Изображение Спасти весеннюю охоту!
Изображение Спасти весеннюю охоту!

Спасти весеннюю охоту!

Что кроется за очень правильным, на мой взгляд, решением «запретить весеннюю охоту на водоплавающих в районах основных миграционных стоянок»?

В марте нынешнего года я написал статью «Сохранить весеннюю охоту» , в которой постарался обосновать поднятую тему прежде всего с точки зрения сохранения традиций русской охоты. При этом я сослался на конкретные цифры, показывающие незначительную долю объема добычи перелетных птиц (водоплавающих и вальдшнепа) в нашей стране в сравнении с общей добычей охотников европейских стран.

Но видно, идея закрытия весенней охоты по-прежнему не дает покоя многим природоохранным деятелям. Появились сообщения, что весеннюю охоту хотят полностью запретить на три года, а если это не удастся, то очень резко ограничить. И вот 21 апреля министр природных ресурсов и экологии РФ Юрий Трутнев провел заседание общественного Совета по охоте и охотничьему хозяйству при Минприроды России по вопросу регулирования весенней охоты и охраны охотничьих угодий. Как сообщает официальный сайт Минприроды России, главным вопросом повестки дня было рассмотрение ограничений весенней охоты на перелетных птиц. В частности в тексте на сайте говорится: «В этой связи Минприроды России предлагает запретить весеннюю охоту на водоплавающих в районах основных миграционных стоянок. Предлагается также ограничить охоту на гусей в таких регионах, как Забайкальский, Приморский, Камчатский, Хабаровский край, Республика Бурятия, Амурская, Магаданская, Сахалинская области, Еврейская автономная область и Чукотский автономный округ. К другим мерам по сохранению водоплавающих птиц в России относится передача полномочий по нормированию охоты на мигрирующие виды на федеральны уровень и введение запрета на охоту в темное время суток. Решено также развивать взаимодействие со странами, имеющими общую с Россией территорию годового пребывания пернатых. Как отметил Ю. Трутнев, формой такого сотрудничества может стать международный Форум по проблемам сохранения биоразнообразия. В течение недели члены Совета должны были представить в Минприроды России свои мнения и предложения по данному вопросу».

Эта новость при беглом ознакомлении с ней охотников особых опасений не вызвала. Но на деле все оказалось значительно серьезней. Это и побудило меня написать новую статью с более категоричным названием. Да, нашу весеннюю охоту надо именно спасать!

Что кроется за очень правильным, на мой взгляд, решением «запретить весеннюю охоту на водоплавающих в районах основных миграционных стоянок»? А за ним стоит так называемый «Список ключевых весенних миграционных остановок водоплавающих птиц в России, на территории которых весенняя охота на водоплавающую дичь должна быть закрыта». Он подготовлен орнитологами — специалистами по водоплавающим птицам РГГ (рабочей группы по гусеобразным). По моей информации, этот список фактически уже одобрен министром. Что же это за территории, где якобы в массе останавливаются пролетные утки и гуси и где охота весной должна быть полностью закрыта? А теперь, охотники, внимание! Поскольку весь список по России занимает 11 страниц (в редакции он имеется), приведу эти территории только для некоторых областей центрального и северо-западного федеральных округов.

Владимирская область

Пойма реки Клязьма (от границы с Московской областью до г. Собинки), от г. Коврова до г. Мстеры и от г. Вязники до п. Галица, разливы у г. Ковров и г. Вязники.
Побережье Горьковского водохранилища и его острова.
Суздальский район.
Территория Клязьминского республиканского заказника.
Пойма и устьевая часть реки Уводь (Ковровский район).

Воронежская область

Междуречье рек Битюг и Хопер, Битюг и Икорец.
Пойма реки Икорец: на севере заливные луга, на юге с/х поля (Бобровский район до границы с Таловским районом).
Озеро Ильмень.

Ивановская область

Ср. течение реки Лух (Лухский и Палехский районы).
Побережье Горьковского водохранилища и острова на участке от г. Волгореченск до
г. Плес и на участке от устья реки Нодога до г. Юрьевец.
Приволжский район, Вичугский район, Гаврилово-Посадский район, Ильинский район.
Территория Клязьминского республиканского заказника (низовья реки Клязьма).
Пойма и устьевая часть реки Уводь (Савинский район).
Пойма нижнего течения реки Уводь от трассы Иваново — Ковров до реки Клязьма.

