Изображение Один день у Ивана Сергеевича
Изображение Один день у Ивана Сергеевича

Один день у Ивана Сергеевича

В нескольких номерах журнала «Охота и охотничье хозяйство» были опубликованы рассказы Н. Старченко о местах, где жил или бывал известный русский писатель Иван Сергеевич Соколов-Микитов

Хотелось бы и мне вспомнить один эпизод, связанный с местом последнего пристанища писателя.

В пасмурный февральский день, 20-го числа 2005 года, в день смерти Ивана Сергеевича, ровно через 30 лет после этого печального события, мы вошли на городское кладбище в Гатчине. Мысль посетить могилу писателя возникла на одном из заседаний rружка научного охотоведения Санкт-Петербургской лесотехнической академии. Посещение решили приурочить к памятной дате. Однако отыскать могилу среди заснеженного кладбища оказалось не такой простой задачей. Помогла фотография, найденная в Интернете – по ней удалось установить форму памятника (камень с вырубленной в нижней части мемориальной доской). При этом местоположение могилы на территории кладбища оставалось неизвестным. Нас было четверо. Разбив кладбище на участки, приступили к «прочесыванию». В итоге оказалось два похожих памятника, оба в центральной части кладбища. По надписям установили искомое место захоронения. Задачу осложняло большое количество снега – пришлось серьезно поработать, чтобы очистить памятник от сугробов.
 

Падал легкий пушистый снег, голуби садились на ветви ближайших деревьев. Сделали несколько фотографий. Прочитали биографию Ивана Сергеевича.

Иван Сергеевич родился в урочище Осеки Калужской губернии (ныне Перемышльский район Калужской области) в семье Сергея Никитича Соколова – управляющего лесными угодьями богатых купцов Коншиных. Когда ему исполнилось десять лет, отец отвез его в Смоленск, где определил в Смоленское Александровское реальное училище. За участие в подпольных революционных кружках Соколов-Микитов был исключен из пятого класса училища. В 1910 он уехал в Санкт-Петербург, где стал посещать сельскохозяйственные курсы. В том же году написал свое первое произведение – сказку «Соль земли». Вскоре Соколов-Микитов понимает, что не имеет склонности к сельскохозяйственной работе, и все больше начинает увлекаться литературой. С 1912 года будущий писатель работал в Ревеле секретарем газеты «Ревельский листок». В 1919 году Иван Соколов-Микитов записывается матросом на торговое судно «Омск».

Изображение
 

Однако в 1920 году в Англии судно арестовывается и за долги продается с аукциона. Для Соколова-Микитова началась вынужденная эмиграция. Год он живет в Англии, а затем в 1921 году перебирается в Германию. После возвращения в Россию он много путешествует, участвует в арктических экспедициях на ледоколе «Георгий Седов», возглавляемых Отто Шмидтом. За экспедициями к Северному Ледовитому океану, на Землю Франца-Иосифа и Северную Землю последовала экспедиция по спасению ледокола «Малыгин», в которой он участвовал как корреспондент «Известий». В 1930–1931 году выходят «Заморские рассказы», «На Белой Земле» повесть «Детство».
 

Особое и весьма значительное место в творческом наследии писателя занимают его охотничьи рассказы. В них отражены не просто занимательные истории и случаи на охоте, а поэтическое ощущение окружающей нас природы. Драгоценная россыпь наблюдений свидетельствует о том, каким замечательным мастером и приметливым знатоком родных просторов проявил себя Иван Сергеевич. Одна из книг И.С. Соколова-Микитова, раскрывающая основную тему его творчества – человек в природе, – названа «На теплой земле», и трудно было бы найти более определительное, всеобъемлющее название!
 

 

Изображение
 

Интересно, что при всей трагичности его судьбы (смерть всех дочерей, слепота в конце жизни) Иван Сергеевич сохранял в своих рассказах удивительный оптимизм и веру в лучшее. Писатель умер в Москве. Согласно его завещанию, урна с прахом была захоронена в Гатчине, рядом с дочерьми. Позже здесь же была похоронена и жена писателя. А вот памятник установили только в 1983 году по инициативе Гатчинского отделения общества охраны памятников истории и культуры. К сожалению, в настоящее время и того и другого у нас в стране остается все меньше.
 

В тот заснеженный зимний день почти никого не было на кладбище. Мы покидали его с радостным ощущением того, что сохранили маленькую частичку памяти об этом удивительном человеке, а значит, его имя продолжает жить в наших сердцах.

Что еще почитать