Изображение Серебряные  лисы  туркестана
Изображение Серебряные  лисы  туркестана

Серебряные лисы туркестана

"РОГ" № 46

Ее неожиданный выход на чуть заметный бугор и быстрый уход в область миражей кого угодно заставит признать, что здесь – самая жизнь в лучшем ее проявлении.

 

 

По сведениям, взятым из определителя млекопитающих СССР (1965) можно узнать, что грациозная хищница населяет почти всю Евразию, исключая крайний север и крайний юг. Живет в самых различных условиях, включая природные зоны лесотундры, тайги, степи, пустынь, а также гор. Весь мир лисиц, от северных границ обитания до южных, у заготовителей пушнины поделен на кряжи. Кряж – популяция лисиц с одной местности, области, характерная схожими размерами и окраской. Самые близко живущие к полюсу животные – ярко-рыжие и красноватые, самые южные – серые, с едва заметной желтизной по бокам. Для лисиц всех кряжей есть темные пятна на лапах снизу. Размеры тела и окраска меха подвержены широкой индивидуальной и географической изменчивости. В биологической литературе, вплоть до 70-х годов прошлого века, описывалось несколько подвидов лисицы обыкновенной, которые объединялись в группы.
По пустынным и степным районам Средней Азии обитают животные, попавшие в III группу. Размер тела от 40 до 50 сантиметров. Мех низкий, малошелковистый. Его окрас серовато-желтый, с более темным «крестом» на плечах. Хвост размером от 40 до 45 сантиметров. Высота в холке 35–40 сантиметров. Чаще попадаются особи, у которых бока серые, а брюхо светло-серое. Эта замечательная, так называемая криптическая маскирующая окраска во все времена года, исключая весну, позволяет хищнице отлично вписываться днем в окружающий ландшафт.
Горные вариации среднеазиатской лисицы обыкновенной отнесены к V группе. Характеризуются средними, до 55 сантиметров размерами тела, волосяным покровом средней мягкости и пышности. Окраска волоса различная.
Хотя во многих публикациях упор делается на окраску шерсти светлых тонов, по горным массивам Туркестанского и Зеравшанского хребтов не редкость и темно окрашенные особи. По Самаркандской области лисица обыкновенная живет практически везде. Вопрос только в ее количестве на той или иной территории. Численность этих животных выше по пойменным и предпойменным участкам рек и каналов. Хищница охотно использует овражные системы и сухие каньоны предгорной зоны. Одним из главных факторов освоения лисицей горных лощин и склонов является наличие здесь зайца и мелких грызунов. На равнинах лисица держится на местности, где есть не только заяц, но и полёвки, мыши, белозубки, суслики, водяные крысы, ондатра. Ондатра, упомянутая последней, – довольно редкая добыча в рационе хищницы.
Для того чтобы лисица признала район подходящим для обитания, природная среда должна иметь два основных компонента:
– достаточное число участков для временного и постоянного укрытия зверя;
– наличие видового разнообразия объектов питания, или же грызунов одного вида, но в изобилии.
Именно поэтому участки ночных обходов хищницы могут иметь причудливую конфигурацию и включать в себя как пойменную, так и овражные стации на равнинах, одно или два смежных урочища в горах.
Там, где грызунов мало, лисица питается любой живностью, которую она в состоянии поймать. В объекты питания входят птицы, ящерицы, лягушки, насекомые. Среди последних преобладают крупные: жуки и прямокрылые, которые в летнее время составляют до 50% рациона.
В районе обитания взрослая лисица отлично знает местность в радиусе
2–3 километров от норы. Во время выходов за пищей, этот ловкий, смышленый, осторожный зверь проходит до десяти километров по разным природным стациям. Хищница детально обследует овраги, окраины полей, заросшие сорной растительностью, прибрежную часть озер, водохранилищ, берега каналов. В горах лисица планомерно осматривает крупные и мелкие саи, часто переходя от одного урочища в другое.
Во многих районах в весеннее и осеннее время лисица утром регулярно совершает обход своей территории, двигаясь вдоль линии электропередач от столба к столбу. Такая тактика основана на сборе птиц, от перепела до утки, разбившихся в ночное время суток о провода. Летом похожую картину можно иногда наблюдать вдоль крупных автомагистралей. Здесь уже в вечерние часы хищницы собирают в кюветах и по обочинам птиц, сбитых быстро идущим транспортом в дневное время. Как правило, жертвами ДТП становятся слётки и молодые особи различных воробьиных, горлиц, индийских скворцов, жаворонков.
Не отказывается лисица и от растительной пищи. Так в летне-осенний период по горным районам лисица охотно ест спелые плоды боярышника, груши, яблони. По окраинам населенных пунктов животные поедают пищевые отбросы и падаль.
