Изображение За кабанами в Беларусь
Изображение За кабанами в Беларусь

За кабанами в Беларусь

Загонные охоты на кабана не отличаются особой сложностью

Взять без труда в одном окладе пару-тройку подсвинков или сеголеток – дело обычное. Но когда ставится задача добыть трофейный экземпляр, кабаньи охоты требуют не только тщательной подготовки оклада, умелых действий загонщиков, но и точного выстрела на номере.
 

А стрелять по кабанам, даже когда стадо неспешно вышло на номер, редко приходится на чистом месте. А если звери пошли на махах, здесь не зевай, лови в прогалке кабаний бок, надеясь, что пуля удачно разойдется с зарослями кустов и елок. Вот почему отправляясь за кабанами, как, впрочем, и на другие ответственные охоты, выбор пулевого патрона – задача крайне ответственная.

По нашим расчетам, запланированных коллективных средств должно было хватить на пять дней зверовой кабаньей охоты, а недельное «сафари» мы собирались закончить двумя днями загонов по «мелочи» – зайцу и лисе. С охотничьим хозяйством, где планировалась охота, некоторые из нашего коллектива были знакомы не понаслышке. Проходя службу в ГДР, они выступали на первенстве Союза по стендовой стрельбе за Белоруссию и хорошо знали, в какие угодья бывшей советской республики лучше отправиться. Так что выбрать охотничье хозяйство труда не составляло, но вот «ружейная» сторона вопроса некоторых расстроила. Пришлось учитывать сложные для понимания погранично-таможенные ограничения и ехать с гладкоствольными ружьями, что внесло некоторое смятение в ряды приверженцев нарезного оружия, привыкших по зверю использовать карабин.

По поводу удаленности предстоящей охоты ни у кого нареканий не было, ведь Минск ничуть не дальше Вологодчины, где мы привыкли охотиться в последние годы.

Погоней за трофейным зверем наш коллектив себя не обременял, больше рассчитывая на количество взятого зверя, чем на качество трофея. В общем, планировалось «пострелять от души», но в этом были и определенные минусы. Возможные штрафы за промах и подранка накладывали на участников охоты ответственность за точность выстрела. Ведь правильный прицел из гладкостволки еще не гарантия, что пуля точно попадет в цель. Многое зависит не только от особенностей ружья, но и от применяемых боеприпасов, в основном от конструкции применяемой пули. Сеголеток кабана – зверь небольшой, хотя в зимней взъерошенной щетине вид имеет солидный, и отклонение в 20–30 см – обычный разброс свинцовых пуль – может оставить стрелка без трофея и, того хуже, сделать подранка.

Вот поэтому как только переговоры о поездке на охоту приобрели реальные сроки, оставшиеся дни до выезда были посвящены поиску подходящего боеприпаса, способного в какой-то мере заменить нарезной ствол. Главное требование, понятно, максимально точный выстрел, или высокое останавливающее действие, не позволяющее зверю уйти даже при попадании не по месту.

Пули отечественного производства, к сожалению, даже такие известные как подкалиберные «Полева», все же были отвергнуты: слишком низкой была культура производства российских свинцовых пуль, различия не только по весу, но и по размерам никак не предполагали стабильных попаданий.

Решение данного вопроса оказалось неожиданным. Зайдя в РОРС к начальнику отдела охоты Н.А. Курилову, как всегда поговорили об охоте и патронах. Николай Александрович, недавно вернувшийся со зверовой охоты во Владимирской области, расхваливал пулевые патроны фирмы «Техкрим» с импортной пулей Brenneke, показавшей на охоте отличные результаты. Да и искать эти патроны не надо, достаточно спуститься с седьмого этажа Дома охотников на первый в магазин, где всегда отличный выбор качественных патронов.

Да и я в последнее время склонялся к калиберной пуле 12 калибра Gualandi (итальянской фирмы «Bashieri & Pellagri») и легкой (28,4 г) Brenneke патрона фирмы «Rottwei».

Но реалии оказались таковы, что из магазина я вышел не с Гуаланди и Бреннеке, а с сотней патронов фирмы «Sauvestre», которые своими техническими характеристиками могли удивить любого охотника, привыкшего использовать по зверю гладкий ствол. Отклонения пуль по вертикали были в пределах 1–4 см на дистанции до 100 м от точки прицеливания, а это по существу прямой выстрел. Скорости и энергии пули было больше чем достаточно не только для молодого, но и для крупного кабана. Вот как описывает фирма свой новый патрон со стреловидной пулей.

Пуля «BFS» Sauvestre – двусоставная пуля-стрела с рифленой поверхностью. Концептуально новый пулевой патрон для гладкоствольных ружей, уже используемый и оцененный многими охотниками, был разработан французским инженером Жан-Клодом Савестром (Jean-Claude Sauvestre).

Патрон предназначен для гладкоствольных ружей как с дульными сужениями, так и без них. Его баллистические качества образуются от комбинации «стрелки» с очень твердым центральным ядром и оригинального контейнера, сделанного из двух кольцевых половинок, которые гарантируют газонепроницаемость и гибкость продвижения в стволе. Как только эта часть покинет ствол, кольцевые половинки отпадут от пули, не нарушая ее начальной траектории полета.

Ради справедливости следует заметить, что патрон Sauvestre не дешевый, но и кабан, лось или другой крупный зверь – трофеи по нынешним временам не только ценные, но и дорогие. Кроме этого, на зверовой охоте много не стреляют, точный выстрел на таких ответственных охотах многого стоит. Соотношение цены-качества по результатам нескольких охот на копытных заставило сделать вывод, насколько выгоднее патроны с отличными характеристиками и высокой ценой, позволяющие сэкономить немалые деньги на коммерческих охотах на кабана и лося. Нет промахов, и отсутствуют соответствующие штрафы, которые так любят выставлять устроители платных охот.

