Изображение Первая встреча с камскими судаками

Первая встреча с камскими судаками

Куйбышевское водохранилище в районе слияния Волги и Камы — непростой для рыбалки водоем. Огромное водное зеркало требует серьезного к себе отношения. Пешком по льду или на весельной лодке по открытой воде до большинства интересных мест не доберешься. Сильные ветра скорее правило, чем исключение; чтобы рыбалка была даже не комфортной, а просто безопасной, ко всем деталям рыболовного снаряжения надо подходить вдумчиво, не допуская ни малейшей небрежности.

Акватория Куйбышевского водохранилища с каждым годом привлекает все большее число рыболовов как летом, так и зимой. Причина — выдающиеся рыбные богатства водохранилища. Самая, пожалуй, желанная и престижная добыча здесь — крупный судак. А самый лучший период его ловли — вторая половина осени и перволедье. В это время судак мигрирует, придерживаясь затопленного русла, и найти его проще, чем когда он рассредоточен по «канавам», «пупкам» и прочему разнообразному рельефу.

Первый лед — рыбацкий праздник, и наши друзья из Казани настоятельно советуют нам принять в нем участие. В это время на лед выходят тысячи любителей рыбной ловли, и никто — ну, почти никто — не остается без достойного улова. Когда-нибудь мы обязательно последуем доброму совету. Но в этом году сделали выбор в пользу открытой воды и спиннинга.

Конечно, конец октября не самое простое время для рыбалки. Еще более частые, чем в другое время, сильные ветра, температура воздуха «в районе нуля», воды — немногим больше… Но зато есть возможность быстрого исследования водоема с помощью эхолота, быстрого облова интересных мест спиннингом. Да и минимальное количество людей на воде и берегу для нас, жителей больших городов, однозначно положительный момент. А вечера у костра и сон в палатках — это кому как, но для нас еще один плюс.

НА РЫБАЛКУ!

И вот поздно вечером на двух автомобилях мы выезжаем из Москвы в сторону Казани, чтобы, объединившись там с друзьями, выдвинуться на берег Куйбышевского водохранилища в районе деревни Саконы. Дорога? Так себе дорога. На объездной вокруг Нижнего Новгорода я пробил колесо, а на подъезде к Казани — запаску. Сто раз об этом говорено, всем все понятно, так что не будем о грустном. Дороги у нас плохие, зато люди душевные, водоемы рыбные, ну так и будем наслаждаться успешной рыбалкой и общением с хорошими людьми.

Что рыбалка здесь может быть успешной, мы поняли в первую же минуту на берегу Камы. Вышли из машин, отправились к воде — двое знакомых нашего казанского друга Игоря складывают надувную лодку.
— Как рыбалка?
— Да как посмотреть… Весь день без поклевок, зато в сумерках по паре судаков взяли.
Из этих четырех судаков самый мелкий был больше пяти килограммов! А самый крупный — больше десяти!
— Где?
— На русле, возле Каменного маяка.
А что люди душевные, тоже выяснилось очень быстро. Мы приехали не на пустое место, а в обустроенный лагерь, нам помогали, нас кормили, потом были костер и песни под гитару… Нет слов!

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ

Наши новые знакомые закончили рыбалку и уезжают домой, в Иваново. Откладываем ненадолго старт и провожаем их. Ничего, рыба от нас не уйдет, да и утренний морозец пусть ослабеет.
Морозец ослабел, зато поднялся ветерок. Приличный, но ничего, терпимый. «Аборигены» Игорь и Марат уходят в активный поиск, но перед этим дают нам ориентировку: «Вот поворот затопленного русла, а здесь хорошо поработал земснаряд. Ловите. Поклевки будут».

И действительно, поклевки есть! Не с первых проводок, но на первой же точке Коля открывает счет: щука за 3 кг! Потом у обоих — некрупные щуки и судачки, ловля веселая, но надо исследовать акваторию, тем более что уха уже обеспечена.
Исследуем. Рельеф чумовой, да и рыбка поклевывает. Тут бершик, там судачок… Ближе к вечеру находим громадную стаю разнокалиберной рыбы. Говорят, опытный гидроакустик с качественным эхолотом леща не только от судака, но и от густеры отличает. Мы на такие подвиги не способны, предполагаем, что видим стаю карповых рыб, на периметре которой должен быть нужный нам судак. Ловим, переставляемся, ловим — один зачетный судак попался, но без продолжения. Начинает темнеть; уговариваю Колю: если бы судак собирался в сумерках клевать, то уже бы начал, а в темноте, да в незнакомых местах, опасно ходить под мотором — пора заканчивать.

Изображение

РАЗВИВАЕМ УСПЕХ

На второй день погодные информеры дружно обещали нам штормовой южный ветер и обвал атмосферного давления (это было одной из основных причин выбора места для базового лагеря на южном берегу Камы). Давление мы не измеряли, а ветер был предсказан правильно. К сожалению, сильный, явно больше 10 м/с. Но к счастью, южный. Высокий берег прикрывал нас, не давая разгуляться волне. Но порывы ветра все равно срывали с гребней волн капельки воды, и они, как стеклянные шарики, летели почти горизонтально по нескольку метров. Красиво.

Спорим с Колей, какая погода лучше для судака. Я считаю — солнце, ветер, стабильное высокое давление. Он — непогода, ветер, дождь или снег, низкое давление. Общий знаменатель — ветер, и он как раз просто рекордный. И судак ловится, пусть не с каждой проводки, но достаточно стабильно. Впрочем, я забежал вперед.