До 90-х годов прошлого века, когда заготовкой пушнины в республике занимались общества охотников и рыболовов, по Узбекистану в среднем ежегодно добывалось и сдавалось в пункты приема до
15 тысяч шкурок лисицы обыкновенной. Именно такие данные приводит Г.Ф. Гончаров (Госбиоконтроль) в статье «Мониторинг биологических ресурсов», напечатанной в сборнике «Биоразнообразие Узбекистана. Мониторинг и использование» (Ташкент, 2007 год).
В последние годы двадцатого века ситуация резко поменялась, и, как пишет автор, «... при существующей системе ведения охотничьего хозяйства собрать достоверную информацию невозможно. Объективность информации о добытых животных полностью зависит от честности и добросовестности охотника. Много информации скрывается, так как животные добываются с нарушением законодательства… на сегодняшний день мы не располагаем достоверной информацией о численности диких животных и о количестве добываемых животных»...
В этой же статье приводятся некоторые данные по добыче лисицы в новом тысячелетии. Так, учет отстрелянных животных в 2000 году представляет цифру 35 голов, в 2003 году – 250 голов, в 2005-м – 33 головы, в 2006-м – 20 голов.
На мой взгляд, среди многих причин снижения заготовок шкурок лисицы обыкновенной – введение новых правил, связанных с легальностью добычи. Ошибочно включение добычи лисицы к добыче ценного пушного зверя. Приравнивание охоты на многочисленную хищницу к охоте на куницу обязало охотников приобретать на них лицензию. Другой аспект снижения добычи лисиц – смена поколений охотников. Молодежь неохотно берется за промысел лисицы, справедливо оценив маленький экономический итог. Еще один фактор – обвальное снижение спроса на меховые изделия.
Охота на лисицу и, по большому счету, контроль за ее численностью не ограничиваются только получением мехового сырья. Охотоведы и многие охотники знают о взаимной связи лисьего поголовья в угодьях с численностью зайца на данной территории. По мнению практиков, работающих в охотничьих хозяйствах, интенсивный промысел хищниц в советский период позволял зайцу-толаю успешно освоить все мало-мальски пригодные природные стации.
Из изложенного выше ясно, что контроль над поголовьем хищниц или, как сейчас модно говорить, мониторинг в охотничьих хозяйствах и в угодьях государственного резервного фонда нужно проводить ежегодно.
Из множества известных охот на лисицу реально в Узбекистане охотниками используются три-четыре. Наиболее популярна (если это слово уместно при резком снижении интереса к добыче хищниц) охота на лисицу нагоном. Места проведения – системы оврагов в предгорной зоне и комплексы небольших саев в низкогорье. Стрелки перекрывают верховья вышеназванных геологических образований, а загонщики идут к ним от устья. В горах, где рельеф сложный, за световое время сделать более двух загонов удается редко.
Некоторые охотники регулярно добывают лисиц с подхода. Процесс такой охоты, как и в любой другой стране, где обитают эти животные, основан на хорошем знании местности, стаций отдыха и кормежки хищницы. Эта ходовая охота – на любителя, она во многих случаях содержит элементы подхода, маскировки, подманивания, ожидания в засаде и т.д.
Немногие охотники стреляют лисиц на привадах. Почти во всех районах республики организация такой охоты становится с каждым годом сложнее. И одна из причин – наличие на территории большого числа собак, бродячих или имеющих хозяина, но пользующихся полной свободой для поисков пропитания.
В семидесятые годы прошлого столетия заядлый охотник Н. Саидов из поселка Пайшанбе брал лисиц, используя для охот фокстерьера, который практически 100% обеспечивал все норные разведки и изгнание из них зверя. Каждый охотничий сезон этот любитель сдавал на приемные пункты от пятидесяти до восьмидесяти шкурок хищниц. Часть лисиц отлавливается капканами, особенно сельскими охотниками. Стандартный прием – установка капканов у найденного лисьего логова. Но при всех перечисленных способах охоты около 40% лисиц добывается ружейными охотниками случайно, обычно при охоте на другие виды дичи.
В прогнозе на ближайшее будущее при всех радикальных изменениях в среде обитания лисица обыкновенная по центральным областям Узбекистана еще долго будет одним из почетных трофеев у охотников. И не только особи обычной, слегка желтоватой окраски, но и красивые, серебряные горные особи.
Вполне возможно возрождение красивейшей, старинной, типичной центрально-азиатской охоты на степных и пустынных лисиц с помощью натасканных ловчих птиц и борзых собак. Особенно перспективными могли бы быть районы от Бухары и Алата на юге, до Учкудука и Нукуса на севере. Насколько это реально для охотников и охотничьих обществ республики Узбекистан, покажет время.

Что еще почитать