Но охотничий магазин в Доме охотника преподнес еще один сюрприз. Неожиданно возникший разговор с одним из посетителей магазина с приятным прибалтийским акцентом закончился тем, что уже через день через проводника поезда «Рига – Москва» я получил посылку с четырьмя пачками патронов фирмы «Ddupleks» с двумя видами пуль.

Hexolit 32 – пуля с мощнейшим поражающим действием, для любых дульных сужений. При попадании в тело животного диаметр передней части пули мгновенно увеличивается с 18,5 мм до 36–38 мм. Насколько я знаю, это самый большой диаметр экспансии охотничьего боеприпаса, который при этом раскалывается на шесть симметричных частей. Конус из шести осколков обеспечивает большую площадь поражения. Комбинированная гидродинамическая и пневматическая ударная волна внутри тела вместе с поражающим действием осколков образовывает уникальное мгновенное воздействие Hexolit 32, гарантирующее хорошие результаты даже при неточном попадании. Но, что особенно удивляет в этой пуле, при попадании в дерево, стальную плиту, траву, ветки и мелкие кусты ее передняя часть не раскрывается вообще или раскрывается только частично. Передняя часть пули сделана в виде прочной металлической конструкции в полимерной оправе. При попадании в твердые тела она в состоянии сохранить свою форму.

Вторая мощная пуля серии Monolit весом 32 г дает отличные результаты попаданий в местности, особо густо заросшей травой и кустами, где использование нарезного оружия неэффективно. При попадании в тело дичи пуля Monolit 32 обеспечивает особенно сильное останавливающее действие. Плоская лобовая поверхность пули обеспечивает полную отдачу энергии удара пули в место попадания.

И последнее, на что хочется обратить внимание, – это возможность стрелять из стволов любой сверловки. Из чока 1 мм получается лучший бой. Во время полета конус в задней части пули и боковые поверхности тела ее стабилизируют. Благодаря твердому материалу, балансировке и стабилизирующим поверхностям, пуля сохраняет изначальное направление полета не только при попадании в кусты и траву, но и в крупные препятствия – например, деревья толщиной 5–10 см.

Итак, вооруженные патронами Sauvestre и Ddupleks, почти полностью уверенные в успехе, мы тронулись в путь.

Не стану документально описывать дорогу, охотничье хозяйство, условия проживания, а также добычу многочисленных трофеев, остановлюсь лишь на трех эпизодах, которые позволили в полной мере оценить достоинства выбранного боеприпаса.

• • •

Мой номер, где сходятся две кабаньих тропы, очень хорош, если б не густые кусты лещины, позволяющие видеть вглубь загона всего метров на 25–30. Что ж, подходящий момент проверить Monolit 32. Голоса загонщиков приближаются, и уже кажется, что на этот раз я остаюсь без выстрела, как за переплетениями веток орешника «проявляются» кабаньи силуэты. Гон между тем потихоньку смещается в сторону, и понятно, что моих кабанов загонщики не захватят. Пуля трещит по мерзлым веткам кустов, испуганные кабаны отворачивают обратно в загон, а сквозь густоту подлеска с трудом проглядывается туша добытого мной кабана.

• • •

Кабанья тропа у моего номера идет по старому сосняку, практически лишенному подлеска. Кабанов замечаю издали, но рассчитывать на дальний и тем более точный выстрел не приходится: мелькая между частыми стволами сосен, ходко идущее стадо не дает возможности как следует прицелиться. Наконец метрах в сорока приличный подсвинок приостанавливается перед свалившимся деревом, позволяя спокойно стрелять, но, к сожалению, всю переднюю часть туши закрывают толстые стволы деревьев. Выстрел пулей Hexolit 32 скорее по брюшине, чем по ребрам, – и кабан грузно оседает в неглубокий снег.

• • •

Пойма реки, в зарослях камыша множество кабаньих переходов. Загонщики заходят со стороны леса, чтобы прогнать камыши в сторону болотины, поросшей редкими низкими кустиками. Вот где может пригодиться пуля Sauvestre! Справа от меня, на номерах, раздается стрельба, и через несколько минут поперек загона, из зарослей прошлогодней травы, на махах вываливает секач.

Горой возвышаясь над чахлыми кустами болотины, он спешит уйти из загона, прижимаясь скорее к кричанам, чем к стрелковой линии, и понимая, где действительно таится опасность. Ничто не мешает мне правильно прицелиться, выстрел по обрезу грудины – и секач, резко притормозив, оседает, пытаясь приподняться на передних ногах. На этот случай у меня имеется несколько пуль «Вятка», но после выстрела они чертят по снегу, не долетая до подранка. Опять в стволе Sauvestre, и точный выстрел прекращает мучения зверя. Звучит команда «отбой», считаю шаги до кабана. Их 180, и это по неглубокому снегу, который позволяет шаг особенно не сокращать.

• • •

Конечно, делать обобщения и категорические выводы о применении и эффективности пулевых патронов, с абсолютным успехом примененных нашим коллективом на охоте, не стоит. Как и утверждать, что Sauvestre полноценно могут заменить нарезной патрон, а Ddupleks абсолютно эффективен своей способностью преодолевать заросли и великолепными останавливающими свойствами. Но ясно одно: отправляясь на охоту, особенно зверовую, уделять внимание применяемому патрону нужно обязательно.

Что еще почитать