Прежде чем найти судака, мы прошлись по бровке затопленного русла. Оно здесь подходит близко к берегу, так что есть возможность проверить не только бровку, но и полив: часто бывает, что щука держится на некотором удалении от бровки, а щуки здесь, говорят, много, и она крупная. Нашли на бровке две плотные, компактные стаи леща — скорее всего, леща. Обловили их по периметру — поклевок нет. Проверили вчерашнюю огромную стаю — поклевок нет. А как дела в прибрежной яме, где вчера лучше всего клевало? Никак.

И только после этого, пройдя вдоль бровки до места, где земснаряд начал (или закончил?) свою работу, мы нашли еще одну стаю какой-то рыбы, а вместе с ней и судака. Не сказать, что особенно крупного, но вполне зачетного: под 2 кг были трофеи. Мелочь тоже попалась, но неторопливое вываживание позволило не наносить «подросткам» баротравму, а холодная вода добавила уверенности, что отпущенные судачки будут живы и здоровы.

«ТАПОК»

Моя основная джиг-приманка — пластиковый «твистер». Риперы, иначе виброхвосты, мне не нравятся, их преимуществ перед твистером я не вижу, а недостаток очевиден: «тарелка» на хвосте укорачивает заброс и частенько вызывает вращение в полете. Поролоновая рыбка — прекрасная приманка, в незацепляющемся варианте ей нет альтернативы. Но когда можно ловить с открытыми крючками, я все-таки предпочитаю твистер. По одной простой причине: поролон набирает в себя воду и требует тщательного отжима после рыбалки.

На этот раз я решил попробовать пенополиуретановую рыбку (у нее много названий, мне нравится «тапок» — в честь самого популярного источника материала). Надеялся, что «тапок» позволит полноценно применять «волочение» — исключительно эффективный, но чреватый зацепами способ проводки. Особенно он хорош при стаскивании приманки с крутой бровки, когда надо провести приманку по самому дну. А при ступенчатой проводке приманка частенько «пролетает» мимо рыбы.
Не очень-то у меня это получилось, на «волочение» клюнул только один судак, правда, самый крупный. Тогда я стал чередовать «волочение» и «ступеньку», и тут поклевки не заставили себя долго ждать. Причем если на твистер и поролон большинство поклевок бывает во второй половине паузы, ближе ко дну, то на «тапок» клевало в самом начале паузы, практически в верхней точке «ступеньки». Время покажет, случайность это или закономерность, но что приманка работает и ловит, понятно уже сейчас.

ЗАЦЕПЫ

Коряг на дне не обнаружено, и глиняных обрывов, в которые врезается шнур, здесь тоже нет. Но человек постарался, и без зацепов все-таки не обошлось. То замытая сеть на дне, то оборванная донка, то какие-то веревки… Расход приманок заметный. В самом продуктивном судачьем месте сначала ловили спокойно, но стоило случиться первому зацепу — и все, в эту сторону забрасывать больше было нельзя. Видимо, обрывая приманки, я приподнял причину зацепа (скорее всего, брошенную замытую сеть). В дальнейшем мы старались ставить лодку так, чтоб эта сеть была прямо под нами, — нелегкая задача, учитывая порывистый ветер и переменной силы течение.

КСТАТИ, О ТЕЧЕНИИ

Тому, кто ловит на водохранилищах, не надо объяснять, что значит «дали тягу». Течение, а следовательно, и клев напрямую зависят от режима работы гидросооружений. Есть тяга — лови и радуйся, нет — что же делать, надо приспосабливаться. В районе слияния Камы и Волги ситуация особенная: сила и направление течения зависят от режима работы трех ГЭС. Вода может течь как из Камы в Волгу, так и наоборот. Рыба, по всей видимости, к этому приспособилась, а вот рыболову приспособиться трудно.

При нас течение в Каме вспять не поворачивало, но появлялось и исчезало многократно. Чтобы связать течение и клев единой формулой, нужны годы и годы наблюдений. Ведь в каждом отдельно взятом месте, со специфическим
рельефом, влияние течения на активность хищника будет своим.
Нам разобраться в местной специфике, конечно, не удалось. Заметили только, что самая продуктивная фаза — рост силы течения, но так бывает всегда и везде. Что же касается выбора места ловли в зависимости от течения, то это высший пилотаж, пока нам недоступный.

НАГРАДА ЗА ТЕРПЕНИЕ

Кульминацией рыбалки стал ее последний, четвертый день. Ветер стих. Тяга была. Рыба клевала — и на нашей любимой точке с замытой сеткой, и в районе громадной стаи рыб, которую Коля по причине отсутствия хищника прозвал было «ядовитой». А когда мы нашли на русловой бровке выступ и стали забрасывать за него, на полив глубиной около пяти метров, щука от одного до трех килограммов стала клевать с каждой проводки! Такого я, пожалуй, никогда раньше не видел.
Наши казанские друзья говорят, что все это не клев, что судак рассредоточен из-за высокого уровня воды, что его миграция выражена гораздо слабей, чем обычно. Нет причин не верить друзьям, остается только удивляться и восхищаться: каков же потенциал водоема, если такой клев считается плохим! Конечно, судака до двух кило и щуку до четырех трофейными не назовешь, но ведь и нелепо надеяться на трофей в первое знакомство с водоемом. Трофей надо заслужить, и мы не сомневаемся, что будем вновь и вновь сюда возвращаться. До встречи, Кама!