Изображение Бруно Лильефорс
Изображение Бруно Лильефорс

Бруно Лильефорс

Знаменитый шведский художник Бруно Лильефорс скромно говорил о себе, что он всего лишь рисует животных. Рос Бруно болезненным ребенком, и ему приходилось много времени проводить дома.

Знаменитый шведский художник Бруно Лильефорс скромно говорил о себе, что он всего лишь рисует животных. Рос Бруно болезненным ребенком, и ему приходилось много времени проводить дома. Чтобы занять мальчика, родители пригласили учителя рисования, и он привил мальчику любовь к живописи.

Благодаря постоянным занятиям гимнастикой, прогулкам в лес, а потом увлечением охотой он постепенно справился с многочисленными недугами и при этом никогда не терял интереса к рисованию. Именно эта любовь позволила Бруно познать красоту родной земли. Глубокие знания живой природы определили и выбор жанра живописи — анималистику. Лильефорс умел досконально передать через рисунок не только анатомические особенности зверей и птиц, но и их поведение в окружающей среде. Бруно Лильефорса по праву называли великим живописцем дикой природы, так как в его работах биологические принципы объединились с мастерством реалистического импрессионизма, а научный подход раскрываемой темы органично вписывался в искусство.

Изображение Иллюстрация из архива: Дмитрий Евстигнеев
Иллюстрация из архива: Дмитрий Евстигнеев 

Следует отметить, что не сразу Бруно Лильефорс получил признание. Его первые живописные работы в Королевской академии искусств не раз подвергались критике. Поэтому в 22 года Лильефорс бросает учебу в академии и отправляется путешествовать по Европе. Он побывал в Дюссельдорфе, Венеции, Риме, Неаполе, Париже (1882–1883), Мюнхене (1889). Именно в Париже — художественной Мекке Европы — Бруно попал под очарование работ импрессионистов. Их влияние можно заметить по любви художника к цветовым эффектам и выбору света. Бруно в своих работах нередко использует технику ар-нуво (леопардовая кожа). В то же время стремление к совершенству позволило художнику применить новые веяния живописи в своем творчестве.

Изображение Иллюстрация из архива: Дмитрий Евстигнеев
Иллюстрация из архива: Дмитрий Евстигнеев 

В Европе того времени необыкновенной популярностью пользовались японские печатные гравюры, и Лильефорс заинтересовался новыми перспективами, а именно ракурсу, сделанному как бы с высоты птичьего полета. В его творчестве доминировали две темы, появляющиеся с регулярным постоянством. Первая — это взаимоотношения хищника и жертвы, вторая — эволюционная приспособленность животных к окружающей среде. Первое произведение мастера в жанре анималистики — «Ястреб и куропатка» (1884, Стокгольм, Национальный музей) — лучшее подтверждение этой темы. Среди снежного пейзажа в центре всей композиции схватившиеся друг с другом птицы. Художнику удалось передать остроту и драматизм, как бы выхваченные из природы.

Изображение Все работы Бруно Лильефорса несут в себе определенный жизненный драматизм. Это только на первый взгляд мир находится в гармонии и красив. Однако именно красота таит в себе опасность. Иллюстрация из архива: Дмитрий Евстигнеев
Все работы Бруно Лильефорса несут в себе определенный жизненный драматизм. Это только на первый взгляд мир находится в гармонии и красив. Однако именно красота таит в себе опасность. Иллюстрация из архива: Дмитрий Евстигнеев 

Часто для выражения задуманного художник меняет полностью экспозицию. На рубеже XIX–XX вв. в произведениях Лильефорса появляются новые мотивы, меняются и средства художественной выразительности. Таежные леса Швеции и заросшие травой луговины, где обитали «герои» его картин, уступают место водным просторам со стаями диких гусей и уток или заснеженным полям. Формат полотен становится фризообразным, а изображение птиц напоминает ритмически повторяющийся узор. Разной становится и цветовая гамма. Она то более яркая и насыщенная, то, наоборот, почти бесцветная.

Изображение Иллюстрация из архива: Дмитрий Евстигнеев
Иллюстрация из архива: Дмитрий Евстигнеев 

В заключение хотелось бы сказать, что знаменитый шведский художник Бруно Лильефорс стал таковым прежде всего потому, что был охотником и расценивал человека как составляющий элемент природы. В отличие от академических предшественников (причина, по которой он и покинул Шведскую академию художеств, не закончив ее) он изображал природу без религиозного поклонения ее создания или моральной подоплеки. Просто художник хотел включить зрителя в созерцание красоты и сложности дикой природы, живого мира, который окружает каждого из живущих на этой планете.

Что еще почитать