в ладошки, когда утка будто бежит по воде, когда птицы синхронно повернули головы?


Животные на фотографиях представлены в разных ракурсах: есть портретные снимки животных, с которых прямо на вас смотрят кабарга, манул, тигр; снимки в профиль, где на вас оценивающе взирает северный попугай; также снимки во весь рост, фото в движении и статичные.


Интересны были не только фотографии, но и названия к ним, которые как нельзя кстати подходили к отображаемой фотографии. Например, фотография с бурыми медведями, где медвежонок опустил головку на лапы, а медведица вытянула морду, будто ругает непослушное дитя; название этой композиции — «Прости меня, мамочка». Или фотография воющего волка под названием «Одиночество».


Все картины имели свое определяющее название. Посетители оставались под очень благоприятным впечатлением. Высказывались, что звери на фото как живые, будто вот и выпрыгнут сюда, на улицу. Эти фотографии отлично могут заменить зоопарк тем людям, кто по причине ограниченного физического здоровья или финансового недостатка не может посещать живых зверей. Но были и мнения, что фотографии даже превосходили живых зверей, содержащихся в зоопарке. А все потому, что в дикой природе звери по-своему самовыражаются и действуют, и прекрасно, что есть возможность снять на камеру интересные моменты их жизни.


Возможно, это навязанный стереотип, но символом «русскости» все посетители считают медведя, фотографии которого тоже присутствуют на выставке. Что касается сравнения фотовыставки дикой природы и современного искусства, то тут большинство согласилось с тем, что тема природы им более близка, по крайней мере старшему поколению. Современное искусство — это новаторство и не всем близко и понятно, а есть искусство на века, и фотография — одно из таких искусств.


Фотовыставка несла с собой не только функцию развлечения и приятного времяпрепровождения, но и познавательную. Многие визитеры впервые увидели животных, которые, скажем так, выглядели не от мира сего. Например, такого зверя, как сайгак, принимали за «инопланетное» животное: очень уж впечатлил хобот у парнокопытного.
Можно оставаться уверенным, что после выставки люди обратятся к энциклопедии, чтобы больше узнать о братьях наших меньших.
 

Что еще почитать