Костромская область

Пойма реки Унжа: Игунинский участок Костромской низины и Шолоховский заказник.
Территория заказника «Кологривская пойма».
Побережье Горьковского водохранилища и его острова.
Красносельский район.

Московская область

Госкомплекс Завидово: Шошинский плёс Иваньковского водохранилища.
Верховья реки Клязьма.
Нарские пруды (Одинцовский и Наро-Фоминский районы).
Пруды Егорьевского рыбхоза и Шалаховское водохранилище (Егорьевский район).
Лотошинские пруды с прилегающими лугами (Лотошинский и Волоколамский районы).
Виноградовская пойма (Воскресенский р-н).
Дидиновская пойма реки Ока (Луховицкий район).
Долина реки Дубна в окрестностях д. Минино, д. Нушполы, д. Закубежье и д. Окаемово (Талдомский район).
Урочище «Бублик» (Талдомский район).
Южная часть урочища Апсарево (Талдомский район).

Рязанская область

Вся пойма реки Оки.

Тверская область

Верхнемоложский водно-болотный комплекс (озеро Верестово с примыкающими водоемами, Бежецкий район).

Архангельская область

Устье реки Мезень.
Южная часть Каргопольского района.
Озеро Лача и тысячеметровая зона побережья.
50 км зона вокруг регионального заказника «Филатовский».
Губа Ухта (Онежский полуостров Белого моря).
Унская губа (Онежский полуостров Белого моря).
Зеленая зона вокруг г. Архангельск.
Остров Мидьюг.
Губа Сухое море (Приморский район).

Вологодская область

Пойма реки Унжа.
Разливы реки Шексна.
Озеро Воже.
Прибрежные болота на юге Онежского озера.

Новгородская область

Озеро Ильмень с дельтами впадающих рек: Ловать, Полисть, Шелонь и Мста.
Озеро Великое и прилегающие водоемы и болота.
Озеро Болонье (Заказник «Перелучский») (Мошенской и Боровичский районы).
Северное Приильменье (Новгородский район).

Как видим, помимо конкретных, действительно ключевых для пролетных птиц территорий, в список попали целые районы, вся пойма реки Оки и практически вся пойма реки Клязьмы. Почему бы не выделить конкретные, локальные территории? И почему гусей и уток объединили, поставив под запрет в этих местах охоту на селезней с подсадной уткой? Фактически под запрет попали лучшие места для этой охоты. И что прикажете делать охотникам, держащим подсадных только ради весенней охоты? Я очень хорошо знаю пойму Клязьмы и могу с ответственностью заявить, что большая ее часть ну никак не подходит под категорию «основных миграционных стоянок» водоплавающих. Да и половодье сейчас бывает не каждый год ,и только на отдельных участках поймы.

Интересно, что изначально речь шла только об ограничении весенней охоты на гусей. Это действительно надо делать. Но полностью ее закрывать тоже нецелесообразно. Во-первых, гуси — наши охотничьи ресурсы, они должны рационально использоваться. Сохранять гусей только для того, чтобы они увеличивали численность, не по-хозяйски. Господь дал нам зверей и птиц в пищу, и мы не должны от этого отказываться, помня о необходимости сочетания рационального использования и сбережения дичи.

Весной и осенью у гусей разные пути и тактика пролета. Осенью гуменники и белолобые в большинстве областей центрального региона летят без длительных остановок, часто ночью, на большой высоте, а часть популяций возвращается на зимовку другими путями. Весной мы гусей постоянно видим, они летят с длительными остановками для отдыха и кормежки, и, естественно, именно в это время их более реально добывать. Наиболее ценные производители летят первыми. Позже, ближе к маю, мигрируют большей частью неполовозрелые особи. Таким образом, учитывая новые правила охоты, можно путем регулирования сроков изымать из популяции большей частью прошлогоднюю молодежь, не принимающую участия в размножении. Не забудем и об охотниках. За последнее десятилетие многие стали настоящими гусятниками, познавшими тонкости этой охоты, грамотно использующими засидки, манки, профиля и чучела. Некоторые держат манных гусей. Для этих охотников гусиная охота не праздное развлечение и стрельба по летящим стаям, а тяжелый, но интересный труд, увлечение, радость познания поведения и голосов гусей, и, как следствие — трофеи в награду. Сейчас уже многие охотники не представляют себе весеннюю охоту без охоты на гусей. В то же время, именно эта охота вызывает наибольшее количество нареканий, причем даже среди охотников. А потому гусиная охота требует наибольших ограничений.

