Бруно Лильефорс

Знаменитый шведский художник Бруно Лильефорс скромно говорил о себе, что он всего лишь рисует животных. Рос Бруно болезненным ребенком, и ему приходилось много времени проводить дома.

Иллюстрация из архива: Дмитрий Евстигнеев Иллюстрация из архива: Дмитрий Евстигнеев

Знаменитый шведский художник Бруно Лильефорс скромно говорил о себе, что он всего лишь рисует животных. Рос Бруно болезненным ребенком, и ему приходилось много времени проводить дома. Чтобы занять мальчика, родители пригласили учителя рисования, и он привил мальчику любовь к живописи.

Благодаря постоянным занятиям гимнастикой, прогулкам в лес, а потом увлечением охотой он постепенно справился с многочисленными недугами и при этом никогда не терял интереса к рисованию. Именно эта любовь позволила Бруно познать красоту родной земли. Глубокие знания живой природы определили и выбор жанра живописи — анималистику. Лильефорс умел досконально передать через рисунок не только анатомические особенности зверей и птиц, но и их поведение в окружающей среде. Бруно Лильефорса по праву называли великим живописцем дикой природы, так как в его работах биологические принципы объединились с мастерством реалистического импрессионизма, а научный подход раскрываемой темы органично вписывался в искусство.

 

Иллюстрация из архива: Дмитрий Евстигнеев

Следует отметить, что не сразу Бруно Лильефорс получил признание. Его первые живописные работы в Королевской академии искусств не раз подвергались критике. Поэтому в 22 года Лильефорс бросает учебу в академии и отправляется путешествовать по Европе. Он побывал в Дюссельдорфе, Венеции, Риме, Неаполе, Париже (1882–1883), Мюнхене (1889). Именно в Париже — художественной Мекке Европы — Бруно попал под очарование работ импрессионистов. Их влияние можно заметить по любви художника к цветовым эффектам и выбору света. Бруно в своих работах нередко использует технику ар-нуво (леопардовая кожа). В то же время стремление к совершенству позволило художнику применить новые веяния живописи в своем творчестве.

 

Иллюстрация из архива: Дмитрий Евстигнеев

В Европе того времени необыкновенной популярностью пользовались японские печатные гравюры, и Лильефорс заинтересовался новыми перспективами, а именно ракурсу, сделанному как бы с высоты птичьего полета. В его творчестве доминировали две темы, появляющиеся с регулярным постоянством. Первая — это взаимоотношения хищника и жертвы, вторая — эволюционная приспособленность животных к окружающей среде. Первое произведение мастера в жанре анималистики — «Ястреб и куропатка» (1884, Стокгольм, Национальный музей) — лучшее подтверждение этой темы. Среди снежного пейзажа в центре всей композиции схватившиеся друг с другом птицы. Художнику удалось передать остроту и драматизм, как бы выхваченные из природы.

 

Все работы Бруно Лильефорса несут в себе определенный жизненный драматизм. Это только на первый взгляд мир находится в гармонии и красив. Однако именно красота таит в себе опасность. Иллюстрация из архива: Дмитрий Евстигнеев

Часто для выражения задуманного художник меняет полностью экспозицию. На рубеже XIX–XX вв. в произведениях Лильефорса появляются новые мотивы, меняются и средства художественной выразительности. Таежные леса Швеции и заросшие травой луговины, где обитали «герои» его картин, уступают место водным просторам со стаями диких гусей и уток или заснеженным полям. Формат полотен становится фризообразным, а изображение птиц напоминает ритмически повторяющийся узор. Разной становится и цветовая гамма. Она то более яркая и насыщенная, то, наоборот, почти бесцветная.

 

Иллюстрация из архива: Дмитрий Евстигнеев

В заключение хотелось бы сказать, что знаменитый шведский художник Бруно Лильефорс стал таковым прежде всего потому, что был охотником и расценивал человека как составляющий элемент природы. В отличие от академических предшественников (причина, по которой он и покинул Шведскую академию художеств, не закончив ее) он изображал природу без религиозного поклонения ее создания или моральной подоплеки. Просто художник хотел включить зрителя в созерцание красоты и сложности дикой природы, живого мира, который окружает каждого из живущих на этой планете.

Дмитрий Евстигнеев 25 декабря 2011 в 00:00






Оставьте ваш комментарий

Оставлять свои отзывы и комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Вы можете авторизоваться используя свой аккаунт на нашем сайте, а так же войти с помощью вашего аккаунта во "Вконтакте" или на "Facebook".

  • -2
    Филипп Стогов онлайн
    #1  7 февраля 2015 в 23:29

    Странно, как это я пропустил столь достойнейший материал. Творчество художников-анималистов всегда притягивает и завораживает, особенно, если художник еще и охотник. Прекрасно, слов нет, спасибо автору за напоминание, в интернете нашел еще множество охотничьих картин, особенно понравились две, на которых изображена охота с пойнтером на уток. Просматривая картины не только данного мастера, но и других (в такой манере, да и по сюжету пишут многие, С. Ворошилов, к примеру), почему-то всегда ловлю себя на мысли, а почему наши издательства столь редко обращают свой взор на их творчество, я больше чем уверен, что альбомы их репродукций разойдутся мигом независимо от тиража. Дай-то, Бог, чтобы обратили.

    Ответить

Спасибо за Ваше мнение!

Архив голосований










наверх ↑