Изображение Когда будет положен конец  «всероссийскому обиралову»?
Изображение Когда будет положен конец  «всероссийскому обиралову»?

Когда будет положен конец «всероссийскому обиралову»?

Все-таки удивительно устроена наша власть! Президент и премьер-министр все время находятся в неустанной заботе о благе своего народа, а о депутатах Госдумы и чиновниках рангом пониже этого не скажешь.

Министрам объявляют выговоры, а депутатов изгоняют. Все слои народа, в том числе и охотники, глядя на их законотворческую и трудовую деятельность, только руками разводят: «Во дают!»

С началом рыночных отношений охота и охотничье хозяйство никак не впишутся в рамки рынка. Ранее причину этого чиновники усматривали в отсутствии закона об охоте и других законодательных актов в этой области. Охота и охотничья отрасль регулировались постановлениями Правительства РФ, правилами охоты 1988 года, приказами и распоряжениями Департамента охоты Минсельхоза РФ. Чиновники в ответ на многочисленные выступления в СМИ ученых, биологов-охотоведов и простых охотников отделывались обещаниями: как только будет принят закон об охоте, так все и наладится. В 2009 году этот долгожданный закон был принят, а вопросов, к сожалению, стало еще больше. Придумали какой-то сбор в 400 рублей и больше года занимались словоблудием, пытаясь объяснить, за что. Наконец придумали: эта сумма, мол, взимается за телодвижение клерка при выписке разрешения на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях. Не многовато ли?


С подачи государственных органов власти всех уровней началось «всероссийское обиралово», как сказал в своей статье Н. Сорокин («РОГ» № 33, 2012). Статья 9.1. Конституции РФ гласит: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Это означает, что дикие звери, птицы и рыбы тоже природные ресурсы и, как нас в этом убеждают, принадлежат государству, а в его лице, выходит, и всему народу. Раз это государственная (народная) собственность, то почему ею торгуют направо и налево охотпользователи всех форм собственности? Причем по ценам, какие бог на душу положит. Охотники никак не могут взять в толк, кто их на это уполномочил?


Со страниц охотничьих газет и журналов мы от чиновников только и слышим, что закон «Об охоте…» несовершенен и надо подумать, куда поставить «запятую». Я согласен, что закон сырой, не дает ответа на все вопросы, которые перед нами ставит жизнь, и нуждается в доработке. И по поводу пресловутой доработки закона (с подачи Департамента) развернулось всероссийское «трепалово» на тему, какой она должна быть, а на деле никакой конкретной работы над законом не происходит.


Господа чиновники! Почему бы вам сегодня не заняться контролем выполнения тех норм, которые, на ваш взгляд, прописаны в Законе весьма разумно? Хотя бы таких: «...услуги в сфере охотничьего хозяйства – услуги, оказываемые охотникам, услуги по изучению охотничьих угодий и иные услуги, определяемые в соответствии с общероссийскими классификаторами видов экономической деятельности, продукции, услуг» (Ст. 1.12). Почему охотпользователи это требование закона нарушают? Берут плату просто за воздух. И это сходит им с рук. Только не надо отправлять меня за ответом в суд. Или вот: «Не допускаются монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов» (Ст. 10.1). Тогда почему власти не обращают внимания на деятельность, например, МООиР во главе с его председателем г-ном Кирьякуловым? В беседе с С. Петрушевой, шеф-редактором журнала «Охотничий Вестник Подмосковья» (№ 3, 2012), г-н Кирьякулов признается, что в ведении МООиР сегодня находится 3 млн 256 тыс. га охотничьих угодий. А это, как он сам говорит, более 70% всех угодий Подмосковья. И на прямой вопрос С. Петрушевой: «Зачем обществу столько площадей? Может, лучше увеличить общедоступные угодья?» – отвечает весьма витиевато. По мнению Вячеслава Михайловича, в МООиР созданы все условия для общедоступности.


С. Петрушева напомнила В. Кирьякулову, что не члены МООиР считают, что их права ущемляются повышенной платой за услуги. И здесь г-н Кирьякулов прикрылся тем, что у него «есть свежее заключение ФАС по данному вопросу, где указано, что наши действия законны». Возникают вопросы: «Кто может конкурировать с МООиР и настолько ли было убедительным для ФАС баловство г-на Кирьякулова с ценами?» И с услугами Вячеслав Михайлович лукавит. Пусть он, к примеру, назовет, какие услуги предлагались хотя бы охотникам с подружейными собаками по болотно-луговой и полевой дичи. Только прошу не называть услугой «услугу по изучению охотничьих угодий». Охотники и без правления МООиР их хорошо знают. Вот на это следовало бы обратить внимание главе ФАС И. Артемьеву.


Не могу обойти вниманием и Ст.14.4: «Любительская и спортивная охота в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства) и разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу, указанному в части 1 Ст. 20 настоящего Федерального закона». Не стану на эту тему философствовать, а сошлюсь на статью
А. Горбачева «Договор дороже денег» («РОГ» № 35, 2012): «Конечно, всякие известные «ассоциации», прикрываясь решениями ФАС, будут говорить, что это законно, но если пообщаться с людьми, которые писали эти бумаги в ФАС, то сразу станет ясно, что они от охоты и от законодательства, связанного с ней, очень далеки и, несмотря на закон, выносят решения под предлогом: «Надо же охотхозяйствам как-то деньги зарабатывать». Как пишет А. Горбачев, в путевке указывается что-то типа: «Утка – 1800 руб.». Вот и весь договор. Охотпользователь уверен, что против такого «договора» охотник не будет возражать по простой причине: а куда ему податься? Подпишет как миленький! А будет «рыпаться» – пусть забудет дорогу в хозяйство, так как весь регион, например Подмосковье, захвачен монополистом в лице МООиРа. Самое печальное – никого из властей не интересует, какие услуги представляет в договоре охотпользователь. Вот если меня охотинспекторы встретят в угодьях без путевки или разрешения на добычу охотничьих ресурсов, то со мною разберутся по полной программе. А есть ли у меня договор и какие услуги там прописаны, их не заинтересует. Ну, чем это не «всероссийское обиралово» с молчаливого согласия властей?


В связи с этим хотелось бы порадоваться за рыболовов. В «Комсомольской правде» (21.09.2012) прочитал заявление главы Росрыболовства А. Крайнего, в котором он сообщил, что в Правительство внесен законопроект «О любительской рыбалке». Видно, взбучка премьера Д. Медведева подействовала. Как сказал А. Крайний, «рыбалка будет бесплатной... За так называемый подход к воде деньги брать запрещается». Вот так бы власть позаботилась и об охотниках!


Охотники понимают, что на ведение охотничьего хозяйства федеральным властям необходимы деньги. При советской власти охотники платили госпошлину. Они готовы и сегодня платить государству что-то вроде госпошлины. Я неоднократно предлагал ввести карточки (свидетельства) на добычу нелицензионных охотничьих ресурсов: болотно-луговую, полевую дичь, водоплавающих, зайцев, лис. Они, слава Богу, размножаются без помощи чиновников. И чтобы карточки (свидетельства) продавались охотникам по доступной цене, а вырученные деньги шли бы действительно на ведение охотничьего хозяйства России. Охотники согласны платить охотпользователям, но за реальные, а не высосанные из пальца услуги. Но молчит власть, не дает ответа. А пора бы!

Что еще почитать