Но при чем здесь весенняя охота на селезней с подсадной? Сколько трудов стоило нам эту охоту открыть во второй половине 80-х годов, возродить русскую подсадную утку и забытые традиции этой охоты! Тогда, в восьмидесятых, усилиями охотоведов Я.С. Русанова, А.В. Сицко, Е.К. Кандаурова, А.А. Улитина, В.П. Кузенкова, В.Г. Ковалевского, А.А. Тихонова ее удалось законодательно открыть после почти 25-летнего запрета. Сыграли роль письменные и устные рекомендации и публикации сотрудников ЦНИЛ Главохоты РСФСР Е.С. Гусакова, А.В. Молочаева, Ю.Ю. Блохина, В.Е. Размахнина, И.О. Костина, автора этой статьи и многих других ученых. У нас в отделе дичеразведения была специальная тема по разработке принципов селекционного отбора подсадных уток с хорошими манными и рабочими качествами, результаты которой высоко оценил известный российский охотовед Я.С. Русанов. В начале XXI века был создан Клуб любителей охоты с подсадными и манными птицами, а в последние два года по инициативе тульской секции подсадных птиц проводятся Всероссийские состязания подсадных уток (см. «РОГ» № 18, 2011). Ограничения охоты с подсадной путем ее полного закрытия на так называемых ключевых территориях — это фактически полный ее запрет в самых лучших местах, где эта охота сейчас все шире практикуется. Несколько лет таких запретов, и русская охота с подсадной вновь уйдет в прошлое. В конце концов придется ее вновь возрождать. Но найдутся ли в России новые Русановы, Тихоновы и Сицко?

Другим странным нововведением выглядит предложение о проведении охоты только в светлое время суток — от восхода солнца до заката. Аргументация проста: в сумерках охотник может случайно убить самку утки или краснокнижный вид. Тот, кто выдвинул такое предложение, вряд ли когда охотился с подсадной уткой. Охотник стремится попасть в шалаш еще в полной темноте, чтобы не опоздать к первому разлету селезней. Обычно он начинается как только забрезжит рассвет. Это самое волнующее для охотника время. Разумеется, в полной темноте, когда и мушки ружья не видно, охотник стрелять не будет. Но примерно за час вдо осхода солнца уже всегда отличишь на воде селезня от утки и по окраске оперения, и по голосу. Конечно, после восхода солнца будет и второй разлет селезней, а иногда, около 9 утра, бывает и третий. Но лишать охотника возможности охоты в сумерках недопустимо — это самое лучшее время для охоты с подсадной! Кстати, и вечером активность уток максимальна в сумерках. Сразу же после захода солнца и нередко до заката селезни вообще не летают.

Я предлагаю:

• Список ключевых весенних миграционных остановок, на которых весенняя охота должна быть запрещена, должен относиться только к гусям и весенней охоте на них.

• В этом списке недопустимо закрывать охоту целыми районами и во всех поймах рек, указанных в списке. Необходимо выделить конкретные локальные зоны, где гуси действительно в массе останавливаются на отдых и кормежку.

• Охота на селезней с подсадной уткой не должна ограничиваться территориально. Однако она должна проводиться только с живой подсадной уткой из скрадка. Следует строго запретить нахождение охотника вне укрытия с собранным ружьем.

Попытка ограничения весенней охоты на водоплавающих — это, несомненно, первый шаг к ее полному закрытию. Дело известного украинского антиохотника В. Борейко живет и процветает! Спасти весеннюю охоту сейчас могут только сами охотники. Рыболовы уже показали нам, как надо отстаивать свои права.

Что еще почитать